Найти тему
Яблоки для Евы

Ускользающая красота, или Как княжна Натали Палей искала забвения - но не нашла

Оглавление

Внешность, аристократические манеры и безупречный вкус двоюродной сестры последнего русского императора сами по себе дорогого стоили, но в сочетании с ее трагической историей они стали стоить ещё дороже. Красивая женщина восхищает. Красивая принцесса восхищает вдвойне. Красивая принцесса в изгнании - вызывает восторг, трепет, романтическое поклонение. С таким стартовым капиталом можно добиться очень многого. И Натали Палей добилась: она тщательно лепила из себя кумира, создавала культ самой себя, постепенно превратившись в икону моды и стиля, полубогиню, "русскую Офелию" - загадочную, прелестную и печальную. Это превращение не сделало ее счастливой, но навсегда вписало имя Натали Палей в историю XX века.

Все изображения взяты из свободных источников.
Все изображения взяты из свободных источников.

У Натали было "золотое" детство. Оно прошло во Франции, в собственном особняке с садом возле Булонского леса. Родители Натали были людьми тонкими, высокообразованными, обеспеченными. И очень любили друг друга и своих детей - Владимира, Ирэн и Натали.

Это была настоящая идиллия - с домашним театром и концертами, умными разговорами, теплыми семейными вечерами у камина. Отец уделял очень много внимания детям. Мать их обожала. В доме часто гостили знаменитые, исключительные люди того времени - Фёдор Шаляпин, Сергей Дягилев.

По сути, это тоже была эмиграция - отец Натали и родной дядя Николая II, великий князь Павел Александрович, заключил морганатический брак с Ольгой фон Пистолькорс и был вынужден покинуть Россию. Его дети от этого брака никогда не были на родине. До 1914 года, когда Николай II в честь 300-летия дома Романовых решил простить своего непослушного дядюшку и разрешил ему с семьей вернуться в Россию... Лучше бы, наверное, не прощал.

Натали и Ирэн Палей.
Натали и Ирэн Палей.

Они приехали в Петербург за три месяца до начала Первой Мировой войны. Отец и братья Натали (родной и сводные) отправились на фронт. А потом произошла революция.

Для семьи Палей, ближайших родственников императорской четы, это было страшное испытание. Их выгнали из дома, имущество конфисковали. Отца арестовали, потом расстреляли. И это была, можно сказать, легкая смерть по сравнению с той чудовищной казнью, которую устроили старшему брату Натали, Владимиру.

Его фотография будет стоять на прикроватной тумбочке Натали до самой ее смерти.
Его фотография будет стоять на прикроватной тумбочке Натали до самой ее смерти.

Когда стало ясно, что оставаться в Петербурге смертельно опасно для всех Романовых, Натали, Ирэн и их мать - две девочки 13 и 15 лет и больная женщина, совершенно уничтоженная своим горем, - по поддельным документам выехали в Финляндию.

Из Финляндии Натали попала в Швейцарию, где ее отдали в частную школу для девочек, но подружиться с остальными ученицами она не смогла:

"Когда им было двенадцать, они читали "Робинзона Крузо", а когда мне было двенадцать, я носила отцу хлеб в тюрьму. Что у нас было общего? Я так близко видела смерть… Отец, брат, кузены, дяди были казнены. Все мое детство забрызгано кровью Романовых. В школе я молчала, не играла ни с кем, но много читала",

- так она позже рассказывала.

Из Швейцарии Натали приехала в Париж, где обосновались ее мать, сестра и множество других родственников.
Из Швейцарии Натали приехала в Париж, где обосновались ее мать, сестра и множество других родственников.

Материально Натали и ее родня были достаточно обеспечены, но жизнь их омрачалась памятью об ужасах прошлого, но и заботами о настоящем - заботами совершенно новыми, непривычными:

В Париже все мы превратились в обычных граждан, – говорила сводная сестра Натали, княжна Мария Павловна. – До этого времени я никогда не носила с собой денег и не выписывала чеков. Счета всегда оплачивались кем-то другим (…). Несмотря на то что мне было двадцать восемь лет, в практической жизни я была совершенным ребенком. Мне всему надо было учиться с нуля, в точности как ребенку, который учится правильно переходить улицу, прежде чем отправиться в школу одному".

Эти слова могли бы сказать о себе Натали, Ирэн и все их подруги.

Натали пошла работать "манекеном", моделью (что тогда совершенно не считалось престижным - это был тяжелый, полурабский труд) в один из русских модных домов, которых в Париже начала 20-х годов было немало.

А вскоре вышла замуж за Люсьена Лелонга - известного модельера, который был старше нее почти на 17 лет.
А вскоре вышла замуж за Люсьена Лелонга - известного модельера, который был старше нее почти на 17 лет.

Брак этот - который близкие Натали, безусловно, считали мезальянсом - был лишен сильного чувства. Но он позволил ей почувствовать себя защищенной от пугающей реальности. А бесконечная, безостановочная светская жизнь не давала оставаться наедине с собой. Натали не переносила одиночества.

Работа в мире моды и брак с Лелонгом - который был выдающимся кутюрье своего времени - помогли Натали выковать свой собственный стиль: строгий, лаконичный, изысканный, бесконечно элегантный - но в то же время экстравагантный и запоминающийся.

Парижские газеты 30-х годов восторженно описывали каждый ее выход в свет.
Парижские газеты 30-х годов восторженно описывали каждый ее выход в свет.

Ее стремление к совершенству облика не знало границ. Восхищение публики и власть, которой Натали пользовалась в мире моды, тоже были практически безграничными.

Сотрудничество с фотографом Георгием Гойнингеном-Гюне вознесло ее на Олимп модной индустрии.
Сотрудничество с фотографом Георгием Гойнингеном-Гюне вознесло ее на Олимп модной индустрии.

И постепенно Натали превратилась из живой женщины, манекенщицы и модели в произведение высокого искусства, гипнотически прекрасный, невозмутимый и недосягаемый шедевр.

Поэт Жан Кокто, с которым у Натали был роман, утвердил этот образ женщины-идола, изобразив сфинкса, у которого было ее лицо – он поместил на место головы ее профиль из портрета Гюне. Рядом рукой поэта были приписаны единственные слова статуи из пьесы "Адская машина": "Тишина! Здесь я приказываю".
Поэт Жан Кокто, с которым у Натали был роман, утвердил этот образ женщины-идола, изобразив сфинкса, у которого было ее лицо – он поместил на место головы ее профиль из портрета Гюне. Рядом рукой поэта были приписаны единственные слова статуи из пьесы "Адская машина": "Тишина! Здесь я приказываю".

Такой она была для публики. Что творилось внутри, не знал никто, кроме самых близких, а близких у Натали было немного.

От своих соотечественников в изгнании она старалась держаться подальше. Натали вообще старалась держаться подальше от всего, что вызывало негативные эмоции. Мировой экономический кризис, разразившийся в результате краха Уолл-стрит в октябре 1929 года, распространение по Европе фашизма, Народный фронт, гражданская война в Испании - ничто ее, казалось, не трогало. Чем сильнее сгущались над миром тучи, тем глубже Натали погружалась в светскую жизнь, в мир грез и наваждений... Недаром она так любила костюмированные балы, на которых могла предстать то камбожийской танцовщицей, то венецианским пажом - за карнавальной маской очень удобно скрывать свое истинное лицо.

Иллюзии - лучшее лекарство от боли.
Иллюзии - лучшее лекарство от боли.

Мать Натали умерла в 1929 году. С сестрой Ирэн их мало что связывало.

"Сестры были так непохожи, хотя и очень любили друг друга! Мама всегда боролась за трагические судьбы русских в изгнании, а тетя Али была совершенно очаровательна, но полностью равнодушна ко всему этому. Каждая из них стремилась забыть прошлое по-своему. И конечно, стоит признать, что мама была невысокого мнения обо всех этих исключительных людях – ее друзьях, которые беспрестанно порхали между Парижем, Сан Моритцем и Венецией: их безответственность казалась ей неприличной",

- вспоминал позже сын Ирэн Палей, режиссер, историк и князь Михаил Фёдорович Романов.

Но вот любопытный факт - несмотря на своё отстранённое отношение к судьбам русских эмигрантов, Натали Палей отчего-то до конца своих дней отказывалась получать нормальные документы, пользуясь "нансеновским" паспортом. Возможно, это был ее способ выразить свою солидарность соотечественникам.
Но вот любопытный факт - несмотря на своё отстранённое отношение к судьбам русских эмигрантов, Натали Палей отчего-то до конца своих дней отказывалась получать нормальные документы, пользуясь "нансеновским" паспортом. Возможно, это был ее способ выразить свою солидарность соотечественникам.

Если с сестрой у Натали с каждым годом оставалось всё меньше общего, то их союз с мужем, как ни странно, складывался вполне успешно. Почти не вызывает сомнений, что Натали вряд ли когда-либо была влюблена в Лелонга, но пока они были вместе, кутюрье оказывал ей всяческую поддержку. Она отвечала ему взаимностью, обращаясь с дочерью Лелонга от первого брака как с собственным ребенком. И все-таки отношения их были скорее не семейными, а деловыми. Жили они раздельно, но работали вместе.

Натали была не только лицом модного дома Лелонга, она активно участвовала в создании коллекций, выполняя функции художественного директора и занимаясь подбором персонала. Многие модели были созданы под ее руководством.
Натали была не только лицом модного дома Лелонга, она активно участвовала в создании коллекций, выполняя функции художественного директора и занимаясь подбором персонала. Многие модели были созданы под ее руководством.
Благодаря Натали клиенткой модного дома стала Марлен Дитрих, для которой Лелонг создал узкие платья-футляры из черного бархата.
Благодаря Натали клиенткой модного дома стала Марлен Дитрих, для которой Лелонг создал узкие платья-футляры из черного бархата.

Такое положение вещей, похоже, устраивало и Натали, и Лелонга. Для Натали была возможна только страсть бестелесная, интеллектуальная, эстетическая, куртуазная: Жан-Луи де Фосини-Люсанж, один из самых близких ее друзей, позже вспоминал, что она "принимала только влюбленное обожание, избавленное от напряжения плотской любви".

Мужчины должны были восхищать её, удивлять, держать в напряжении, желать и обожать - а что должна была она?.. Восхищаться, удивляться, трепетать и оставаться неприступной, как Прекрасная Дама.
Мужчины должны были восхищать её, удивлять, держать в напряжении, желать и обожать - а что должна была она?.. Восхищаться, удивляться, трепетать и оставаться неприступной, как Прекрасная Дама.
"Она создана для того, чтобы любили её, а не для того, чтобы любить самой"

- так сказала о Натали ее близкая подруга, Мари-Лор де Ноай.

Лелонг не требовал от Натали больше, чем она могла дать. А она всю свою жизнь испытывала странную привязанность к людям двойственной ориентации - возможно, ярко выраженная маскулинность вызывала у нее страх, и связи с поклонниками обоих полов казались Натали менее опасными, чем общепринятые...

Это неудивительно, если учесть, что в ранней юности Натали и ее сестра не раз становились жертвами грубых шуток и унижений со стороны пьяных солдат, по ночам врывавшихся в их дом.

Возможно, одними шутками дело не ограничилось - сама Натали никогда не поднимала эту тему, но были те, кто утверждал, что в охваченной революцией России ей пришлось пережить жестокое насилие.
Возможно, одними шутками дело не ограничилось - сама Натали никогда не поднимала эту тему, но были те, кто утверждал, что в охваченной революцией России ей пришлось пережить жестокое насилие.

Как бы то ни было, романы Натали с Жаном Кокто, Сержем Лифарём и другими, позволяют предположить, что в чувственном отношении Натали была скорее испуганным ребёнком, чем взрослой женщиной. Об этом свидетельствует и ее второй брак - с американским продюсером Джоном Уилсоном, который никогда не скрывал своих нетрадиционных предпочтений.

Натали и Джон
Натали и Джон

Но перед отъездом в США Натали успела стать актрисой. Ее дебют в кино произошел почти случайно, но первый же фильм Натали показал, что она играет точно и естественно, безошибочно чувствуя камеру. У нее был своеобразный, очень привлекательный акцент и чистый тембр голоса.

"Она – воплощение женского образа, которого так не хватает французскому кино, настоящая роковая женщина, одновременно наивная и искушенная", -

говорил про Натали Палей режиссер, мастер французского киноимпрессионизма, авангардист и эстет Марсель Л'Эрбье, который стал ее "крёстным отцом" в мире кинематографа.

"Натали Палей – луч солнца в тысяче и одной ночи, озаривший снега. Она словно вышла из сказок Андерсена, волшебная фея из северной сказки с лицом ангела", - так писали французские газеты о кинодебюте Натали. Ее беспрестанно сравнивали с Гарбо, и далеко не всегда в пользу последней.
"Натали Палей – луч солнца в тысяче и одной ночи, озаривший снега. Она словно вышла из сказок Андерсена, волшебная фея из северной сказки с лицом ангела", - так писали французские газеты о кинодебюте Натали. Ее беспрестанно сравнивали с Гарбо, и далеко не всегда в пользу последней.

Однако сверкала она недолго. Ободренная первым успехом, Натали соглашалась на не самые лучшие роли. Кроме того, интенсивная и зачастую очень трудная жизнь актрисы во многом была ей неинтересна. Не привыкшая себя обременять, Натали оставалась верной своей судьбе и удаче. В ее противоречивом характере странным образом сочетались сильная воля, беспечность и небрежность дилетанта - и это не могло не сказаться на ее кинокарьере, которая к концу 30-х годов, после пяти или шести фильмов, практически завершилась.

Натали снималась не только в Европе, но и в Голливуде. Ее партнерами были Морис Шевалье, Кэри Грант и Кэтрин Хепбёрн.
Натали снималась не только в Европе, но и в Голливуде. Ее партнерами были Морис Шевалье, Кэри Грант и Кэтрин Хепбёрн.

После переезда в США Натали пережила еще два ярких романа - с Эрихом-Марией Ремарком и Антуаном де Сент-Экзюпери, но ни один из них не завершился прочными близкими отношениями. Она вела светскую жизнь, была хозяйкой изысканного салона, где собирался цвет русской эмиграции - во второй половине жизни Натали, кажется, перестала избегать соотечественников. Пыталась запустить свой модный дом. Безуспешно боролась с алкогольной зависимостью мужа. Похоронила его и постепенно осталась практически одна.

Последние 20 лет жизни провела полузабытой затворницей. Официальной причиной смерти Натали Палей стал перелом шейки бедра, но есть версия, что она покончила с собой, когда поняла, что не сможет больше ходить. Перед этим написала: "Хочу уйти с достоинством".

Детей у Натали не было. Оба мужа и практически все друзья ушли из жизни раньше нее. Но самые известные люди той эпохи посвящали Натали Палей платья, шляпки, духи и поэмы. Ее образ запечатлели лучшие художники и фотографы. Встречаясь с ней, Ремарк написал свою "Триумфальную арку", а позже вывел ее в образе Наташи в своем последнем романе "Тени в раю". Во время романа с ней Экзюпери создал "Маленького принца".

Натали Палей, так жаждавшая забвения, вряд ли когда-нибудь будет забыта.
Натали Палей, так жаждавшая забвения, вряд ли когда-нибудь будет забыта.

Что почитать по теме:

  • Палей, О. "Воспоминания о России. Страницы жизни. 1916-1919".
  • Романова, М. П. «Воспоминания великой княжны. Страницы жизни кузины Николая II. 1890–1918»
  • Лио, Ж.-Н. "Натали Палей. Супермодель из дома Романовых"

Еще:

_____________________

  • Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.
  • У нас есть Телеграм-канал - там тоже хорошо и можно комментировать.