Сегодня, 10 мая 2024 года, в Санкт-Петербурге произошла страшная трагедия: рейсовый автобус с пятнадцатью пассажирами на борту свалился в реку Мойку с Поцелуева моста. Погибло не менее четырех человек [ГУ МЧС в 21.00 по Москве сообщило о семи погибших – прим. ред.], еще несколько находятся в тяжелом состоянии.
РЕЗКИЙ АВТОБУС
Номер маршрута СМИ не называют, но полагаю, что это 262 – во-первых, потому что пострадавший автобус, согласно официальным данным, принадлежит ООО «Такси», а во-вторых, 262 маршрут работает именно на модели Volgabus 4298.
Volgabus 4298 – это современный автобус с газовым двигателем производства китайской фирмы Weichai (импортозамещение, привет!) и автоматической коробкой передач. Он резкий и разгоняется быстрее, чем большой рейсовый автобус, что и стало одной из причин трагедии.
На видео инцидента видно, что водитель не справился с управлением после того, как разогнался при повороте с набережной Крюкова канала на набережную реки Мойки. У водителя либо не хватило квалификации, либо он заснул за рулем, либо усталость наложилась на косорукость.
КУРБОНОВ ООО «ТАКСИ»
За рулем находился уроженец Таджикистана сорокачетырехлетний Рахматшох Курбонов. Телеграмм-канал «Многонационал» сообщает, что у него уже есть российский паспорт, поэтому популистская риторика лидера «Справедливой России – Патриоты – За правду» Сергея Миронова про мигрантов здесь не работает, такие люди давно получили гражданство РФ по законам, принятых, в том числе, при участии его партии.
Курбонов задержан и ему предъявлено обвинение по части 5 статьи 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть двух и более лиц), максимальный срок по этому составу до 7 лет лишения свободы.
Если экспертиза подтвердит доводы компании-оператора ООО «Такси», что автобус 7 мая прошел проверку и был полностью исправен, то перед нами совершенно вопиющий случай. Водитель на ровном месте свалился в реку и убил людей, а после этого первым сбежал из кузова, по этой причине у него наверняка не было ни сердечного приступа, ни других проблем со здоровьем, которые могли бы привести к трагедии.
РАБОТАЛ НА ИЗНОС
Однако вопросы есть не только к Курбонову – телеграмм-канал «112» переговорил с женой водителя и та сообщила, что муж перед сменой вернулся домой в два часа ночи, отработав около 20 часов. Сегодня в полвосьмого утра Курбонову позвонил работодатель и вынудил снова выйти на злополучный маршрут.
Данные сведения требуют тщательной проверки: если они соответствуют действительности, то это нарушение не только трудового законодательства, но и правил перевозки пассажиров, т. е. должностное преступление.
СМИ обращают внимание, что в отношении ООО «Такси» с 1 мая 2022 года по 10 мая 2024 года за нарушение ПДД было начислено штрафов на сумму в 3,6 млн рублей. Смольный после трагедии задумался о разрыве контракта с данной организацией.
ТРАНСПОРТНАЯ РЕФОРМА
Также в этом сюжете нельзя игнорировать следующий факт: бирюзовые автобусы и их оператор в лице ООО «Такси» (самая маленькая из четырех компаний, которые остались на петербургском рынке автобусных перевозок) появились вследствие транспортной реформы губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова.
Заявленной целью программы, которая выразилась в масштабной закупке для нужд Санкт-Петербурга на федеральные деньги тысяч новых автобусов, была ликвидация «маршруток» и повышение качества и безопасности пассажирских перевозок.
В спальных районах города «маршруток» до сих пор не хватает, а безопасность перевозок была сегодня подтверждена на практике, когда работающий на износ водитель уронил автобус с людьми в реку.