Найти тему

История еще одного участника Великой Отечественной войны.

Сегодня не о науке о публицистике. Сегодня об очень личном. О том, почему День Победы - это мой личный праздник. Маленькая часть моей семейной истории - моей, как внучки фронтовика, труженицы тыла и двух партизанских разведчиков, выжить у которых в те страшные годы, как и всех, было полпроцента. Им повезло, они все вернулись с войны, смогли найти себя и родить детей, в том числе и моих родителей. И именно их пример держит на плаву, даже когда кажется, что пусть оно все куда-нибудь провалится, а я тут бочком протиснусь. Не выйдет протиснуться. не выйдет.

Мне повезло еще и в том, что мои бабушки и дедушки прожили очень долгую жизнь, мне довелось много с ними разговаривать, и они охотно отвечали на вопросы. Причем интересно: если одни именно о войне рассказывали немногословно, больше сосредоточившись на других историях из своей жизни, то другие - особенно бабушка Мария Филипповна Потомская, мама моего отца, потерявшая своего годовалого первенца в 1942-м - словно и не вернулась с нее, и рассказывала очень много. Я помню слова, помню эмоции. Помню и свой подростковый скепсис, мол, сколько же можно про войну, времена уже другие... Не другие. Времена всегда одинаковые (с).

Севостьянов Петр Васильевич (25.11.1918 – 12.07.2000).

Фронтовик. Педагог. Мой дед.

Уроженец Тамбовщины, в Беларусь он перебрался уже после войны. По большому счету, случайно, благодаря одной из младших сестер – Марии. Та была женой пограничника, который после освобождения территории БССР получил назначение на западную границу, в Брест. Она и порекомендовала брату Петру, когда он привез к ней в гости мать, не застревать в родном селе, а попробовать устроиться здесь. Он советом воспользовался, и на родину уже не вернулся. Устроился инспектором на восстановленную Брестскую таможню. А позже вернулся в основную профессию: снова стал учителем. В Бресте Петр Васильевич прожил более 50 лет. Вырастил детей и внуков. Здесь же и похоронен.

Петр Васильевич Савостьянов родился в селе Дмитриевщино Платоновского района Тамбовской области 25 ноября 1918 г. Его отец Василий Тимофеевич – крестьянин-середняк – вернулся с фронта Первой мировой войны. В семье было 8 детей: три сына – Иван, Михаил и Петр, и пять дочерей – Наталья, Александра, Анастасия, Мария и Надежда. Иван и Александра умерли рано. Остальные дожили до преклонных лет.

Севостьянов Василий Тимофеевич - в центре.
Севостьянов Василий Тимофеевич - в центре.

Отец был грамотным, любил читать. Революцию он принял. В начале 1930-х гг. оставил сельское хозяйство, устроился конюхом в контору «Союзтабак» на станции Платоновка. Мать Мария Григорьевна занималась воспитанием детей. Петра родители выделяли среди прочих – как самого умного и сообразительного. Он первым в семье окончил Дмитриевщинскую школу-семилетку, в 1934 году. Примечательно, что первоначально грамоте его учил местный священник – а всю оставшуюся жизнь Петр Васильевич недолюбливал представителей духовного сословия. Уже позже его жена – моя бабушка Александра Ивановна – рассказывала историю, как во время переписи – Всесоюзной, 1937 года – всей семье задавали вопрос, верят ли они в Бога. Петр ответил громко: нет, не верю, религия – опиум для народа. И мать заплакала: «Петя, да как ты такое говоришь?» Она в Бога верила. А отец тоже публично объявил, что больше не верит, и религия – зло. Правда это или нет, не знаю.

После окончания семилетки умному крестьянскому парню тогда дорога был одна – педагогическое училище, чтобы вернуться в село учителем и учить уже других детей. Все как в «Обелиске» Василя Быкова. Так Петр и сделал: поступил в педучилище в райцентре Рассказово. Окончил его в 1937-м с дипломом учителя начальных классов. И сразу 19-летний комсомолец стал директором школы – то есть заведующим Ертильской начальной школой в Токаревском районе. Там он проработал два года. А в ноябре 1939-го был призван в ряды РККА.

В карточке учета военнослужащего значится: национальность – русский, беспартийный, семейное положение – холост, призван Платоновским РВК 20 ноября 1939 г. До июня 1941-го сержант Петр Савостьянов успел окончить полковую школу 96-го кавалерийского полка 5-й кавалерийской дивизии Киевского военного округа и стать помощником командира взвода. Одним из его любимых фильмов позже стал фильм «Смелые люди» - потому что «там такие лошади»! Летом 1940-го в составе 12-й армии Южного фронта сержант Савостьянов в должности командира конного разъезда 96-го Белозерского кавалерийского полка принимал участие в военном походе в Северную Буковину. До июня 1941 года дивизия дислоцировалась на территории Молдавии (станция Париж к северу от Кишинева) и входила в состав 2-го кавалерийского корпуса (Одесский военный округ).

Великую Отечественную войну Петр встретил в должности командира конного разъезда. В Молдавии. Именно 22 июня, в те самые «четыре часа утра». В этот день полк, согласно журналу боевых действий дивизии[1] двигался по маршруту Фершампенуаз-Маре – Кацбах – Чумликной – Малоярославец-1-й – Чадырь – Лунга – Баурчи – Бешольма, заняв рубеж на конечном пункте. До 1 июля держал оборону на участке Леово – Готешты. 1 июля полк передвинулся в район Вишневки. 8-9 июля выходил из окружения у м. Згордешты[2]. Из журнала боевых действий полка:

«Несмотря на тройное превосходство в живой силе и огневых средствах, полк упорно оборонял занятый рубеж. Попытки противника обойти фланг слева были отражены 1-м эскадроном».

15-16 июля полк принял бой с немецкой пехотой и румынской конницей в районе Гортоп-Маре и Гортоп-Мик. Успешно выйдя из окружения, сосредоточился в районе Криуляны. Далее путь шел через Сенное и Мироны к Балте (север Одесской области). Бои за Балту полк вел до 3 августа. Тогда же, в августе, сержант Петр Савостьянов получил тяжелое ранение и оказался в госпитале – сначала в Киеве, потом в Кисловодске, еще позже в Сталинабаде (Душанбе). На излечении находился до мая 1942-го.

Он редко вспоминал эти первые месяцы войны. Лишь однажды рассказал, что ранило его на рассвете в стычке с немецким авангардом, и лошадь вынесла, перенесла через реку… Помню, бабушка – сорок лет совместной жизни! – ахнула: «И ты столько времени скакал с простреленным лёгким!» Возможно, он был ранен в бою под Балтой, и речка была Кодыма. А возможно, и позже, под Новым Бугом: «В 4:00 12 августа разъезд донес, что северо-западная окраина Нового Буга занята противником, силой до полутора рот мотопехоты, с 8 станковыми пулеметами, бронемашинами, несколькими танками… Прикрываясь одним эскадроном с севера, тремя эскадронами с юга, полк перешел в наступление, и к 15:00 12 августа Новый Буг был очищен от немцев… Полк имел потери: 3 человек убитыми, 5 ранеными; конского состава: 2 убитых, 3 раненых».

В автобиографии об участии в боях летом 1941 года Петр Васильевич написал два предложения: «С июня 1941 года участвовал в боях с фашистами на Юго-Западном фронте. В августе 1941 года был тяжело ранен и отправлен в эвакогоспиталь г. Киева». Один из миллионов, начинавших войну с первых ее часов, проливавших кровь и не успевших получить награды. Тяжелое ранение сделало его инвалидом. 5-я кавалерийская дивизия, в которой он служил, позже стала 1-й гвардейской кавалерийской. Именно так она и обозначена в послевоенных учетных карточках.

После излечения в конце мая 1942-го Петр Савостьянов был признан годным к строевой службе – но не в кавалерии. Из госпиталя его направили на военно-пересыльный пункт в Иваново. 1 июля он прибыл в Подольское пехотное училище – но уже 2-го убыл оттуда в Московский артиллерийский учебный центр. Причина не названа: я предполагаю наличие образования и возможность быстро пройти обучения для службы в артиллерии.

Боевой путь Петра Васильевича лежал на Северо-Кавказский фронт: с августа 1942-го он служил командиром орудия в 46-м артиллерийском дивизионе 10-го стрелкового корпуса. В автобиографии он описал этот период так:

В мае 1942 года был направлен на Северо-Кавказский фронт в должности командира орудия 46-го артдивизиона 10-го стрелкового корпуса.

В мае 1943 года тяжело заболел в результате прошлого ранения и направлен на излечение в эвакогоспиталь г. Тбилиси. В феврале 1944-го был демобилизован из рядов Советской Армии по непригодности к службе по состоянию здоровья.

-3

У Петра Васильевича не сохранилось фотографий военных лет, кроме одной – постановочной, из тбилисского госпиталя. Там он, старший сержант, запечатлен в форме старшего лейтенанта. С чужой медалью. Свою единственную боевую награду он получил только к 20-летию Победы: 6 мая 1965 г. – медаль «За боевые заслуги».

Петр Севостьянов. 1950-е гг.
Петр Севостьянов. 1950-е гг.

Его комиссовали инвалидом 2-й группы. В 26 лет. Причем официально он оформил инвалидность едва ли не тридцать лет спустя: не считал себя достойным льгот, ведь почти не воевал, большую часть войны пролечился… Такая была логика. Петр вернулся в родное село Дмитриевщино. Устроился на работу счетоводом в местном колхозе «Красная Звезда», и проработал там до декабря 1945-го. Именно тогда он возил мать в гости к сестре Марусе и принял решение остаться в Бресте. Уже с декабря он служил инспектором на таможне.

Незадолго до отъезда он познакомился с Шурой Есиповой, на тот момент – директором Столовского детского дома в Платоновском районе. Директором она стала в январе 1945-го, ей только-только исполнилось 22 года. После его отъезда они переписывались. А потом молодая учительница собралась, уволилась с работы из Платоновской средней школы и в апреле 1947 года поехала в Брест. А уже 28 июня они с Петром Васильевичем зарегистрировали брак. С тех пор не расставались. Вместе работали, жили, растили детей.

Свадебная фотография П.В. и А.И. Севостьяновых. 1947 год. Брест.
Свадебная фотография П.В. и А.И. Севостьяновых. 1947 год. Брест.

Александра Ивановна уже после его смерти вспоминала, что знакомые удивлялись: как это – всегда вместе, и на работе, и дома, и летом в лагере по три смены подряд? А вот так. Вместе они пришли работать в августе 1947 года в брестскую среднюю школу № 4. Сняли комнату в частном доме на Волынке, неподалеку от почты. В мае 1948-го родился первый ребенок: дочь Валентина. Спустя полтора года, в сентябре 1949-го – дочь Галина. В мае 1951-го – сын Александр, названный так в честь мамы Шуры.

В 1956 году Севостьяновы хотели вернуться на Тамбовщину. Александра Ивановна выехала с детьми в Дмитриевщино, старшая дочь Валя даже пошла там в школу. Однако с переездом не сложилось: учителям там не нашлось работы. Так семья вернулась в Брест уже окончательно.

Петр Васильевич работал в школе № 4 до 1960 года: преподавал в начальных классах, а также в средних – математику. В 1957-м он вступил в ряды КПСС. С августа 1960-го перевелся на работу в Брестскую школу-интернат № 4, в которой прошел путь от учителя и воспитателя до заместителя директора по учебной части.

[1] ЦАМО, Фонд: 3465, Опись: 1, Дело: 95; составлен 1 гв. кд, гвардии полковником Блиновым.

[2] Згэрдешть – село в современном Теленештском районе Молдовы.

Кстати, мы не знаем, в какой момент Петр Васильевич из Савостьянова стал Севостьяновым. В свидетельстве о рождении - Савостьянов. В учетной карточке красноармейца - Севастьянов. В свидетельстве о браке - уже Севостьянов. Дети - Севостьяновы.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. К сожалению, связь с тамбовскими родственниками у меня потерялась с конца 1990-х. Нужно восстановить.