А вы помните, что раньше мы пользовались пейджерами и магнитофонами с кассетами? И, кстати, это было не так давно. А теперь считается раритетом, о котором с удивлением буду узнавать наши внуки и правнуки. Представляете, насколько шагнул прогресс? Интересно, что придуманная когда-то CRM-система - тоже произвела уау-эффект. Крутая инновационная технология, которая в корне изменила управлением бизнесом. А есть ли будущее у CRM-систем? Сможет ли бизнес выживать без автоматизации, или CRM-ки исчезнут также незаметно, как дискеты, компактные цифровые фотики и стационарные телефоны?
Меня зовут Егор Ливадин. Моя компания PinscherCRM более 6 лет занимается внедрением и настройкой CRM-систем в отдел продаж. Мы реализовали более 400 проектов в 15 сферах бизнеса. Мы гордимся РЕАЛЬНЫМИ результатами своих клиентов, которых они достигли с нашей помощью.
Нашей команде не так давно стукнуло 6 лет.
И все это время мы неизменно автоматизируем отделы продаж и помогаем собственникам зарабатывать больше. И всё это делаем с помощью главного инструмента - CRM-системы.
Очередной день рождения компании стал поводом для меня задуматься о рынке CRM-систем в России, о перспективах его развития.
Есть ли у них будущее?
Немного архивного
До открытия PinscherCRM у меня был другой бизнес, в котором всю работу я осуществлял сам. Сам делал сайт. Сам настраивал рекламу. Сам принимал звонки. Сам составлял и отправлял клиентам коммерческие предложения. И уже тогда я понимал, как легко потерять клиента. Уже в тот момент я мог рассчитать, сколько стоит каждый забытый клиент.
Я внедрил себе CRM-систему. Начал в ней работать.
А спустя 2,5 года я открыл компанию PinscherCRM и стал заниматься исключительно внедрением CRM-систем.
На тот момент наша команда была скромной: крохотный офис, “полтора” человека, пара рабочих столов.
Сегодня PinscherCRM — это основательная IT-компания из 86 человек, работающая в сфере разработок и внедрений программных решений для автоматизации отделов продаж.
С каждым годом мы растем на 40-50%.
Выходит, что с каждым годом растет и спрос на CRM-системы?! Подобрать CRM-систему для себя
Трансформация сознания: как за 6 лет поменялось отношение к CRM-системам в России
Когда я начал заниматься внедрением CRM и “продавать” идею автоматизации бизнеса в 2017-ом, не все компании были так открыты к внедрению. Отношение собственников было скептическое. Продукт новый, непонятный.
Тогда не каждый готов был потратить деньги на внедрение.
Не каждый готов был потратить и драгоценное время на то, чтобы отвлечь персонал от работы и научить их юзать новый диковинный софт.
Но самая большая боль была в другом: не каждый был готов понять и принять ценность продукта, в первую очередь, для самого себя.
А потом 20-ый год. Пришел ковид. Всех закрыли по домам. Многие отрасли здорово “лихорадило”. Бизнес в срочном порядке пришлось переводить на удаленку. Одних собственников “штормило” от непонимания, что делать. Другие - приспосабливались.
Пандемия стала драйвером развития CRM. Интерес к системе стал очевиднее и прозрачнее. Надо было ставить задачи сотрудникам, контролировать их работу, делать ее эффективнее и управлять клиентской базой.
А как сейчас?
Большинство предпринимателей оценили необходимость установки CRM-системе в своем бизнесе. Понимают, что это - незаменимый инструмент, который позволяет работать сотрудникам с большими объемами информации, снижать риски по вине человеческого фактора и зарабатывать минимум на 30% больше.
Конечно, есть еще ярые противники автоматизации. Они упрямо бьют себя кулаком в грудь и гнут свое: “Не нужны нам ваши CRM-ки, ваши роботы. Пусть работают руками, по-старинке”.
Таких собственников “из прошлого” я называю динозаврами. Ну, такой подход к бизнесу и зарабатыванию денег - это, конечно, на любителя 🙂
О трендах, настоящем и будущем CRM-систем в России
Любая инновация быстро приедается. Это касается и программного обеспечения: оно быстро теряет актуальность. У любой технологии путь достаточно короткий, ведь наука придумывает новые диковинные “штуки”, которые способны облегчать нашу жизнь.
Но я уверен, что CRM-системы не “выйдут из моды”. По крайней мере, в ближайшие 10 лет точно.
Рынок CRM насыщен и активно развивается. Из года в год растет спрос на внедрение CRM в разные ниши бизнеса.
Выполнив более 400 проектов, я могу отметить интересную тенденцию: CRM перестала быть просто канбаном для отдела продаж. Она эволюционировала и стала многофункциональным решением для автоматизации маркетинга, производства, HR-службы, логистики, технической поддержки.
Что изменится еще в CRM-подходе?
Мои мысли:
- В ход пойдет искусственный интеллект. Он выведет отношения с клиентами на новый уровень. И превратит рядового работника в крутого спеца по построению эффективных бизнес-отношений.
- Вырастет спрос на отраслевые CRM-системы, которые будут оцифрованы все бизнес-процессы и “сшиты по фигуре” Заказчика.
- Сложные функции CRM, которые обычно пугают пользователей, упростятся. Постепенно системы избавятся от мудрёного интерфейса и будут помогать работе менеджеров, а не строить преграды и препятствия. Тогда выполнение каждой задачи будет отнимать минимум времени.
- CRM-системы станут держать курс на малый бизнес. Даже если компания малочисленная, но сотрудники работают с большими объемами данных, переключаются между каналами трафика и имеют ресурсы для расширения клиентской базы, то функционал CRM будет набирать для них актуальность.
Вместо заключения
Потенциал CRM-систем - огромен. Постоянно появляются новые платформы с крутым функционалом и техническими возможностями.
За ближайшие 5 лет абсолютно все собственники придут к пониманию, что CRM - одна из самых оправданных инвестиций. И как бы не “штормило” бизнес. Какие бы напасти и испытания не свалились на плечи предпринимателей. Какой бы экономической турбулентности мы не пережили. CRM станет тем важным ресурсом, который позволит не просто не растерять клиентскую базу по вине человеческого фактора, но и увеличить свою прибыль.
Благодаря автоматизации собственники смогут экономить драгоценное время (свое и своих сотрудников), а, значит, больше сосредоточиться на стратегических вопросах для будущего роста и развития бизнеса.
Выходит, что CRM - это про время и деньги.
________________________________________________________________________