Вернемся к одному из моих самых любимых циклов, и речь сегодня пойдет не о музее как таковом (музей в Мельбурне, входящий в государственное объединение "Музеи Виктории", предлагает множество экспозиций разных тематик), а о конкретной коллекции, представленной в нем. Естественно, оружейной.
Знакомьтесь: мистер Уильям Эдвин Джеймс Коул, родившийся в 1864 году в Фицрое - ныне "богемном" районе Мельбурна.
С оружием его жизнь была связана мало по меркам тех лет: Коул не был ни золотоискателем, ни военным, ни уж тем более бушрейнджером. Его отец совместно с братом всего лишь с 1859-го торговали краской в собственном магазине "Братья Коул", где начал работать и сын, унаследовавший в итоге семейное дело после смерти отца в 1902 году и дяди в 1912-м (магазин, кстати, закрылся только в 1978 году, став самым "долгоживущим" в городе).
Интересы у него тоже были далекими от оружия по большей части: он, в частности, играл на флейте-пикколо в местном оркестре, участвовал в гонках (его парусная лодка "Вайвера" минимум один раз побеждала в чемпионате), рыбачил... И вот уже после всего этого увлекся еще и стрельбой. А, поскольку проблем с деньгами у него не было, Коул начал собирать коллекцию антикварного оружия, большую часть которой в 1943 году передал в музей, а остатки ушли туда же по его завещанию после смерти в 1952 году.
Поскольку в ней больше двух сотен экспонатов, всю ее физически не охватить в формате одной статьи, поэтому придется идти "по верхам".
Кремневый пистолет лондонского мастера Джона Басса, 1770-е:
Гладкий ствол калибра 0,55 дюйма - отвинчивающийся, на него напаяно крепление откидного штыка. В сложенном виде пистолет имел длину чуть больше 20 сантиметров, откинутый штык добавлял еще 8. Длина ствола - 3 дюйма (76 мм). Здесь интересен механизм откидывания: спусковая скоба могла сдвигаться в продольном направлении, в переднем положении (до упора в спусковой крючок) фиксируя конец сложенного штыка. То есть при нажатии на спуск во время выстрела скоба одновременно сдвигалась назад, освобождая штык и позволяя его откинуть: "не застрелил, так добей".
Неожиданный гость с Кавказа - черкесский кремневый пистолет конца XVII века:
Ствол здесь гладкий, "правильного" по способу измерения 34-го калибра и длиной не много ни мало 276 мм (весь пистолет - 40 см). Сохранились следы всечки золотом, передний хомут ствола - серебряный, с чеканкой. Вместо спускового крючка - некая "пупышка" внизу, не защищенная скобой.
Пара капсюльных пистолетов эдинбургского мастера Александра Томсона, 1850 год:
Характерная "ребристость" стволов объясняется просто - для чистки они вывинчивались из колодки.
Калибр по тем временам "детский" - 0,3 дюйма, нарезов нет. Ствол и УСМ со складывающимся спусковым крючком, откидывающимся при взводе курка - стальные, колодка из латуни. Для середины XIX века эти пистолеты с общей длиной 218 мм считались компактными.
Капсюльный револьвер ливерпульской мастерской "Бентли и сыновья", 1855 год:
Обратите внимание - уже самовзводный! Рамка - бронза (именно бронза, а не часто использовавшаяся латунь), граненый ствол с 18 нарезами сделан под калибр .426. Барабан - шестизарядный. Примечательно, что мастера эти были не кем-нибудь, а "поставщиками Его Королевского Высочества Принца Альберта" (того самого, что в 1840 году женился на королеве Виктории, по совместительству - собственной кузине) - об этом гордо говорит гравировка на стволе.
Кремневый пистолет с клеймом лондонского оружейника Генри Нока, 1800-е годы:
И колодка, и ввинченный в нее ствол - латунные, расположение кремневого замка - центральное. 176-мм ствол гладкий, чуть меньше 24-го калибра. И, надо сказать, Нок, в свое время весьма известный мастер, к этому пистолету даже не притрагивался: на самом деле это подделка неизвестного авторства из Бирмингема.
Револьвер Трантера "третьей модели", 1858 год:
Об этом человеке уже писалось, так что не стоит повторяться.
Конкретно "третья модель" - это последний револьвер Трантера с его фирменными двумя спусковыми крючками, следующая уже была с обычным спуском. Калибр здесь по трантеровским меркам еще небольшой - "всего" .442.
Вот эта двустволка от небезызвестных W.C.Scott&Son (1880 год) - личное оружие Уильяма Коула, с которым он ходил на охоту:
Стволы - дамасковые, длиной 30 1/8 дюйма (765 мм), что для тех времен не так много. Фактическая сверловка по британскому обычаю того времени соответствует 13 калибру при патронниках 12-го.
Еще одна чисто британская особенность тех лет - несмотря на то, что ружье уже переломное, под унитарный патрон, оно старательно изображает капсюльное: цевье крепится поперечной чекой, имитируя крепление стволов, принятое на шомпольных ружьях, а курки набегают фальшвыступами на стволы, как будто рассчитаны на удар по капсюлям, установленным на брандтрубки. В этом плане английский консерватизм выражен как есть: покупая переломное казнозарядное ружье, британский охотник тех лет хотел, чтобы оно выглядело "правильно" - то есть как капсюльное. Бывало в Великобритании и не такое:
Капсюльная "хауда" лондонской мастерской Генри Тейтема, 1850-е:
Оба ствола - гладкие, 16 калибра. Боковые замки (правый - на нижний ствол, левый - на верхний) - с наружными боевыми пружинами. Длина стволов - 165 мм.
Немецкий "Аншютц" для "гуманного забоя скота", калибр 11 мм:
Затвор под специальный патрон центрального боя откидывается вбок, ствола пистолет не имеет. УСМ - сугубо самовзводный.
"Слоновий" двуствольный штуцер Райли (Лондон, 1880-е):
Поскольку он еще даже не казнозарядный, а капсюльный, обозначение калибра у него как у гладкоствольного оружия - 10 (обозначение в долях дюйма стало принятым на подобном оружии только с появлением казнозарядных "нитроэкспрессов"). В дамасковых стволах длиной 614 мм всего по 2 нареза.
В этом двуствольном ружье все повернуто с ног на голову - мастер Антон Буркхардт из Веймара разместил брандтрубки и курки снизу, причем курки взводились движением вперед:
Калибр у дамасковых стволов тоже "ни два ни полтора" - пятнадцатый.
Револьверная капсюльная винтовка "Адамс и Дин", 1855 год:
Сделана она по патенту того самого Роберта Адамса, с револьвером конструкции которого британская армия проходила вплоть до принятия на вооружение в 1880-м году "Энфилда номер 1", уже успев его модернизировать по патенту Бомона, а затем второго Адамса, переделав из капсюльного под патроны центрального боя.
Винтовка же - с типично адамсовским самовзводным УСМ, барабан и ствол под патрон калибра .380. Длина ствола - 51 см, прицел - фиксированный, на 150 ярдов.
Есть тут и "околооружейные" вещи - пороховницы, приспособления для снаряжения патронов и даже настоящие "растяжки от воров", взрывавшиеся при открытии двери, к которой привязывались. Да уж, совсем другое было время...