Найти тему
Нина Писаренко. Из жизни

А мы и не скрываем, что из деревни родом

Сегодня такой прекрасный день - Светлое Христово Воскресение, что ни о чем другом, кроме, как о хорошем, не хочется ни говорить, ни писать. Поздравляю вас с благословенной Пасхой. Всем желаю Божией любви, помощи, поддержки и покровительства - в каждый час и каждую минуту!

Будьте счастливы сегодня и всегда! Христос воскресе!

А рассказать хочу тоже о воскресении, правда, виртуальном моей родной деревни в одном из уголков Беларуси. Долгое время мы, дети Слободы, думали, что история нашей деревни утрачена безвозвратно. Коренных жителей в ней не осталось, расспрашивать некого, и тут вспомнили о своих фотоархивах. Можно же создать историю деревни в лицах!!! И по инициативе Людмилы, сейчас москвички, принялись за дело.

Создали группу в Вайбере, куда стали перебрасывать фото из личных фотоальбомов. Как и ожидали, фотографий послевоенной поры, тем более - довоенной, оказалось немного - сама съемка была событием, но они есть и дают представление о том, какими были и мы, и наши родители, и бабушки-дедушки.

Дюбковы.
Дюбковы.

Это мой род, мои корни. Дедушка Никита (фото справа) воевал, у него много благодарностей от Верховного Главнокомандующего за храбрость.

Сельские труженицы.
Сельские труженицы.

А это наши женщины, полеводы. На них держалось всё: и колхоз, и дом. Но мы не помним, чтобы кто-нибудь жаловался на трудности, - работали, не покладая рук, и считали это совершенно нормальным. Умели и отдыхать. На радость нам, детям, в деревне часто устраивались общие гулянки. С застольем, разумеется. Но без пьяных, алкоголь был чисто для настроения.

А какие праздники устраивали звеньевые, когда заканчивали уборку льна! Все собирались в одной из хат, чаще всего у тёти Дуни, накрывали столы. Сценарий никто не писал, но традиция существовала изначально - всем дарили подарки (отрезы на платье, посуда и т.п.), пели песни, танцевали до упаду. Благо гармонисты в деревне были, и не один.

Две подруги.
Две подруги.

Вот она, тётя Дуня (слева), с подругой и коллегой Раей. Женщины были доярками. Мы часто им помогали доить коров - да не по одной-две, а по пять - семь. А уж когда нас нахваливали, энтузиазм удваивался! У меня получалось ловко, и тётя Дуня шутила:

- Быть тебе дояркой!

Маме шутка не очень нравилась - она была учительницей. Будущее дочерей ей виделось другим (мы и стали: одна - журналистом, вторая - врачом, третья - бухгалтером), но то, что сызмальства приобщаемся к труду, приветствовала.

Учителя.
Учителя.

Вот мама (в центре) и две другие наши учительницы во время экскурсии в Брест. Экскурсии школьникам организовывал совхоз, на территории которого располагалась наша восьмилетка, и денег на приобщение к культуре и истории не жалели.

Никифоровы.
Никифоровы.

А вот мои соседи, дядя Мишка и тётя Нина. Дядя Мишка был фронтовиком-орденоносцем, после войны - хорошим трактористом, нашей гордостью, и я не раз писала о нём, когда работала в редакции. А тётя Нина была для деревни спасительницей - в годы войны окончила курсы медсестер, и после всех выручала в случае болезни.

Антон. Правда, уже в возрасте.
Антон. Правда, уже в возрасте.

Это дядя Антон. Самая колоритная фигура в деревне. Он был глухонемой, но почему-то всегда всё знал раньше остальных. У него была семья, жена и двое детей. Он работал и по дому, и с лошадьми. А еще ухаживал за колхозными быками. Те, свирепые, при нем сразу становились смирными и покладистыми, как телята.

Нас, молоденьких девушек, дядя Антон любил зацепить. Даже ущипнуть порой, отчего визжали, но не сильно на него обижались. Но когда выходили замуж, "рейтинг" падал - он не проявлял к нам интереса, и мы шутили, что всё, вышли в тираж.

Подруги.
Подруги.

А это бабушка Христена (слева) со своей подругой. Очень добрая женщина, которая всю жизнь жила с сыном и его семьей. Для невесток была помощницей (первая невестка умерла), для внуков - любимицей.

Соседки и подруги.
Соседки и подруги.

Еще две женщины, которых я любила, - тётя Катя и тётя Вера. Соседки. Они никогда не ссорились, всегда дружили и помогали друг другу. Судьбы у обеих непростые, но обе оставались доброжелательными и сердечными. Любопытно, что в деревне были две женщины с именем Вера, однако их никто и никогда не путал: одна была Вера, вторая - Верка. И все всегда знали, о ком речь.

Друзья и одноклассники.
Друзья и одноклассники.

Это наши мальчишки, Сергей и Саша. Оба Калинины, хотя и не родственники, просто это была самая распространенная у нас фамилия. Два друга.

Комсомолец.
Комсомолец.

А это Сергей, и тоже Калинин, единственный сын тёти Верки, ее надежда и опора.

Щедрый урожай.
Щедрый урожай.

Сергей стал замечательным хозяином, несмотря на то, что рос без отца.

Мы, дети, в далеком детстве...
Мы, дети, в далеком детстве...

Вот такими мы были, наивные и добрые деревенские девочки и мальчики, которые не творили зла, воспитывались по принципу "что скажут люди" и выросли достойными гражданами своей страны.

А это мы спустя много лет. Больше в таком составе собраться не удалось никогда - с нами еще моя мама и тётя Шура, последние жители деревни.
А это мы спустя много лет. Больше в таком составе собраться не удалось никогда - с нами еще моя мама и тётя Шура, последние жители деревни.

Вот такую виртуальную историю деревни нам удалось написать. Это вкратце - фотографий намного больше. Молодцы, правда? Мы тоже так считаем и будем искренне рады, если наш опыт кому-то пригодится. Свои корни ведь надо знать. И свою историю. Мы этим сильны.

Спасибо, что были со мной. Еще раз с праздником!