Найти тему

Каждому — личный кабинет. Как развивается сервис электронных услуг Росреестра

— Какие основные электронные услуги предоставляются вашим ведомством? Через какие сервисы?

— Росреестром постоянно ведется работа, направленная на повышение доступности электронных услуг. Сейчас практически все предоставляемые ведомством услуги можно получить в электронной форме — через личный кабинет на официальном сайте. Кроме того, Росреестр уже вывел услуги на Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Самая массовая электронная услуга — предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Например, очень популярна онлайн-выписка. С марта прошлого года правообладатели в личном кабинете на ЕПГУ могут запросить сведения о своих объектах недвижимости и правах на них и бесплатно получить информацию менее чем за минуту.

— Как развивается сервис электронных услуг?

— Росреестр одним из первых органов исполнительной власти стал развивать высокотехнологичные сервисы. И запрос участников рынка недвижимости на такую форму обслуживания постоянно возрастал и продолжает расти. В 2017 году в электронном виде подавалось всего 5,6 % заявлений на учетно-регистрационные действия. В 2023-м — уже 57 %. Для наших клиентов это удобный формат взаимодействия: услугу можно получить в любое время, в любом месте и в более короткие сроки. Органы государственной власти города все документы подают в электронном виде.

Для профессиональных участников рынка недвижимости и бизнес-сообщества Росре­естром разработан сервис прямого доступа. Самые активные пользователи: нотариусы, застройщики, банки, они подают заявления в интересах своих клиентов. Работа не останавливается. Анализ запросов разных категорий получателей электронных услуг выявляет потребность создания новых цифровых инструментов.

Еще пример. Росреестр реализует государственную прог­рамму «Национальная система пространственных данных». Единая цифровая платформа НСПД объединяет и структурирует пространственные данные из множества федеральных и региональных информационных систем и является эффективным инструментом развития территорий. В рамках проекта созданы удобные для граждан и бизнеса электронные сервисы. Например, с помощью сервиса «Земля для стройки», размещенного на публичной кадастровой карте, можно выбрать и подать заявление для получения земельного участка для жилищного строительства.

— Какие есть способы защиты собственника от мошенников?

— Внесение записи в ЕГРН о невозможности регистрации сделок с недвижимостью без личного участия собственника — это дополнительная защита прав граждан от мошеннических действий. В прошлом году петербуржцы подали свыше 60 тысяч таких заявлений. Услуга доступна и в электронном виде на ЕПГУ.

— Как изменились сроки предоставления услуг?

— Электронный формат сокращает сроки. По сравнению с 2020 годом сроки учетно-регистрационных действий сократились с 6 до 2 дней. А в электронном виде — до одного дня и менее.

— Личный кабинет на сайте Рос­реестра — для чего он нужен и как его оформить?

— Личный кабинет — важная часть официального сайта Рос­реестра и предоставляет доступ к наиболее востребованным электронным услугам и сервисам. Особого оформления нет. Авторизация в личном кабинете происходит посредством портала ЕПГУ. То есть каждый гражданин, который пользуется госуслугами, может зайти в личный кабинет на портале Росреестра.

​— Какие могут возникнуть сложности в оформлении запроса и как их обойти? К примеру, я открываю сайт Росреестра, а мне сообщается «Подключение не защищено. Злоумышленники могут пытаться похитить ваши данные с сайта rosreestr.gov.ru (пароли, сообщения или номера банковских карт)». Отчего это и как с этим бороться?

— Данная ошибка возникает из‑за отсутствия на компьютере установленных отечественных сертификатов безопасности.

В конце 2022 года официальный сайт и сервисы Росреестра перешли на использование российских сертификатов безопасности. Данные сертификаты имеются в отечественных браузерах («Яндекс» и другие), для корректной работы в остальных браузерах необходимо установить данные сертификаты через портал гос­услуг.

— Сохраняется ли альтернатива электронному обслуживанию через МФЦ?

— Конечно, граждане всегда могут обратиться в офисы МФЦ для получения услуг Рос­реестра. Но здесь тоже не обошлось без цифровизации. С июля 2022 года петербургский Росреестр и МФЦ перешли на безбумажный документооборот. Все заявления и документы, поступающие в многофункциональные центры, переводятся сотрудниками МФЦ в электронный вид, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и в электронном виде передаются в управление Росреестра. Это исключило временные затраты на логистику, мы быстрее приступаем к правовой экспертизе документов и оперативно направляем результаты в МФЦ для выдачи клиентам.