Найти тему
Россия — это я

Lada поставила рекорд продаж автомобилей. Почему это так важно для России?

В компании заявили, что по итогам апреля в годовом выражении рост составил 65%. Это абсолютный рекорд за последние 12 лет — 45,6 тыс. проданных автомобилей в месяц.

К сожалению, речь идет прежде всего о Granta — модели, которая построена практически на той же платформе, что и ВАЗ-2108 1984 года. Более того, главная причина высокого спроса — поддержка государства. Но иначе никак. Так отчего же власти тратят миллиарды на поддержку заведомо убыточной и неконкурентоспособной на мировом рынке отрасли? Можно же было открыть границы, чтобы люди с удовольствием катались на дешевых новых и подержанных авто, например из Китая? Нет, нельзя.

Автомобилестроение — это основа научно-технического прогресса, который нужен каждой конкурентной экономике. Прежде всего, это вопрос безопасности. Так, во время военных конфликтов именно такие производства первыми перестраиваются на военные рельсы. Кроме того, это позволяет снизить негативный эффект от санкционных войн, поскольку есть хоть что-то свое, чем можно наполнить рынок и удовлетворить спрос. То есть наличие отечественного автомобиля, пусть даже проигрывающего конкурентам, — необходимость для любой страны, которая хочет обеспечить свою безопасность. И если представить, что все эти годы мы не поддерживали бы ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, то сейчас в лучшем случае по нашим дорогам ездили бы исключительно китайские автомобили. При этом зависимость от такого импорта позволяла бы властям условно дружественного государства диктовать нам свои условия в других отраслях.

Есть и еще несколько неочевидных нюансов. Приобретение любого товара за рубежом приводит к оттоку иностранной валюты, а значит, к ослаблению национальной. Более того, такими действиями страна еще и обеспечивает часть спроса за границей, действуя в интересах не своей, а чужой экономики. Последствия еще хуже, чем миллиардные траты на поддержку отечественного производителя.

Наши заводы часто критикуют за то, что деньги господдержки уходят в никуда. Однако автомобилестроение в России — очень молодая отрасль. После перестройки и распада СССР оборвались экономические связи. Предприятия оказались в руках преступных группировок (помните ЛогоВАЗ?). Качество и объемы производства упали. Таким образом, в начале 2000-х все пришлось начинать с нуля. А потому многострадальный российский автопром пока имеет моральное право и на ошибки, и на господдержку, чтобы их исправлять.

Тимофей Белов, специально для "Россия - это я".