"Basket of Light - Корзина Света" - третья пластинка «Пятиугольника - The Pentangle» и их шедевр. Группа разработала хороший баланс между традиционными народными песнями и композициями группы в их типичном стиле джаз-фолк-блюз. Они в 1969 году записывали то, что сейчас делает группа Ричи Блэкмора Ritchie Blackmore’s Night.
Исполнитель: The Pentangle - Basket Of Light (1969, фолк-рок)
На обложке с гордостью написано, что альбом полностью акустический, но умелое использование вокала и гитар приводит к чему-то столь же захватывающему, как и самый электрический из альбомов.
Открывающая альбом песня "Light Flight", ставшая их фирменной песней, представляет собой композицию группы, основанную на хитром ритмическом рисунке (чередующемся 5/8, 7/8, 6/4), поверх которого Джеки Макши исполняет соло и накладывает вокал.
"Light Flight" была использована в качестве музыкальной темы для драматического сериала Би-Би-Си под названием "Take Three Girls". Этот сериал был первым такого рода, который Би-Би-Си транслировала в цвете, хотя большинство людей, конечно, видели его в то время в чёрно-белом варианте.
Группа также внесла свой вклад в эпизодическую музыку для этого сериала, еще больше повысив свой авторитет. "Light Flight" стал самым продаваемым синглом, что вызвало повышенный интерес к группе. К счастью, это внимание совпало с тем, что The Pentangle нашли свое истинное призвание и записали ряд замечательных песен для альбома.
На самом деле, хотя "Light Flight" - заманчиво мелодичная пьеса, она не настолько характерна для стиля Pentangle. Вокал и вёселый ритм создают поп-музыку, которую одобрил бы подросток конца 60-х. Однако эта песня сильно отличается от остальной части альбома.
Очаровательная песенка "Once I Had a Sweet Heart" - версия традиционной британской песни "A maid sat a-weeping" и воспроизводит её, придавая американской адаптации очень британский колорит. Джеки Макши даёт то, делает песню чистым наслаждением с интересным соло на ситаре Джона Ренборна, за которым следует другая композиция группы "Springtime Promises" с Бертом Яншем на вокале.
Интригующе названная "Lyke-Wake Dirge - Панихида по Лайку", йоркширская народная песня, основанная на стихотворении, содержит прекрасное многоголосное гармонизированное пение (для трёхчастного вокала в стиле "Elizabethean", кстати, мой любимый трек), в котором чувства жизни (души) после смерти передаются в восхитительно практичной (в отличие от эмоциональной) форме. Кстати, "лайк" - это мёртвое тело.
"Train Song" начинается с витой блюзовой гаммы на гитаре, имитирующей начало поезда, и превращается в средний блюзовый грув, когда поезд трогается. Затем в середине песни песня замедляется до красивого медленного блюза с Джеки Макши, вокализирующей поверх него, пока поезд снова не набирает скорость.
"Hunting Song - Охотничья песня" ещё одна композиция группы, аранжированная как традиционная народная мелодия, представлена приятным мелодическим рисунком на глокеншпиле в исполнении Терри Кокса, уступающим место в середине песни канону из трёх частей. В "Охотничьей песне" также присутствует прекрасное гармоничное пение на фоне приятного звучания глокеншпиля в исполнении Терри Кокса.
"Sally Go Round the Roses" – интересная композиция того самого Фила Спектора и самый фанковый трек на пластинке с Ренборном и Мак-Ши на вокале, ведущими своеобразную беседу.
Пластинка завершается двумя народными песнями "The Cuckoo" и "House Carpenter", последняя из которых является вариацией на тему традиционного "The Daemon Lover", очень похож на аналоги Pentangle Steeleye Span. В песне присутствует бэк-дуэт банджо и ситара Реборна и Янша (это действительно работает!), рассказывающий трогательную историю о молодой девушке, которую соблазнил дьявол.
Так как альбом завоевал в своё время большую популярность, его неподвластная времени красота привлекла внимание нашей компании "Силверлайн" и сподвигла на переиздание с окружающим звуком и хайрезом 96\24. Оно включает в себя четыре дополнительных трека. Два из них являются в значительной степени излишними альтернативными версиями "Sally Go Round the Roses". Две другие песни являются би-сайдами синглов, которые в то время не появлялись на альбомах Pentangle. Из них в "Cold Mountain" чувствуется американский фолк (Джони Митчелл, Джуди Коллинз), в то время как "I Saw an Angel" направляет нас на юг США, чтобы почувствовать более традиционное блюзовое настроение.
Именно поэтому моё внимание привлёк очередной неисследованный диск в формате DVD-Audio 5.1. Мда, вот такие связи, теории связующих струн познания. Кто такие, что это за группа я не знал, взял только из-за пятиканала.
The Pentangle "Basket Of Light" DVD-Audio
DVD-Audio: MLP 96/24 5.1
+ Liner Notes
1. Light Flight
2. Once I Had A Sweetheart
3. Springtime Promises
4. Lyke-Wake Dirge
5. Train Song
6. Hunting Song
7. Sally Go Round The Roses
8. The Cukoo
9. House Carpenter
Bonus Tracks:
10. Sally Go Round The Roses (alternate version)
11. Sally Go Round The Roses (alternate version)
12. Cold Mountain (B-side single)
13. I Saw An Angel (B-side single)
Pentangle:
Jacqui McShee (vocals);
Bert Jansch (guitar, banjo, background vocals);
John Renbourn (guitar, sitar, background vocals);
Terry Cox (glockenspiel, drums, cymbals, percussion);
Danny Thompson (acoustic bass).
Artwork: Diogenic Attempts Ltd with Peter Smith (photo)
5.1 Audio Mixing: Rich Fowler
Recorded at IBS Studios, London, England in 1969
5.1 Label Group LLC Silverline Records (288087-9) © 1969 / 2002
Я должен признать, что диск приятно удивил. Здесь мы слышим ведущий женский (приятный) вокал (для современных слушателей прототипом может послужить Кэндис Найт, супруга Черномора) в сопровождении акустических гитар, ударных, ксилофона и прочих фолковых вещей (погремушек) и мужских подпевок.
Простые "средневековые" (народные) песни хорошо поддержаны инструментально без намёка, что это сыграно-то уже 50 лет назад. Поп-музыка того времени состарилась, а здесь вечнозелёная ёлка. Хорошее сопровождение тихого вечера у камина и под пледом.
Каждый трек на экране имеет краткое описание откуда и о чём. Корни.
Меню простое. Без выбора аудиодорожки: MLP 5.1 по умолчанию.
4 бонусных трека мало отличаются от оригиналов (эт вам не "колбасные" бонусы-дописки современных дисков).
Ну, вот и всё.
Ах да, микс!
1. Баланс. Нет.
2. Статика. Нет. Всё спереди, будто стерео.
3. Динамика. Нет.
Выводы.
Инженер окружающего звука Рич Фолер и тут в своём репертуаре: напустил эха в тылы, в которые ещё требуется поддать громкости, для естества и создания поля:4 балла, как средний показатель.
Я не удержался и сделал ап-грейд оригинального 5.1 через ап-миксер 5.0+. Скажу вам, результат порадовал. В тылы залетело больше инструментов, улучшился показатель баланса, да и тарелки зазвучали погромче и почётче. Итоговая оценка увеличилась почти в 2 раза.
Резюме.
Если вам интересна «народная музыка» западной части Европы, то вы никак не пройдёте мимо этой группы. Оказалось, она - ведущий игрок своей сцены! В 1967 году их собрал Джон Ренборн (John Renbourn). The Pentangle доигрались до 1973 года, оставшись в памяти как фолк-коллектив с прогрессивным уклоном, не чуравшимся вклеить в «народные песни» элементы джаза и блюза. А что? Тоже ведь былые народные жанры! После 1973 года музыкальную эстафету перехватил ансамбль The John Renbourn Group, за лидера в которой был понятно кто.
Не так давно пришла печальная весть о кончине Джона Ренборна в возрасте 70 лет. Эта история ещё не закончилась, поскольку мы слушаем их музыку и у нас в руках/ушах/вертушках диск высокого качества.
Конечно, диск этот ценен не миксом, а музыкой. В виде вывода.
Диск тестировался с помощью:
Ресивер: Denon AVR-X4700H
Ап-миксер (up-mixer): Movie / Music: Multi-Chanel Stereo
Σ = 4 (5.1 Mix: Rich Fowler)
Σ = 7 (Movie / Music: Multi-Chanel Stereo)
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Домашний ап-микс из 2.0 в 5.1, 7 серия: Supertramp "Crime Of The Century" Blu-ray 2.0
Домашний SACD ап-микс из 2.0 в 5.1, 13 серия: Argent "Ring Of Hands" (1970)
Ziroq "Ziroq" DVD-Audio 5.1: Жгучий ветер перемен
The Polyphonic Spree "Together We’re Heavy" DVD-A 5.1: Невыносимая радость бытия
R.E.M. "Around The Sun" DVD-A 5.1: И тогда их осталось трое
Mana "Suenos Liquidos" DVD-Audio 5.1: Жидкие сны
The Heptones "Cool Rasta" DVD-Audio 5.1: Крут, если ты раста
The Fixx "1011 Woodland" MLP 5.1: За и против unplugged
Shawn Amos "Thank You Shirl-ee May" DTS 5.1: Реквием по матери
No-Man "Schoolyard Ghosts" DVD-Audio 5.1: Звуковые призраки
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!