Найти тему
Арт КомодЪ

Что ты есть, Русь великая?.. Философия как дополнительная реальность

Что намешано в тебе, душа русская?.. Что ты есть, Русь великая?

Тайна сия не открыта веками. Логикой ее не возьмешь. А поразмышлять можно.

***

Первые святые на Руси - Борис и Глеб. Подвиг их понять и сегодня представляется нетривиальным занятием. Если только принять на веру: признали святыми, значит, есть за что? Или?..

Святые мученики Борис и Глеб
Святые мученики Борис и Глеб

Ковидным летом 2020 побывали мы на земле Владимирской, в Кидекше, в 4 км от Суздаля. В XII веке - резиденция-крепость князя Юрия Долгорукова, крупное городище, а не просто княжеское подворье в месте слияния Каменки и Нерли. Стратегический форпост, можно сказать: контроль за передвижением по воде. По Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями. 

Кидекша (фото автора). У Нерли
Кидекша (фото автора). У Нерли

На возвышенности в центре бывшего городища стоит белокаменная церковь (постройка 1152 г., одна из самых первых каменных церквей на Владимирской земле) во имя мучеников Бориса и Глеба (в Святом Крещении – Роман и Давид), первых русских канонизированных святых, убитых (по одной из гипотез) братом Святополком в 1015 г.  

-3

Святополк, полагают историки, так стремился оградить себя от потенциального соперничества за княжескую власть в Киеве после смерти отца, Крестителя  Руси. Позднее у исследователей появились и другие версии об истинном убийце братьев. Оставим этот спор профессионалам, потому что это мало меняет суть христианского подвига Бориса и Глеба и их святой памяти. 

Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Оба отличались добротой и милосердием, всячески подражали в житии святым отцам Церкви, воспитывались матерью христианкой. Борис был назначен отцом удельным князем Ростова, а Глеб - Мурома

Их убили порознь. Но похоронены они рядом. И в иконографии они всегда рядом. Братья по глубинному значению этого слова - Борис и Глеб, княжичи.

…Интересно, что Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве брата Бориса, когда был вызван в Киев Святополком. Однако, Глеб предпочел смерть войне со старшим братом. 

Жизнь святых Бориса и Глеба была принесена в жертву христианской заповеди: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1-ое Послание Иоанна, 4: 20). 

Братья совершили то, что было ново и непонятно для ещё недавно языческой Руси, привыкшей к кровной мести. Они могли оказать сопротивление, оба были предупреждены об измене и оба сознательно выбрали другой путь. В этом состоит их христианский подвиг. 

Почитание братьев как святых на Руси началось практически сразу после их гибели. Ох, ты, Русь моя!.. И Церковь Христова.

***

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, тоже один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка, прозванного народом Окаянным. Так что мученическая смерть св. Бориса и Глеба получила отмщение, говоря мирским языком. 

Множество храмов и монастырей по всей Руси посвящено святым князьям Борису и Глебу. Это Русь исконная.

Кидекша. Храмовый комплекс (охраняется ЮНЕСКО). Фото автора
Кидекша. Храмовый комплекс (охраняется ЮНЕСКО). Фото автора

Такими вот были мои размышления и впечатления от той поездки и о подвигах первых русских святых.

…И тут открытие. Вспышка молнии. Делюсь.

***

«...Эти двое, Борис и Глеб, оказались слишком вдумчивы, слишком чутки, слишком сердечны чтобы взять власть. Таким образом, власть после Владимира не наследовала ему? Или сама власть Владимира была такого рода, что её продолжением была жестокость? Святополк, правда, тоже не удержался на киевском престоле, его согнал на следующий 1016 год новгородский Ярослав, но и Ярослав был жестокого типа, непосредственно перед этим он отличился избиением новгородцев.

Константинопольская патриархия, когда русский епископат представил ей для канонизации Бориса и Глеба, долго не соглашалась признать их святыми примерно по тем же причинам, по каким их не одобряет современный человек с Запада, впервые слыша их историю сейчас. Борис и Глеб поступили неправильно. Они должны были, во-первых, переступить через свое отвращение к жестким методам ради страдающих под Святополком киевлян. Во-вторых они должны были подумать о душе Святополка, своего сводного брата, и не попустить ему взять на себя страшный грех братоубийства. Константинопольские иерархи сомневались, можно ли назвать Бориса и Глеба великомучениками и мучениками за веру, ведь они страдали от единоверного Святополка, тоже крещеного христианина.

Борис и Глеб были убиты не превосходящей силой — военной силе они даже не попытались противопоставить свою такую же, — а ненавистью, сражены человеческой злобой. Они не хотели жить в мире, где преступление возможно среди братьев. В этом смысле говорит о них летопись. Но главное такими они почитаются в христианском народе.

Георгий Федотов в книге «Русское религиозное сознание» (религиозное ли только? сознание ли только?) говорит, что с почитанием Бориса и Глеба как святых в мировом христианстве появилось нечто новое: русский кенотизм, принятие на себя крайнего бессилия, добровольное привлечение смерти.

Добровольным был и кеносис Христа, принявшего свою казнь и не оставившего себе ничего, ничего при себе не удержавшего, как бы раздавшего себя полностью до оставления себе полной пустоты, такой, которая смогла впустить в себя подвиг. Федотов еще замечает, что в мученичестве Бориса и Глеба нет героизма, вызова силам зла: они плачущие, по-человечески слабые, совсем беспомощные, они слезно жалуются на свою участь. Если мир такой, если люди могут быть такими страшными, то не надо жить, не надо и пытаться бороться с ними силой рук. Невыносимо видеть этот ад на земле. Души подкошены, срезаны близким злом.

...Дружина требовала от Бориса и Глеба мобилизации, решительного сражения, победы, взятия города, изгнания вероломного брата. Борис и Глеб сказали, что бороться за власть не будут даже под угрозой смерти.

Поступок законных наследников князя Владимира в год передачи власти определил всю нашу дальнейшую историю. Империя зла? Скорее странное пространство, где зло может размахнуться как нигде, не видя понятных ему противников и потому до времени не замечая, что его власть давно и тайно отменена. Страна до краев полна невидимым присутствием погибших, молча ушедших. Они давно и неслышно стали главной частью нас самих.

Законные наследники правителя Борис и Глеб, не боровшиеся за власть, власть никому не дарили, не вручали, не завещали. Власть у них не была отнята, вырвана, отвоевана, ведь нельзя отнять то, за что не держатся. И так само собой получается, что хотя многие хватали власть в России, жадные от вида того как она валяется на дороге, власть России остается всё время по-настоящему одна: власть молодых Бориса и Глеба, никуда от них не ушедшая, им ни для какой корысти не нужная, только им принадлежащая по праву, по правде, по замыслу страны. Власть России в этом смысле никуда не делась, не ослабла, не пошатнулась. Ее не надо рожать. Ей тысяча лет».

***

Знаем ли мы своих отечественных мыслителей? Вопрос… (Цитата выше из статьи Бибихина Владимира Вениаминовича, филолога, переводчика, философа). Прочитать статью ВЛАСТЬ РОССИИ. БОРИС И ГЛЕБ целиком можно по ссылке:

http://www.bibikhin.ru/vlast_rossii

***

Бибихин Владимир Вениаминович (1938, Бежецк - 2004, Москва). Прочитал в МГУ около 20 курсов. Переводил богословскую и философскую литературу с нескольких европейских языков.

Бибихин Владимир Вениаминович
Бибихин Владимир Вениаминович

Те, кто был знаком с ним лично, отзываются о нем по-разному - от полного приятия до полного отвержения. Но все при этом признают мощь его мысли.

Это, как свежий воздух, который невозможно взять с собой «на потом».

«Мы всегда уже опоздали» (В.В. Бибихин). Здесь не уныние, а гимн человеку, его мужеству жить. И в таких условиях.

А еще миловать. И любить.

©️ Мила Тонбо 2024

Больше материалов о жизни неординарных людей (и общественных парадоксах) в авторской подборке «Времена не выбирают. Судьбы людские»