Найти тему

Просто о сложном: что такое маркетплейсы и как они работают

Маркетплейс – это огромная торговая онлайн-площадка. Здесь встречаются продавцы и покупатели, а каждую товарную категорию представляет множество поставщиков, которые конкурируют между собой по ассортименту и цене. Простыми словами рассказываем, что такое маркетплейсы и как они работают.

Маркетплейс – это онлайн-платформа для продажи и покупки товаров
Маркетплейс – это онлайн-платформа для продажи и покупки товаров

Маркетплейсы не ориентированы на конкретные компании, они заинтересованы в продажах в целом и выступают посредником между продавцом и покупателем.

Задачи маркетплейсов заключаются в следующем:

  • Обеспечивать продвижение товаров.
  • Привлекать трафик.
  • Делать сайт и поиск товаров удобными.
  • Увеличивать продажи селлеров.

Чтобы интернет-магазин имел хорошую прибыль при продажах на маркетплейсах, эти торговые площадки предлагают самые разные услуги: инструменты аналитики, продвижение среди конкурентов, электронный документооборот, возможность доставки и работу с возвратами.

Плюсы для покупателей: самое главное преимущество маркетплейса для покупателя – это возможность выбора. На этой площадке он может сравнивать предложения, изучать отзывы и выбирать наиболее подходящий товар с доставкой в удобный пункт выдачи. Вся ответственность за сервис лежит на маркетплейсе, а если клиента что-то не устраивает, то он всегда может вернуть товар.

Плюсы для селлеров: выходя на маркетплейс, продавцы делегируют процесс продаж площадке. Пропадает необходимость собственного сайта и его продвижения, так как у маркетплейсов уже есть своя аудитория. Плата за такую возможность – комиссия с каждого заказа.

Но бизнес на маркетплейсах требует усилий, ведь там тоже действуют правила. Важно следить за трендами, конкурентами и акциями площадок. Если один продукт не пошел, надо улучшать контент, искать новую продукцию, вкладываться в маркетинг, и самое главное – пробовать.

По результату отчетов Data Insight за 2023 год, в России онлайн-покупки распределились следующим образом:

  • 71% товаров продается на маркетплейсах;
  • 15% в интернет-магазинах;
  • 14% на других ресурсах.

За первую половину 2023 года рост продаж на маркетплейсах составил 35%, а в интернет-магазинах – 14% по сравнению с данными прошлого года. Прирост продаж маркетплейсов обеспечивает переток из офлайна.

Плюсы открытия своего магазина на маркетплейсе:

  • Доступ к широкой аудитории и сформированной клиентской базе.
  • Экономия на аренде помещений и колл-центре.
  • Доступ к готовым решениям и рекламным инструментам, а также настроенная доставка товаров до клиента.

Минусы работы на маркетплейсах:

  • Зависимость от условий площадки, включая уровень клиентского сервиса.
  • Высокая конкуренция, так как маркетплейсы заинтересованы в большом количестве продавцов.
  • Комиссии за продажи, скидки на продукцию и возвраты товаров.

Это был первый материал о маркетплейсах. В следующих текстах мы расскажем, как продавать на онлайн-площадках, а также подробнее остановимся на товарных категориях. Не переключайтесь :)