По большому счету, этот револьвер можно назвать настоящим символом викторианской Англии: будучи принятым на вооружение еще как капсюльный, впервые он попал на Крымскую войну 1853-1856 годов, которую британцы звали "Восточной", а списан со службы после ряда модернизаций он был уже в варианте под унитарный патрон, когда королевская армия покидала Афганистан во второй раз. Причем Адамс, с которого все началось, и Адамс, завершивший историю револьвера - это еще и два разных человека.
Начнем с Роберта Адамса, родившегося в Девоншире еще до времен королевы Виктории - в 1809 году. Достаточно долго к оружию он имел отношение в основном бумажное - работал, как бы сейчас сказали, менеджером по продажам в оружейной фирме George & John Deene и что-то чертил "в стол". Хотя почему "что-то?" Револьверами тогда "болели" многие изобретатели, благо что к 1850-м имя Семьюэла Кольта уже было прекрасно известно и в Старом Свете - тем более он активно пытался развивать продажи в старушке Британии, не менее активно защищая свои патентные права.
Так что в 1851 году Адамс уже получил собственный патент в Британии, продемонстрировав диаметрально противоположное видение револьвера. Если "Кольт Уокер" того времени был даже визуально тяжелым, с УСМ одинарного действия и открытой рамкой, ослаблявшей конструкцию...
...то Адамс видел будущий револьвер британского офицера без лишних массивных деталей (ни рычага для снаряжения камор под стволом, ни "яблок", закрывавших сзади брандтрубки), но под более крупный калибр, с самовзводным УСМ и закрытой рамкой.
Револьвер первой модели (так называемую "драгунскую" версию) начала выпускать фабрика Динов изначально под своим клеймом Deane & Deane. Револьвер был сделан под калибр .49 и вскоре обзавелся "пехотной" версией с укороченным стволом, уже под .44. Как раз в 1851 году в Лондоне стартовала Всемирная выставка - и именно на ней впервые встретились Адамс, представлявший свое детище, и Кольт, приехавший с богатой экспозицией в расчете не только на британский рынок как таковой, но и на армейский контракт.
Результат американцу не понравился - несмотря на затраты и рекламу, он всего лишь удостоился определенного внимания, а медаль выставки получил именно револьвер Адамса.
Тем не менее, Кольт не останавливался: в 1852 году он открыл в Лондоне собственную фабрику и смог таки заинтересовать армию и флот - первой по контракту уходило 14000 револьверов, второму - еще 9500. Начало было многообещающим, однако генералов и адмиралов Ее Величества все равно интересовала конструкция Адамса - она и британская, черт подери, и более скорострельная: на испытаниях в Вулвичском Арсенале оказалось, что и перезаряжается "Адамс" (точнее, все еще "Дин и Дин") быстрее, несмотря на отсутствие встроенного рычага для снаряжения камор (ибо конструкция пуль позволяла осаживать их от руки), и стреляет точнее, и еще к тому же дает меньше осечек. В итоге уже в 1856 году английская фабрика Кольта благополучно закрылась. Фирма Динов же превратилась в Deane, Adams & Deane, на клеймах сокращаясь до Deane & Adams.
Причем похоронило амбиции Кольта начало Крымской войны - туда попадали револьверы обеих систем, и тут можно дать слово участнику битвы при Инкермане. Джошуа Кросс, на тот момент - капитан Ирландского 88-го пехотного полка Коннахтских рейнджеров, писал Адамсу:
Тогда я обнаружил преимущества вашего револьвера перед револьвером полковника Кольта, поскольку, если бы я взводил курок перед каждым выстрелом, я бы погиб; но из вашего, успевая только нажимать на спусковой крючок, я смог застрелить четырех русских и тем самым сохранить себе жизнь. Я не успел бы взвести курок, потому что они были слишком близко ко мне, всего в нескольких ярдах от меня, настолько близко, что мне проткнули бедро штыком сразу после того, как я выстрелил в четвертого человека.
К этому времени револьвер уже разросся в калибре до .50 - крупный калибр британцы тогда весьма ценили за останавливающую способность тяжелой безоболочечной пули.
Цитата из тогда еще лейтенант-полковника (или по-нашему подполковника) Фосбери о временах восстания сипаев:
Офицер, который особенно гордился своим искусством стрельбы из револьвера, подвергся нападению крепкого мятежника, вооруженного тяжелым клинком. Офицер, к несчастью для себя, носил револьвер Colt Navy небольшого калибра и использовал легкие остроконечные пули на сильном заряде пороха, утверждая, что может ими стрелять на 600 ярдов, как мне неоднократно доводилось слышать. Он начал стрелять в сипая, как только тот приблизился, но, сделав это, он подождал всего на одну секунду дольше, чем надо, чтобы увидеть эффект от своих выстрелов, и был растерзан своим противником, который затем упал и умер рядом с ним. Мой информатор сообщил мне, что пять из шести пуль попали сипаю близко друг к другу в грудь, и все прошли сквозь него и вышли из спины.
Отсюда, собственно, и британские "слонобои" наподобие револьвера Трантера с 26-граммовыми пулями - прим. авт.
Перевооружались британцы, впрочем, не спеша. Все тот же 88-й полк, уже будучи переброшенным в Индию в 1857 году на подавление восстания сипаев, все еще сохранял и однозарядные капсюльные пистолеты образца 1845 года на вооружении, как и другие подразделения британской армии.
Пока офицеры требовали все больше револьверов, генералы не спешили разбивать казенную копилку: револьвер Адамса из-за большой доли ручного труда делался дорого и медленно, так что и без того пришлось заключать контракты не только с другими британскими фирмами, но и даже с бельгийцами.
Причем в это время он уже был усовершенствован лейтенантом Бомоном, часто ошибочно называемого "Бомонтом", несмотря на французские корни его рода (конкретно тут как бы даже шедшего не от того ли самого де Бомона, что стал первым английским бароном этого имени, сына французского виконта де Бомон-о-Мэн). Как офицер Корпуса королевских инженеров он успел познакомиться с изначальной конструкцией Адамса еще в Крыму, и в 1855 году получил британский патент на модернизацию, а в 1856 - патент в Америке.
Дело в том, что револьвер Адамса был сугубо самовзводным - соответственно, всегда с тяжелым и длинным спуском из-за одновременного взвода курка и проворота барабана. Бомон же разработал конструкцию УСМ двойного действия - когда это позволяли обстоятельства, стрелок мог предварительно взвести курок и одновременно провернуть барабан, затем уже нажимая на спуск гораздо легче, что позволяло стрелять точнее. Адамс приобрел этот патент, как и еще один - у собственного кузена Джеймса Керра, таки добавившего в конструкцию револьвера приспособление для досылания пуль в каморы, сами пули упростили в изготовлении (из-за чего и осаживались они теперь с натягом, а не как раньше - зато стали дешевле).
Дело пахло успехом, и Адамс оставил сотрудничество с Динами, войдя как правообладатель в руководство новой фирмы - London Armoury Company. Однако уже в 1859 году Адамсу из-за конфликта с новыми деловыми партнерами пришлось покинуть компанию (но сохранить за собой права на револьвер), а главной фигурой в ней стал Керр, даже запатентовавший в том же году свой вариант револьвера. Он-то фирму и погубил, сделав с началом войны в США ставку на производство винтовок и револьверов для армии Конфедерации - а южане в итоге проиграли северянам, оставив фирму без денег, и она пошла под конкурсное управление уже в 1866 году, спустя год после завершения войны.
Но вернемся к револьверу. После ухода из фирмы Роберта в истории появляется второй Адамс - брат Роберта, Джон, оставшийся на работе в London Armoury Company
В первую очередь он усовершенствовал технологию производства рамки - теперь она была проще и дешевле в изготовлении. А, поскольку в это время уже распространялась идея унитарного патрона, Джон Адамс разработал и метод переделки капсюльных "Бомон-Адамсов" под унитарный патрон калибра .450, да еще и с заменой пятизарядного барабана на шестизарядный - габариты рамки позволяли вписать в нее барабан с более плотным соседством камор.
Эта конструкция была одобрена армией Ее Величества в 1867 году (револьвер Adams Mk.I), и после этого и второй Адамс сделал фирме "чао", основав новую - Adams Patent Small Arms Company. Револьвер прошел две модернизации - до Mk. III 1872 года, успев пережить даже изначального создателя - Роберт Адамс умер в 1870-м.
В итоге, несмотря на доработки, армия затребовала ускорить перезарядку, что и привело к переходу в 1880 году от "Адамса" с поочередной экстракцией к переломному Enfield No.1, сдвигавшему барабан со всех стреляных гильз разом.