Найти тему
Plandi.ru

Узнай, как определить тип заказчика по его поведению.

Некоторые проекты становятся успешными, словно им помогает некая невидимая рука фортуны. Что же это за успех такой?

Многие не придают значения, а зря, тщательному выстраиванию отношений с заказчиками. В проектном бизнесе, да и не только, часто ключом к успеху становится точное понимание категории своего заказчика и умение подстроиться под него.

Фрилансер вы или проектная копания, не важно, «мастером» в мире бизнес-отношений нельзя стать без понимания психотипов заказчика.

Эта статья предлагает взгляд проектировщика-практика – некий накопленный опыт, который просто хочется передать. Безусловно, психолог предложит вам гораздо больше материала для размышления и практики – психология покупателя, психология переговоров, психология конфликтов… Не претендуем на истину в последней инстанции, а просто хотим предложить статью, которая поможет классифицировать клиентов по реперным точкам и поможет немного подобрать стиль работы с этими типами клиентов.

«Пингвин» - заказчик, который предпочитает стабильность и надежность.

-2

Представьте себе суровый мир антарктических льдов. Там выживает тот, кто следует системному циклу, в котором все проверено, отточено веками эволюции и имеет свои четко обозначенные роли. Каждая особь примерно знает – что дано, и что будет, в чем можно, а в чем нельзя доверять своему сообществу. На соплеменников можно положиться в плане самого главного – результата по сохранению и воспитанию потомства, так как колонии пингвинов воспитывают детей сообща. Предсказуемый, надежный результат, на который можно рассчитывать.

Такие же ценности имеют «пингвины» среди заказчиков, не сочтите за иронию. Они предпочитают надёжность и предсказуемость. Такие заказчики ценят долгосрочные отношения и трепетно относятся к стабильности. Зная это, вы можете построить процесс таким образом, чтобы минимизировать риски и изменения. Здесь меньше возможностей для экспериментов, потому что их «пингвины» боятся, значит, и не предлагайте. «Пингвинов» триггерят какие-то недоработки, недоделки, недосмотренности, допущенные проектировщиком. Ваш проект должен выглядеть как фундаментальная вещь. Это позволит установить прочные, как айсберг, связи.

«Слон» - клиент, который думает глобально и решает большие задачи.

-3

«Слон» – это заказчик, который мыслит стратегиями. Он не зацикливается на мелочах. Даже незначительный проект такой заказчик может превратить в целую историю – вы не заметите, как он «обрастет» множеством глобальных доработок и улучшений. Работая над проектом для такого клиента, главным навыком проектировщика будет умение мыслить широко и стратегически – предложить комплексное решение его глобальным запросам. Проекты, которые выполняются для «слонов» однажды приобретают размах.

К этому надо быть готовым. Правильно и четко брифовать заказчика, чтобы выявить «слона», максимально изучить исходную документацию и Техническое задание. Не стоит рассчитывать здесь на дополнительные гонорары за старания – не факт, что «слон» проявит щедрость. Лучше действовать грамотно сразу.

«Лиса» - изворотливый заказчик, который всегда в поиске новых возможностей.

-4

Представим заказчика «лису», который лавирует между обстоятельствами и возможностями так же легко, как шустрая хищница в лесной чаще. Проект с «лисой» требует нестандартного мышления и гибкости – быть готовым изменять стратегии на ходу и предлагать инновационные решения. «Лисы» постоянно передумывают, узнают что-то хайповое и стремительно вносят новые «хотелки» в только что измененный по их инициативе проект.

Тут все зависит от вашей выдержки и профессиональной грамотности – на сколько вы в самом начале работы сможете ограничить действия «лисы» с помощью бизнес-инструментов, на столько меньше будет проблем. Техническое задание, как основа основ, должен стать первоначальным документом, которые поможет понять – кто перед вами.

«Сокол» - клиент, который ценит скорость и результат.

-5

Есть заказчики, которых не интересует сам процесс, назовем их «соколами». Они смотрят на все «сверху», видят все процессы в масштабах всего бизнеса, поэтому проект здесь – только часть этой панорамной картины.

От подрядчика «сокол» обычно ждет, что его ожидания превзойдут – только тогда он бывает доволен. Если ваш заказчик нацелен на быстрый результат, значит вам придется настроиться на то же самое. Как правило, с такими заказчиками может работать только сработавшаяся команда, где все действия четко слажены и есть готовность делать быстро и хорошо.

Как использовать знания о типах заказчиков для достижения лучших результатов?

Понимание типа каждого заказчика – это искусство, которое может сделать вас неуязвимым в мире проектного бизнеса.

Можно сделать следующий вывод: эффективность проектов зависит не только от наших умений работать с информацией и технологиями, но и от умения читать поведенческие особенности людей, с которыми мы работаем.

Используйте эмпатию как инструмент для создания продуктов или услуг точно под потребности вашего клиента. Будьте гибкими – каждому свой подход. Разнообразие характеров заказчиков открывает и новые возможности для бизнеса, но только, если вы не упертый твердолобый исполнитель, не готовый к компромиссам и шагу навстречу. Равно как и у мягкотелых, на все согласных специалистов тоже вряд ли что-то получится.

Задача – лучше понять потребности каждого типа заказчика и извлечь выгоду из этого понимания.

Начинать анализ клиента нужно сразу же – с поступления запроса. Это нужно для того, чтобы в реальную разработку пришел именно тот заказчик, который вам нужен.

Уже в запросе, поступившем в обработку, можно выявить предпосылки того, какой тип заказчика перед вами.

Обращайте внимание и на более приземленные вещи.

Пишет вам ГИП или запрос пришел от владельца бизнеса. Это косвенно укажет вам на то – ищет ли он недорогую субподрядную силу или готов к серьезной разработке важного для него проекта. Может быть для удовлетворения задач поступившего запроса нужна не проектная компания, а фрилансер.

Выявляйте запрос на предмет субподряда, или даже – субсубподряда. Заказчики часто хитрят. Такие обращения говорят о том, что на верхних ступенях осядет основной бюджет, а взявшемуся за проект придется работать «за еду».

Отвечайте на такие обращения не отказом – просто устанавливайте сразу рамки условий работы. Если «заказчик» отваливается, вы разгадали его намерения и не потратили время на оценку заказа. Если соглашается – вы нашли, кажется, адекватного и платежеспособного заказчика, но это только начало выстраивания бизнес-отношений.

По подписке на Plandi вам будут доступны шаблоны юридического сопровождения заказов и Технического задания, которое составлено таким образом, чтобы вы могли максимально понять своего заказчика на стартовом этапе. Это – ключ к выстраиванию дальнейших отношений с клиентом.