Прильнув к перископу, командир лодки капитан-лейтенант Александр Владимирович Трипольский зорко осматривал горизонт. Густая шапка облаков низко нависла над морем, седые гребни волн с яростью ударялись друг о друга, сливались с серой дымкой горизонта.
Где-то далеко позади остались родные берега. Перископ захлёстывало набегавшими волнами. Лодка шла под водой.
Вот что-то мелькнуло за высоким гребнем волны. Подводный корабль приближался к вражеским берегам. Нужно было пробраться через узкий пролив, загороженный минами.
Где-то поблизости, может быть, совсем рядом, стояли чёрные неуклюжие мины. Достаточно лёгкого прикосновения к ним — и лавина огня и стали уничтожит всё живое.
Тишину на лодке нарушали лишь лёгкое урчанье моторов да голоса краснофлотцев, чётко повторявших приказания командира.
Двигаться вперёд становилось всё труднее, лодка медленно шла под минными полями.
Вот послышались скрежещущие звуки. Это борта лодки цеплялись за минрепа — тросы, к которым были прикреплены мины. Напряжение растёт. Но спокойная уверенность командира лодки передавалась всем членам команды.
...Преодолев минные заграждения, лодка вышла из пролива. По радиограмме, которую удалось перехватить с финской станции, стало известно, что финский транспорт с оружием находится в море. Скоро показался этот пароход. В перископ виднелся едва заметный корабль, направлявшийся к финским берегам. Расстояние между ним и лодкой сокращалось с каждой минутой.
— Аппараты... товсь! — приказал Трипольский.
— Аппараты готовы! — раздалось в ответ, и экипаж замер в ожидании боевого приказа.
— Аппараты, пли!..
Торпеда вылетела из минного аппарата. Все замерли, ожидая взрыва. Секунды казались часами. Неужели промах? Лёгкое жужжание моторов внезапно заглушил далёкий грохот. В перископ было видно, как у борта вражеского корабля поднялся высокий столб воды, клубы дыма закрыли транспорт.
— К всплытию! — послышалась новая команда.
Лодка поднялась на поверхность, из люков выскочили комендоры.
— Прямой наводкой по кораблю — огонь!
Загрохотали пушки. Охваченный языками пламени, корабль (немецкий транспорт «Больхайм») накренился и исчез в морской пучине.
...Выполнив задание, лодка повернула к родным берегам.
За самоотверженность, проявленную в борьбе с финской белогвардейщиной, командиру подводной лодки А. В. Трипольскому присвоено звание Героя Советского Союза, а члены экипажа награждены орденами и медалями.
А. ГАНАПОЛЬСКИЙ (1941)