Давайте начистоту: любая другая игровая студия была бы буквально растерзана критиками и игроками, выпусти она игру в таком состоянии, в каком Bethesda Game Studios регулярно отправляет свои творения на прилавки магазинов. И потому я всегда восхищался Тоддом Говардом и Bethesda Game Studios. Не столько за их нередко спорные художественные решения, сколько за уникальную способность оставаться на плаву, даже выпуская игры в таком состоянии, за которое других разработчиков уже давно бы заклевали критики и разгневанные фанаты.
Я прекрасно помню релиз Skyrim. Культовая игра, один из главных системопродавцов для консолей того поколения и безусловный хит на ПК. Но вы ведь тоже помните, каким кошмаром было ее состояние на старте? Пройти шаг влево и шаг вправо без вылета или просто обидного глюка — это был ой как непростой квест! Fallout 4 с её вечными вылетами и зависаниями? Fallout 76 — онлайн-игра, в которой на старте просто невозможно было играть?
Хорошо на релизе работал, разве что, третий «Фоллаут», причём сугубо за счет переиспользования худо-бедно отлаженного движка «Обливиона».
«It just works» — отвечает на все претензии Тодд Говард, создатель и бессменный глава Bethesda. И действительно, эти игры как-то работают, несмотря на многочисленные проблемы. Продаются огромными тиражами и приобретают культовый статус. Казалось бы, игровое сообщество должно было давно восстать против такой циничной практики, как оно восстало против CP2077 (да, я понимаю, что между «почти непроходима» и «непроходима в принципе» три метра разницы, но всё же)?
Кредит доверия
Так почему же Bethesda так легко отделывается после каждого багованного релиза? Секрет в том, что за их плечами десятки лет безупречной репутации. Да, выпустить игру-полуфабрикат — это их фирменный стиль, но при этом компания ВСЕГДА доделывала и «допиливала» свои проекты после релиза.
Разве многие теперь помнят, какой сырой и глючной была оригинальная Fallout 4? Но уже через пару месяцев ее можно было играть без каких-либо серьезных проблем. То же самое было с Skyrim, Fallout New Vegas, Oblivion и так далее, далее, далее. В этой индустрии, где игра зачастую становится «бросовым ширпотребом» через пару недель после релиза, у Bethesda репутация студии, готовой сопровождать и поддерживать свои проекты годами.
И это внушает доверие. Да, поначалу игры валятся с ошибками, зависают, глючат. Но опытные игроки знают — Bethesda обязательно все исправит! А те, кто не знает, узнают это из сотен обзоров, отзывов и комментариев. Благодаря упорному сопровождению своих проектов компания заработала себе огромный кредит доверия, который и позволяет ей выпускать игры в подобном состоянии. Другие студии, выпускавшие поистине провальные игры вроде ремастера WarCraft III Refurbished, Babylon's Fail или совсем недавней Redfall, такой работы над ошибками, увы, не проводили. Их игры так и остались сломанными, забытыми и преданными анафеме.
Открытость платформы
Ещё один фактор, почему Bethesda всё сходит с рук — невероятная открытость их игр для модификаций. Релизные версии проектов студии порой напоминают старые советские «Жигули» — которые уже с конвейера кривые, покосившиеся и не заводятся, но при этом в комплекте идёт гараж с инструментами и подробная инструкция, как всё это исправить.
Тодд Говард ещё в начале 2000-х взял курс на максимальную открытость игрового движка и инструментария для моддеров. Уже в легендарной The Elder Scrolls III: Morrowind была возможность свободно менять игровые ресурсы и писать собственные плагины. А с выходом The Elder Scrolls IV моддинг-сцена буквально расцвела махровым цветом.
Сотни тысяч энтузиастов принялись дорабатывать проекты студии по своему вкусу. Одни улучшали графику и добавляли новые модели персонажей, другие вносили изменения в геймплей и баланс, третьи придумывали новые сюжетные линии и целые игровые миры. Благодаря открытости платформы Bethesda игра обросла невероятным количеством модификаций на любой вкус — от серьёзных до самых безумных.
Моддеры не просто дополняют игры Bethesda — порой они буквально переделывают их с нуля, исправляя баги, улучшая производительность и реализуя давно обещанные, но так и не воплощённые разработчиками фичи. Bethesda не препятствует этому процессу, а наоборот — всячески его поощряет, выпуская специальные инструменты и документацию. В итоге сложилась идеальная ситуация: разработчики выпускают сырой, но потенциально богатый продукт, а армия энтузиастов самостоятельно доводит его до ума. И за эту возможность свободно творить моддеры готовы были прощать Bethesda любые косяки на релизе. Своеобразное «распределённое QA», если угодно.
Под багами есть игра
И наконец, последний козырь Bethesda: под всеми многочисленными багами скрывается по-настоящему увлекательная, качественная игра. В отличие от большинства других «сырых» проектов, релизы студии по-прежнему цепляют геймера своим геймплеем, сюжетом и глубиной.
Взять ту же Cyberpunk 2077 от CD Projekt Red. Да, на старте она была жутко сломана, но по мере исправления багов оказалось, что под ними... в общем-то, ничего особенного. Красивая, но пустая open world без толковых сюжетных линий и запоминающихся персонажей. Которая, по большому счету, запомнится именно тем, что «убила» индустрию.
Статья: [ 4 причины, почему Cyberpunk 2077 — худшая игра в истории индустрии ]
У Bethesda же совсем другая история. Fallout, The Elder Scrolls, тот же недавний Starfield — это всегда огромные, живые вселенные с запутанным сюжетом, сотнями квестов, многослойной ролевой системой и невероятным потенциалом для реиграбельности. Игры студии рассчитаны на многочасовое, вдумчивое погружение — на несколько прохождений и несколько лет, попросту говоря. Да, поначалу обвешанные багами, зато с по-настоящему качественной основой из геймдизайна, нарратива и ролевых механик.
Благодаря этому, даже спустя годы игры Bethesda не становятся пресными. Недоделки исправляются, багов все меньше, выходят DLC и моды, а впечатляющая многогранная вселенная с десятками возможных развилок все так же манит исследователей и ценителей ролевых игр. Skyrim и Fallout 4 до сих пор в ТОПах по числу одновременных игроков на всех платформах. А ведь им уже под 10 лет!
Если вы ещё не ознакомились с играми Bethesda, купить их в России без смены региона Steam можно по этим ссылкам:
Купить Skyrim
Купить Fallout 4
Купить Starfield
Заключение: таков путь
Выпускать полуфабрикаты вместо полностью отполированных игр — осознанный выбор Тодда Говарда и Bethesda. Это своеобразная «философия» разработки, выросшая из простой практической необходимости.
Представьте, если бы команда тратила по 7-10 лет только на одну игру, выверяя каждую деталь и безупречно отшлифовывая все углы. В итоге мы получали бы от силы одну-две игры в десятилетие из каждой культовой серии Bethesda. Безукоризненно качественные, но крайне редкие.
Вместо этого Говард и компания идут другим путем. Они максимально сокращают циклы разработки, выкатывая игры в довольно сыром виде — но зато с циклом разработки, равным с другими студиями при кратно превосходящем объёме труда, вложенного в создание. Да, начальное качество страдает, но благодаря мощному комьюнити и регулярным патчам буквально за пару месяцев картина выравнивается.
К примеру, Skyrim через год после релиза уже была практически идеальной игрой. Баги, проседания производительности — всё, в основном, ушло в прошлое. При этом большая часть команды разработчиков к тому времени уже вовсю трудилась над следующим грандиозным проектом!
Такой подход порождает неизбежную критику - и от профессионалов-разработчиков, и от рядовых игроков. Никто не любит платить полную цену за сырой, наспех склепанный продукт, пусть даже он и «условно-проходим» на старте. Особенно если мы говорим об AAA-проектах с бюджетами в сотни миллионов.
Но факты упрямая вещь. Несмотря на все «косяки» и грубые швы, игры Bethesda из раза в раз продолжают ставить рекорды продаж и находить армии новых поклонников. Культ Elder Scrolls и Fallout только крепнет, а сама компания продолжает гнуть свою линию, эксплуатируя доверие фанатов.
Хорошо это или плохо? В идеале наверняка лучше получать отполированные игры сразу «из коробки». Но ведь Bethesda до сих пор держится на плаву и процветает, даже в эпоху ожесточенной конкуренции. Видимо, их модель работает — по крайней мере, для них самих и для их преданных фанатов по всему миру.
И когда Старфилд, новый амбициозный проект Тодда Говарда, тоже вышел в духе фирменной «философии» Bethesda, многие вновь возмутились и обвинили разработчиков во всех смертных грехах. Но найдутся и те, кто с энтузиазмом возьмется доводить игру до ума, моддить и исправлять ее многочисленные баги — да и сама Bethesda уже раскрутила конвейер из патчей, фиксов и грядущих DLC. Ведь, как говорил сам Тодд...
It just works.
Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!