Маркетплейс – это огромная торговая онлайн-площадка. Здесь встречаются продавцы и покупатели, а каждую товарную категорию представляет множество поставщиков, которые конкурируют между собой по ассортименту и цене. Простыми словами рассказываем, что такое маркетплейсы и как они работают.
Маркетплейсы не ориентированы на конкретные компании, они заинтересованы в продажах в целом и выступают посредником между продавцом и покупателем.
Задачи маркетплейсов заключаются в следующем:
- Обеспечивать продвижение товаров.
- Привлекать трафик.
- Делать сайт и поиск товаров удобными.
- Увеличивать продажи селлеров.
Чтобы интернет-магазин имел хорошую прибыль при продажах на маркетплейсах, эти торговые площадки предлагают самые разные услуги: инструменты аналитики, продвижение среди конкурентов, электронный документооборот, возможность доставки и работу с возвратами.
Плюсы для покупателей: самое главное преимущество маркетплейса для покупателя – это возможность выбора. На этой площадке он может сравнивать предложения, изучать отзывы и выбирать наиболее подходящий товар с доставкой в удобный пункт выдачи. Вся ответственность за сервис лежит на маркетплейсе, а если клиента что-то не устраивает, то он всегда может вернуть товар.
Плюсы для селлеров: выходя на маркетплейс, продавцы делегируют процесс продаж площадке. Пропадает необходимость собственного сайта и его продвижения, так как у маркетплейсов уже есть своя аудитория. Плата за такую возможность – комиссия с каждого заказа.
Но бизнес на маркетплейсах требует усилий, ведь там тоже действуют правила. Важно следить за трендами, конкурентами и акциями площадок. Если один продукт не пошел, надо улучшать контент, искать новую продукцию, вкладываться в маркетинг, и самое главное – пробовать.
По результату отчетов Data Insight за 2023 год, в России онлайн-покупки распределились следующим образом:
- 71% товаров продается на маркетплейсах;
- 15% в интернет-магазинах;
- 14% на других ресурсах.
За первую половину 2023 года рост продаж на маркетплейсах составил 35%, а в интернет-магазинах – 14% по сравнению с данными прошлого года. Прирост продаж маркетплейсов обеспечивает переток из офлайна.
Плюсы открытия своего магазина на маркетплейсе:
- Доступ к широкой аудитории и сформированной клиентской базе.
- Экономия на аренде помещений и колл-центре.
- Доступ к готовым решениям и рекламным инструментам, а также настроенная доставка товаров до клиента.
Минусы работы на маркетплейсах:
- Зависимость от условий площадки, включая уровень клиентского сервиса.
- Высокая конкуренция, так как маркетплейсы заинтересованы в большом количестве продавцов.
- Комиссии за продажи, скидки на продукцию и возвраты товаров.
Это был первый материал о маркетплейсах. В следующих текстах мы расскажем, как продавать на онлайн-площадках, а также подробнее остановимся на товарных категориях. Не переключайтесь :)