Вице-президент РГУД, председатель совета директоров «Корин холдинга» Андрей Бриль дал интервью ежегодному изданию каталога «Гильдия в деталях».
– По какому сценарию сейчас развивается рынок недвижимости?
– Мы только что прошли первый классический 12-летний цикл рынка недвижимости, стартовавший после 2010 года. Сейчас мы находимся в новом цикле, в верхней его точке. Это будет продолжаться какое-то время — год, полтора, возможно, больше. Затем начнется следующая фаза синусоиды. Это совершенно естественное и нормальное развитие, характерное для всех мировых рынков недвижимости, в том числе и для российского, поскольку Россия ничем радикально не отличается от всего окружающего мира.
– Можно ли говорить о том, что сегодня идет активное развитие всех региональных рынков?
– Практически всех. Более или менее везде развивается логистика. Начался очередной этап развития промышленной недвижимости. Рынок жилья все эти годы был живым. Рынок офисной недвижимости стагнировал, с торговлей была определенная специфика. Гостиничная недвижимость не очень хорошо себя чувствовала, но сейчас, видимо, все, что касается рекреации, будет развиваться.
Конечно, региональные рынки, да и вообще рынок в России, должны развиваться быстрее. Сейчас дан гальванизирующий волшебный пинок в виде освобождения рынка иностранными конкурентами и запрета на вывоз капитала для государства. Это, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие.
– Временность этих факторов не позволяет бизнесу, в первую очередь — промышленности, планировать развитие на долгосрочный период.
– Проблема неопределенности, связанная в том числе с неверием в творческие способности российского бизнеса, российского производителя и вообще российских трудящихся, безусловно, существует. То, что грабли переложили из положения на Запад в положение на Восток, на стратегическом интервале ситуацию меняет несильно. Поэтому, естественно, все будет зависеть от того, произойдет ли переосмысление обстановки в начальственных головах. Будут ли приняты решения о приоритете российского бизнеса в работе на внутреннем рынке? Будут ли приняты разумные меры по защите рынка от недобросовестной конкуренции иностранцев? Будет ли разумный протекционизм в отношении внутреннего российского рынка? Будет ли принято решение об изменении работы финансовой системы? Она должна дать длинные инвестиционные, кредитные и финансовые ресурсы в руки предпринимателя, но сегодня этого не происходит. От этих факторов будет зависеть, что произойдет в 10–20–30-летней перспективе. Опасения бизнеса реальные, понятные. Но, с другой стороны, мы видим, что все стараются стремительно занять освободившееся место. Потому что, когда рынки откроются, подвинуть компанию с работающим бизнесом, со всей необходимой производственной и прочей инфраструктурой, с устоявшимися связями с заказчиками будет гораздо труднее.
– Какие регионы будут развиваться активнее других?
– Развиваются и будут развиваться регионы, прилегающие к Москве. Наверное, что-то мы увидим на территориях, по которым проходит транспортный коридор «Север—Юг», это серьезный логистический проект, который будет развиваться. И поскольку мы сейчас переориентируемся на Восток, что- то будет происходить вдоль условной Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали.
Отмечу, что вопрос пространственного развития и стратегии пространственного развития — отдельная история, на которую влияет множество факторов. Если мы говорим о рынках и том, что будет происходить на них с точки зрения цен и объемов строительства жилья, — это один вопрос. Если мы говорим о том, какие деньги будут вкладываться в транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру, — это зависит от того, как сейчас перестраивается логистика, где идет развитие, создаются рабочие места и т. д.
– Сегодня подходящее время для инвестиций в недвижимость?
– Безусловно, сейчас время инвестировать, мы находимся в верхней части цикла. Одна большая проблема — инвестировать нечего. Потому что инвестиции за счет собственных средств — это комбинация идиотизма, обмана и продолжающегося комплекса неполноценности. Наконец выяснилось, что у нас на самом деле огромный внутренний рынок, очень интересный, с большим объемом платежеспособного спроса. И это при том, что раньше нам все время рассказывали, что у нас этого рынка нет, объемы небольшие, а все, что мы делаем, надо делать с ориентацией на экспорт. Соответственно, мы возвращаемся к вопросу о необходимости предложить рынку инвестиционный ресурс.
– Время ли сейчас для сложных проектов?
– Безусловно. Сложные проекты актуальны всегда, потому что в сложных сегментах конкуренция всегда меньше. И если у вас есть понимание, что вы можете работать в сложной отрасли, в сложных технологиях, в сложном окружении, если вы сумеете туда выйти первым или одним из первых, всегда есть шансы на успех.
Материал опубликован в ежегодном каталоге « Гильдия в деталях-2024».
Каталог можно заказать в Исполнительной дирекции. Звоните и пишите нам!
#РГУД #ГУД-диалог #рынокнедвижимости #инвестиции #новыепроекты