— Какие основные электронные услуги предоставляются вашим ведомством? Через какие сервисы?
— Росреестром постоянно ведется работа, направленная на повышение доступности электронных услуг. Сейчас практически все предоставляемые ведомством услуги можно получить в электронной форме — через личный кабинет на официальном сайте. Кроме того, Росреестр уже вывел услуги на Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Самая массовая электронная услуга — предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Например, очень популярна онлайн-выписка. С марта прошлого года правообладатели в личном кабинете на ЕПГУ могут запросить сведения о своих объектах недвижимости и правах на них и бесплатно получить информацию менее чем за минуту.
— Как развивается сервис электронных услуг?
— Росреестр одним из первых органов исполнительной власти стал развивать высокотехнологичные сервисы. И запрос участников рынка недвижимости на такую форму обслуживания постоянно возрастал и продолжает расти. В 2017 году в электронном виде подавалось всего 5,6 % заявлений на учетно-регистрационные действия. В 2023-м — уже 57 %. Для наших клиентов это удобный формат взаимодействия: услугу можно получить в любое время, в любом месте и в более короткие сроки. Органы государственной власти города все документы подают в электронном виде.
Для профессиональных участников рынка недвижимости и бизнес-сообщества Росреестром разработан сервис прямого доступа. Самые активные пользователи: нотариусы, застройщики, банки, они подают заявления в интересах своих клиентов. Работа не останавливается. Анализ запросов разных категорий получателей электронных услуг выявляет потребность создания новых цифровых инструментов.
Еще пример. Росреестр реализует государственную программу «Национальная система пространственных данных». Единая цифровая платформа НСПД объединяет и структурирует пространственные данные из множества федеральных и региональных информационных систем и является эффективным инструментом развития территорий. В рамках проекта созданы удобные для граждан и бизнеса электронные сервисы. Например, с помощью сервиса «Земля для стройки», размещенного на публичной кадастровой карте, можно выбрать и подать заявление для получения земельного участка для жилищного строительства.
— Какие есть способы защиты собственника от мошенников?
— Внесение записи в ЕГРН о невозможности регистрации сделок с недвижимостью без личного участия собственника — это дополнительная защита прав граждан от мошеннических действий. В прошлом году петербуржцы подали свыше 60 тысяч таких заявлений. Услуга доступна и в электронном виде на ЕПГУ.
— Как изменились сроки предоставления услуг?
— Электронный формат сокращает сроки. По сравнению с 2020 годом сроки учетно-регистрационных действий сократились с 6 до 2 дней. А в электронном виде — до одного дня и менее.
— Личный кабинет на сайте Росреестра — для чего он нужен и как его оформить?
— Личный кабинет — важная часть официального сайта Росреестра и предоставляет доступ к наиболее востребованным электронным услугам и сервисам. Особого оформления нет. Авторизация в личном кабинете происходит посредством портала ЕПГУ. То есть каждый гражданин, который пользуется госуслугами, может зайти в личный кабинет на портале Росреестра.
— Какие могут возникнуть сложности в оформлении запроса и как их обойти? К примеру, я открываю сайт Росреестра, а мне сообщается «Подключение не защищено. Злоумышленники могут пытаться похитить ваши данные с сайта rosreestr.gov.ru (пароли, сообщения или номера банковских карт)». Отчего это и как с этим бороться?
— Данная ошибка возникает из‑за отсутствия на компьютере установленных отечественных сертификатов безопасности.
В конце 2022 года официальный сайт и сервисы Росреестра перешли на использование российских сертификатов безопасности. Данные сертификаты имеются в отечественных браузерах («Яндекс» и другие), для корректной работы в остальных браузерах необходимо установить данные сертификаты через портал госуслуг.
— Сохраняется ли альтернатива электронному обслуживанию через МФЦ?
— Конечно, граждане всегда могут обратиться в офисы МФЦ для получения услуг Росреестра. Но здесь тоже не обошлось без цифровизации. С июля 2022 года петербургский Росреестр и МФЦ перешли на безбумажный документооборот. Все заявления и документы, поступающие в многофункциональные центры, переводятся сотрудниками МФЦ в электронный вид, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и в электронном виде передаются в управление Росреестра. Это исключило временные затраты на логистику, мы быстрее приступаем к правовой экспертизе документов и оперативно направляем результаты в МФЦ для выдачи клиентам.