Найти в Дзене
Surround Sound AudioDisc

The Beatles "1" Blu-ray 5.1: Пшик

Оглавление

Битлов за всё время издано-переиздано… и вот, очередной сборник. Что нам надо знать о нём в первую очередь, и почему он сегодня у нас под прицелом?

Первое: существует два хайрезных варианта. Один из них красный - назову «полным», с двумя синими дисками, а второй жёлтый - «половинчатым», с одним.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: обложка
The Beatles "1" CD + Blu-ray: обложка

Этот обзор подготовлен для альбома "The Beatles 1" в комплекте CD + один Blu-ray, то есть жёлтый. В чём их разница? А вот в чём:

Альбом The Beatles "1" был первоначально выпущен в 2000 году и быстро стал самым продаваемым альбомом всех времён.
Полный комплект с CD+2BD на своём первом синем диске включает в себя все 27 промо-роликов и все 27 хитов #1 на CD, а также бонусный диск с дополнительными 23 видеороликами, альтернативными версиями и редкими кадрами, восстановленными в разрешении 4K.

Второй (жёлтый) комплект лишён синего диска 2, песни на котором, возможно, и не были хитами № 1, но должны были ими стать.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: главное меню для выбора любой опции во время воспроизведения
The Beatles "1" CD + Blu-ray: главное меню для выбора любой опции во время воспроизведения

Звук был для них смикширован в формате 5.1 Dolby Digital и DTS HD 5.1 Джайлзом Мартином (Giles Martin) и Сэмом Океллом (Sam Okell) в студии Abbey Road.

The Beatles "1" CD + Blu-ray

The Beatles "1+" CD + Blu-ray
The Beatles "1+" CD + Blu-ray

Blu-ray: DTS-HA MA 5.1, DD 5.1, PCM 2.0

The Beatles "1" CD + Blu-ray: main menu
The Beatles "1" CD + Blu-ray: main menu

Calderstone Productions Ltd. / UM Group (0603547567710) © 2015

Джайлс \ Джайлз Мартин - сын сэра Джорджа Мартина, который с самого начала, скажем так – оформлял, большую часть музыки The Beatles. Почти вся оркестровая музыка, которую вы слышите в исполнении The Beatles, принадлежит оркестру Джорджа Мартина. Джордж также принимал активное участие в редактировании и сведении музыки The Beatles.

Джайлс \ Джайлз Мартин доволен: знаменитая студия досталась по наследству
Джайлс \ Джайлз Мартин доволен: знаменитая студия досталась по наследству

Здесь есть о чём рассказать, потому что это очень давняя история, уводящая нас в ту эру звукозаписи, когда она сделала огромный шаг в сторону окружения слушателя музыкой. Вы правильно подумали: в начале было моно.

Следующей стадией развития почти одновременно стали стерео и квадро, то есть 2 и 4 канала соответственно. Но можно ли ожидать большого прогресса из-за технических возможностей в тогдашней студии Abbey Road?

The Beatles в студии, оснащённой 4-канальной машиной
The Beatles в студии, оснащённой 4-канальной машиной

На протяжении своей ранней истории звукозаписи Beatles у них в студии был только 4-дорожечный магнитофон, на этом аппарате они и делали все свои записи и микширование. Так что количество микширований было ограничено. Все помнят сермягу первых стереомиксов: Ринго слева, гитаристы справа, голоса в виртуальном центре или около него. Но даже такой микс высвободил звучание инструментов из-под пресса монофонии, в которой «смешались в кучу кони, люди».

Такие вертушки стояли в музыкальных магазинах Англии в начале 1960-г.
Такие вертушки стояли в музыкальных магазинах Англии в начале 1960-г.

Да, до сих есть битломаны, которым подавай моно: им всё ни почём, просто потому что они привыкли к плохому звуку, всем остальным надо смириться и обзаводиться фанерными патефонами со стальными иглами. Для пластинок битлов и ещё кого-нибудь… «Пинк Флойд», скажем.

Вот типичный красавец – битловских времён "битловский" бумбокс! Неизнашиваемая игла, за присест снимающая шеллаковую стружку с любого пласта, зато с душой: тепло и аналогово. Вы ещё думаете, что они все не такие?)))

Битловских времён "битловский" бумбокс - все в очередь за покупкой!
Битловских времён "битловский" бумбокс - все в очередь за покупкой!

Меж тем, технологии не стоят на месте, как бы некоторые луддиты того не хотели, и за очень короткий срок, буквально до конца 1960-х, число выходных каналов выросло. Инженеры проделали довольно хорошую работу по увеличению выходных каналов до 2 и 4 так, что после микширования каждого трека, слушатели получили впечатляющие стерео и пространственные квадрафонические эффекты.

В середине 1990-х аудиосистемы приобрели пятый каналцентр. Таким образом, раскладку многодорожечной мастер-ленты на «бытовые» 5.1 каналов считают уже базовой. И с этого момента наша битловская история обрела своего героя в лице Джайлза Мартина.

Приглядитесь к монитору - на нём что-то около 24 каналов и большинство из них пусты:

Джайлз Мартин в студии рассказывает о том, как надо легко испортить  5.1 микс.
Джайлз Мартин в студии рассказывает о том, как надо легко испортить 5.1 микс.

Он, при сотрудничестве с коллегой Сэмом Океллом, взял оригинальные мастер-ленты с 4 дорожками и приступил к работе. Им удалось создать несколько миксов из оригинальных записей Beatles в формате 5.1 (позже, к 2020-ым). На моём канале есть несколько рецензий на эту тему.

Похоже, что инженерному дуэту достались несколько песен, которые сложно было свести в погружающий формат звучания. Хотя они приложили «все» усилия, международное сообщество любителей объёмного звука, порой, костерит их за творческий примитивизм, так как «можно было бы сделать и лучше».

Но давайте перейдём к звуковым дорожкам, представленным на BD 1:

The Beatles "1" CD + Blu-ray: Audio set up menu
The Beatles "1" CD + Blu-ray: Audio set up menu

Звук воспроизводится в режимах Dolby 2.0 Stereo, DTS-HD MA 5.1 и PCM 2.0 Stereo. Естественно, мы тут собрались послушать только DTS-HD MA 5.1 для объёмного звучания в любое время, когда он доступен в миксах. Сжатие 0% и гораздо более широкий динамический диапазон, битрейт шибкий и колеблется от 7000 до 9000 кб в секунду.

Прежде чем вы начнёте прослушивать этот альбом, имейте в виду, что уровень громкости здесь выше, чем на большинстве дисков, и для начала следует уменьшить уровень громкости ресивера намного ниже обычного, по крайней мере, до тех пор, пока вы не найдете свои собственные предпочтения. Но они по-прежнему очень чистые.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 1
The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 1

Запускаем диск BD и оцениваем, что у получилось. Как предупреждалось выше, нас ждут сюрпризы разного характера: не все песни в этом альбоме имеют хорошее и заметное микширование с дискретным разделением на 5.1 каналов.

Некоторые настоящие фанаты могут быть немного разочарованы, обнаружив, что 6 треков не являются оригинальными студийными версиями. Они были взяты из прямых эфиров на BBC TV и кое-как улучшены для получения из моно в 5.1.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 2
The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 2

Первые 3 песни:

1. Love Me Do;
2. From Me To You;
3. She Loves You,

не были доступны в стереофоническом исполнении, поэтому для этого альбома были использованы концертные телевизионные версии. У них прямо скажем, кашеобразный моно-эффект, который «улучшен» тишайшим эхом в задних каналах.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 3
The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 3

Видеозаписи — это то, что тогда привыкли называть промо-фильмами. До появления кабельного телевидения и MTV операторы снимали видео с участием группы в телестудии или музыкальной студии и подпевали под саму запись. Затем они записывают их вместе, чтобы разослать по радио и телестанциям в качестве рекламы новой песни или для прослушивания в телешоу.

В большинстве клипов в этом сборнике использованы вот эти самые промо-ролики. Но все они ремастированы, очищены и выглядят фантастически. Есть телепостановки, которые вы никогда раньше не видели.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 4
The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 4

Далее следуют песни под номерами

5. Can't Buy Me Love;
6. A Hard Day’s Night;
11. Yesterday,

которые также взяты из прямых эфиров и не имеют даже хорошего стереомикширования. Честно говоря, я бы предпочел послушать эти три песни переделанными в 5.1 из студийных 2-канальных миксов. Они были намного лучше.

Настоящим разочарованием стала концертная телевизионная версия №21 "Hey Jude". Её даже нет в стерео.

The Beatles "1" CD + Blu-ray:Play list menu 5
The Beatles "1" CD + Blu-ray:Play list menu 5

Номер 22 "Get Back" — это концертная версия на крыше. Студийная версия представлена на диске 2. Песни 26 "Let It Be" и 27 "The Long And Winding Road" — это клипы на песни из фильма The Beatles "Let It Be", и они подверглись кое-какой простейшей обработки для звучания в 5.1.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 6
The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 6

Остальные композиции — это оригинальные студийные треки, ремикшированные Джайлзом Мартином ещё до известных нам поздних альбомов с звучанием 5.1. Так что, честно говоря, многого не ждите и цените данный сборник просто за видеоклипы.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 7
The Beatles "1" CD + Blu-ray: Play list menu 7

А теперь, как заведено на моём канале, более подробный анализ миксов с последующим выводом и оценками по установленным нами критериям.

1. Баланс. Нет.

2. Статика. Тут всё очень просто. Ремиксы делятся на две части:

А) Моно. Все инструменты во фронте (центре) с совершенно жуткой, запутанной локализацией. Её, попросту, нет. В ранних клипах это звучание можно охарактеризовать словом «звуковая каша». Тылы пустые.

Б) Стерео. Да, это странно звучит, в контексте того, что мы тут разбираем 5.1, а не 2.0, но таков уже ремикс, что к фронтальному стерео, инженеры просто приделали эхо в тылах, лишь иногда с одним или двумя чуть-чуть выделенными инструментами.

3. Динамика. Нет. Что-то почудилось в «Жёлтой подлодке», однако, летающий эффект так и не преодолел фронтальной панорамы. Поэтому я делаю вывод, что он записан изначально в стерео.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: trays
The Beatles "1" CD + Blu-ray: trays

Вывод

Вот уж, никогда бы не подумал, что когда-либо поставлю оценку 2 и, даже, 1!.. то есть хуже, чем стерео.

1. Love Me Do (Live BBC TV) = 1
2. From Me To You (Live BBC TV) = 1
3. She Loves You (Live BBC TV) = 1
4. I Want To Hold Your Hand (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
5. Can't Buy Me Love (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 1
6. A Hard Day’s Night (Live BBC TV) = 1
7. I Feel Fine (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
8. Eight Days A Week (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
9. Ticket To Ride (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
10. Help! (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
11. Yesterday (Live BBC TV) = 1
12. Day Tripper (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
13. We Can Work It Out (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
14. Paperback Writer (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
15. Yellow Submarine (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 4
16. Eleanor Rigby (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 3
17. Penny Lane (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 4
18. All You Need Is Love (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 3
19. Hello Goodbye (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 3
20. Lady Madonna (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 4
21. Hey Jude (MONO Live BBC TV) = 1
22. Get Back (Live Rooftop Version) = 2
23. The Ballad Of John & Yoko (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
24. Something (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
25. Come Together (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2
26. Let It Be (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 3/4
27. The Long And Winding Road (ORIGINAL STUDIO 5.1 REMIX) = 2

Средний балл = 2

С учётом ахового состояния звуковых дорожек в клипах, допускаю, что кое-что им улучшить удалось. Позвольте мне указать такие примеры с оценками в 4 балла. Тылы в них таки ожили. Сделано это было примитивно: эхом, иногда, чуть улучшенным, как в "Yellow Submarine" добавлением звуков морской волны.

Осталось не ясно, почему ничего не было сделано для оживления тылов в песнях с хорошим стереомикшированием, как "I Want To Hold Your Hand", в которых ритм-секция звучит в левом канале, а вокалы в центре, хлопки и гитары в правом. Такой подход был популярным, когда стереозаписи были еще новинкой.

В данном миксе Джайлз Мартин мог бы продублировать гитары, хлопки, тарелки в задней панораме, хоть как-то «поиграться» с вокальными партиями, и установить баланс переднего и заднего полей.

Но поскольку этот инженер мало понимает в том деле, за которое взялся просто по наследству, к тому же слишком консервативен, восстановить стерео, подчищать звуки и было, видимо, его задачей.

The Beatles "1" CD + Blu-ray; упаковка - раскладушка
The Beatles "1" CD + Blu-ray; упаковка - раскладушка

Если вы слушаете битлов давно и хорошо знаете их записи, вероятно заметите, что вокал часто звучит значительно лучше: в некоторых случаях он переходил от слегка "металлического" звучания к звучанию, как будто певец буквально находится в комнате, и его можно услышать, не проходя никакого процесса в записи. Очевидно, в этом отношении была использована какая-то замечательная новая технология.

В качестве ещё одного общего замечания: барабанная дробь звучит резче, чище и с большей отдачей (как и должно быть). Удивительно характерный звук малого барабана Ринго никогда не был лучше. И снова кажется, что он присутствует в зале и слышен наравне со всеми остальными композициями, а не (как это часто бывает) затерян в миксе, что придаёт некоторым трекам новую волнующую нотку.

The Beatles "1" CD + Blu-ray - буклет 3
The Beatles "1" CD + Blu-ray - буклет 3

Третьим общим улучшением является бас Пола, в котором меньше раздражающего "грохочущего" звучания, которое он иногда приобретает в записях "Битлз". "Естественный" — это подходящее слово для описания всех трёх этих факторов.

Гитары также не остались в стороне от улучшений. Они более чёткие, и их можно отчётливее расслышать как отдельные партии (ведущие и ритмические).

Я думаю, что, в частности, семь песен (из 19 новых "золотых стандартных") "очень заметно улучшены" по сравнению с предыдущими версиями. В песнях "Can't Buy Me Love", "Paperback Writer" и "Hello Goodbye" ударные перенесены в середину: таким образом, сохраняется рок-драйв монофонических версий, но при этом сохраняются более "интересные и привлекательные" стереозвуки, а также более яркое и привлекательное звучание. Они намного лучше, чем монофонические версии, а также стерео-ремастеры 2009 года.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: tracklist
The Beatles "1" CD + Blu-ray: tracklist

Подытоживая: независимо от того, что вы думаете об этих ремикс-версиях видео Beatles, имейте в виду, что здесь они звучат как чуть-чуть расширенное стерео, которое путём перевода дорожки DTS-HD MA 5.1 96 кГц/24 бит в ап-микс, в некоторых случаях, даст улучшение до 4-5 баллов.

Интересы же любителей объёмного звука учтены не были. Кое-какой прогресс в этой области замечен только в недавних переизданиях ряда битловских альбомов.

Надеяться на то, что Джайлза как-то заменят с кресла официального миксера битловской музыки, не приходится. А он ещё относительно молод. Получается, прорыва в небо со звуком битлов не предвидится. Хотел бы ошибиться.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: discs
The Beatles "1" CD + Blu-ray: discs

Резюме

Я не фанатик "Битлз", но меломан, подвергшийся инопланетной генной инженерии, вживившей мне 4 уха. Другие 2 уха достались от доноров-битломанов, заявивших, что слушать любимую группу в моно с винила – это предел их мечтаний, ибо аутентично.

Я уважаю этот выбор и с благодарностью принял в дар их уши. Ведь гармония в желаниях и степени их осуществления делает человека счастливым. Сейчас каждый из нас счастлив по-своему.

Допускаю, некоторую долю скептицизма с одноухих их стороны в отношении того, что ещё один музыкальный продукт Beatles может предложить что-то настолько новое. Ключевым моментом здесь является то, что это "ремикс", а не просто "ремастеринг". Он слышен там, где нам позволено, оставляя всё же несколько номеров в программе нетронутыми для консерваторов.

Однако, постичь разницу можно только после приобретения системы объёмного звучания: домашнего кинотеатра (ДК).

Простейший домашний кинотеатр, которого ещё было у Дж. Мартина в 2015 году
Простейший домашний кинотеатр, которого ещё было у Дж. Мартина в 2015 году

Можно рассуждать и от обратного. Начни «Битлз» музицировать не в начале 1960-х, а на декаду позже, в начале 1970-х, как бы они тогда записывались? Всё ещё в моно? Или-таки в стерео и квадро? Это такой риторический вопрос к тому, нужны ли были бы битлам отжившие свой век моно-технологии, нужны ли они нам сейчас?

Магазин грампластинок в Англии, начало 1960-х
Магазин грампластинок в Англии, начало 1960-х

Но есть и ещё один аспект. Не надо забывать, что, купив версию "Deluxe" с одним \ двумя BD-дисками, вы приобретаете видео с потрясающим качеством восстановленного изображения.

Битлы на холодной крыше дают жару
Битлы на холодной крыше дают жару

Ремиксов с объёмным звучанием на песни Beatles до выхода этого сборника в 2000 \ 2015 году того, как Мартин взялся за дело было не так уж много. До тех пор главными альбомами с полноценными ремиксами был "Yellow Submarine Songtrack" 1999 года и сборник "Love" 2006 года. На мой взгляд, каждая песня из них по звучанию превосходила (часто значительно) любые другие версии, включая битловские стерео\моно-ремастеры 2009 года.

Я не думаю, что этот альбом реализовал всё, на что был способен (совсем не оправдал ожидания, по крайней мере, мои), и не будет рассматриваться как образец "жанра многоканальных ремиксов". Но он может сделать преданных поклонников "Битлз" очень счастливыми, и я уверен, что так будет со многими тысячами, если не миллионами других членов этого большого племени.

The Beatles "1" CD + Blu-ray: буклет 5
The Beatles "1" CD + Blu-ray: буклет 5

Другие многоканальные альбомы из битловедения:

The Beatles Blu-ray 5.1 Айда назад в СССР!

The Beatles "Abbey Road" Blu-ray 5.1: По Монастырской дороге длиною в 50 лет

The Beatles "Love" DVD-Audio 5.1: Модернизация "Битлз" в 2006 году

The Beatles "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" Blu-ray 5.1: Постно, без перца и соли

Paul McCartney & Wings "Venus And Mars" DTS 4.0: Quadra-тные Венера и Марс

Paul McCartney & Wings "Band On The Run" DTS-CD 5.1: Хо-хэй-хо!

Σ = 2

Рейтинг многоканального микса в баллах, где:

1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.

Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.

Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:

Чего хотят люди от многоканальной музыки?

The Doors "The Best Of The Doors" SACD, Blu-ray 4.0: Quadra-тные "Двери"

The Pentangle "Basket Of Light" MLP 5.1: Прогрессивный фолк

Fairport Convention "Close To The Wind" MLP 5.1: Вполуха

The Guess Who "Share the Land" SACD 4.0: Угадай, кто без Рэнди

Paul Simon "You’re The One" DVD-Audio 5.1: Присел отдохнуть

America "Homecoming" DVD-Audio 5.1: Обретение идентичности

Ben Folds "Songs For Silverman" DD 5.1: Элтон? – Нет, это Бен!

Loggins & Messina "Full Sail" SACD 4.0: Под всеми Quadra-парусами

Poco "Seven" SACD 4.0: Великолепная "Семёрка"

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 58 серия: Smokie "Changing All The Time" (1975)

Jeff Trott "Dig Up The Astroturf" DVD-A 5.1: Космический брит-поп

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc

"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!

Варианты ДК 5.1 и 7.1, которые уже были у многих в 2015 году
Варианты ДК 5.1 и 7.1, которые уже были у многих в 2015 году