В эпоху постурбанизации, которую мы все с большим или меньшим успехом переживаем, существует много разной мифологии. Мифология эта в некоторой ее части основана на близости к природе, которая для человека полезна, прекрасна и органична.
И я первая из жертв и проповедников этой мифологии - потому я и провожу львиную долю времени в своем любимом болоте - оно лечит, дает смотреть на небо, в нем просторно и живописно. Здесь я отдыхаю и наслаждаюсь.
Но отдыхаю, надо отметить, в основном морально, в то время как физически - совсем наоборот) Если обычный нормальный сад - это огромный труд, то сад "максимально близкий к природе" - это труд двойной и местами сизифов.
Мой участок максимально дикий. С трех сторон он окружен непролазными дебрями смешанного леса. При слове "лес" воображение часто рисует живописные картины. Но лес в средней полосе бывает очень разный и несет массу сюрпризов тем двуногим, кто дерзнет там поселиться.
Десять лет назад клочок земли, который я ныне именую садом, был отвоеван у того самого леса и часть его до сих пор сохраняется в виде березовой рощи позади гостевого домика.
В начале это выглядело вот так:
Живя в таких условиях, я довольно быстро пришла к тому, что в условии ограниченных ресурсов и кривых рук, гораздо проще примириться и подружиться с окружающей буйной природой, чем пытаться ее победить.
Так, например, я стала активно использовать мхи в качестве мульчи и элемента "дизайна" сада.
Также после безуспешных попыток посеять газон, я сумела договориться с дикой флорой и теперь у меня шикарный карликовый газон из черноголовки, которую я долгое время считала дикой живучкой.
Даже дикие лесные елки, которые растут огромными и могут сильно мешаться, пока что у меня получается удерживать в рамках и уживаться с ними в гармонии. Ну или стричь из под пальмы в крайнем случае:
Словом, если перестать воспринимать окружающую природу как враждебную субстанцию, а попробовать в нее более или менее вписаться, то от этого жизнь становится проще и приятнее. Именно поэтому я давно уже перестала заниматься уничтожением растительности, если с ней можно договориться.
Но как и везде есть исключения. При всей моей и любви и терпимости ко всему дикорастущему, существует ряд растений, существование которых в саду я пытаюсь пресекать и с которыми однозначно рекомендую бороться. Для всех, думаю, очевидно, что зарослям крапивы и борщевика в саду не место.
Но помимо травянистых безобразников, от которых сравнительно просто избавиться, существуют их более мощные "хищные" собратья - кусты и деревья. И вот тут ситуация сложнее, поскольку дерево с дикой корневой порослью так просто не изведешь: оно ведет себя как мифологическая гидра, отращивающая две головы на месте одной отрубленной. Обработка классическим способом пестицидами по листу убить заросли не может. Оно им конечно жить не помогает, но и избавиться от них так просто не получится.
К таким относятся например канадский клен - чрезвычайно паразитическое и очень буйное растение с агрессивной корневой порослью, которое поест все разумное-доброе вечное, что растет поблизости и образует непролазные дебри. К счастью такого у меня нет, но если появится, он будет немедленно выведен.
Сегодняшний мой рассказ о зарослях ольхи. Именно это растение заполонило больше половины моего участка еще до моего появления.
Где-то мне попадались статьи о том, что ольху кто-то сажает для красоты и пользы. Красота она в глазах смотрящего, но тут я вынуждена ультимативно не согласиться и обозвать это чушью. Поясню.
Начнем с того, что ольховая роща имеет совершенно ужасный вид. Вот так выглядит лес прямо у нас за забором:
Тут пока еще нет листьев, поэтому она выглядит светлой. На самом же деле летом там кромешная непролазная тень. Благодаря этому тот участок, который захватывает ольха, с высокой вероятностью начнет заболачиваться или как минимум зарастать крапивой и превращаться в бурелом. Ничего другого в соседстве с ольхой нормально расти не может.
Ольха имеет очень агрессивную манеру разрастаться во все стороны корнями, укореняться стволами и очень быстро расти, всячески расползаясь и захватывая все новые площади.
К тому же суперсила ольховых зарослей в том, что они являются разносчиком многочисленных болячек. Иммунитет к пятнистостям, мучнистой росе и всяким прочим грибковым у ольхи отсутствует, но все эти болезни не могут ее убить: она живет с ними годами, умножая токсичные заросли. Именно благодаря такой роще за забором на моем участке выращивание некоторых растений просто невозможно. Так, зараза с ольхи у нас убивает сирень, чубушник, некоторые виды спирей, розы, плодовые и многое другое.
По вышеназванным причинам у меня к этому прекрасному растению ноль терпимости и я планомерно уничтожаю доставшуюся мне вместе с участком ольховую рощу. Большая часть зарослей уже убрана и сейчас на их месте только молодые березы:
Но в отдаленных углах, куда я не успеваю заглядывать сорная агрессивная растительность все еще живет и пытается оттуда разрастаться:
В этом году, приступая к благоустройству рощи, первым делом я занимаюсь расчисткой ее от этого паразитического растения.
Конечно можно загнать на участок отряд рабочих с трактором и усердно корчевать вредные заросли. Но это не наш метод, поскольку вместо отряда рабочих у нас только я, а вместо трактора кот, который может разве что красиво полежать рыжим пузом на солнышке.
Напомню, особенностью ольхи является то, что все растения на фото - это фактически один куст, расползшийся корнями далеко в разные стороны и сформировавший много корневых розеток с порослью:
В связи с этим вырубка ольхи приведет в итоге только к загущению зарослей и отрастанию новых побегов. А растет она быстро.
Но к счастью я нашла способ справляться с агрессивным сорняком легко и без особых спецсредств. Достаточно иметь топор и пестицид. У меня это Торнадо.
Для начала удаляется верхняя часть побегов и оставляются пеньки любого размера, чтобы были заметны:
Не забываем, что ольха отлично черенкуется и укореняется, поэтому обрубки нив коем случае нельзя надолго оставлять лежать на земле, иначе они пустят корни и продолжат множиться.
После того, как вершки удалены, выбираем сухой день и работаем с корешками. У корней топором делаются насечки - не очень глубокие. Кора и кусочки древесины полностью не удаляются, а остаются на своем месте:
После этого в свежие рубцы капаем пестицид. Разводить его водой не нужно, используем концентрированный состав из флакона и пипетку. В каждое рассечение по 3-4 капли, чтобы все это дело попало под кору и впиталось. Так делаем на каждой розетке и на каждом стволе.
После этого уходим и забываем про ольху на годик.
Если все сделать правильно, то обрубки распространят пестицид по корневой системе и не только не отрастут заново, но и уморят заодно свою мелкую поросль неподалёку. Через год пеньки будут полностью высохшими, их можно укоротить:
А еще через пару лет они полностью прогниют и разрушатся. Корчевать в этом сценарии ничего не нужно.
Точечное применение концентрированного пестицида спасло меня от непосильной работы по выкапыванию огромных корней сорных кустов и помогло расчистить огромную площадь. Другим растениям поблизости такая обработка не вредит, поскольку на них концентрат просто не попадает.
Именно таким способом я победила большую часть агрессивных сорных кустов у себя в роще, не травмировав других ее обитателей. В этом сезоне рассчитываю извести остатки по углам, чтобы в дальнейшем навести там порядок и обустроить культурные насаждения.