Никакой иронии, граждане. Вполне серьезная публикация. Использование специфической лексики (в том числе специфики произношения отдельных звуков) для быстрой идентификации своих в условиях военного времени - давно не новость. Португальский и испанский, например, очень похожи, но специфические шипящие в португальском произношении испанцам обычно не поддаются. Про американский опыт использования языка индейцев Навахо в качестве почти идеальной системы криптографии читатель знает, как минимум, из фильмов:
Короче, примеров такого типа можно много набрать, включая анекдотические. Табуированная лексика, кстати, в качестве средства быстрой идентификации соотечественников также активно используется уже многие столетия. Для иностранца тут целый список неразрешимых противоречий - в смыслах, ударениях, акцентах, порядке слов и пр.
Говорят, популярный актер Стивен Сигал, который, как известно, очень любит Россию, исполняя роль Руслана, долго тренировался в употреблении нецензурных слов русского языка. Так оно, скорее всего, и было - явно прослеживается постановка произношения: специфическое "сверхакцентированное" ударение на букве "и", обозначающее лицо нетрадиционное по своим пристрастиям, а также многое другое. Однако, для русского уха это смешно и весело, спутать просто невозможно, хотя человек старался все делать правильно.
Наверное, за долгие годы можно обучить специалиста на достаточном уровне. Разведчика-нелегала, например. И то, как нам тут объяснили ветераны невидимого фронта, участвующие в нашем проекте, зачастую приходится специально легендировать некоторые неустранимые шероховатости соответствующими эпизодами в биографии. Так что для фронтовых условий нецензурные выражения противника освоить во всей красе и полноте вряд ли возможно - служившие в Советской Армии, конечно, вспомнят волшебное слово "билят", которыми братья по разуму из Средней Азии выражали свои эмоции, подчиняясь общеармейской традиции все два года, ничуть не продвигаясь в плане правильности произношения.
Наш уважаемый редактор в узком кругу любит рассказывать, как обучал иранца, практически идеально владеющего русским, нецензурным словам Великого и Могучего - произношение он освоил легко, но смысловую нагрузку так и не смог осилить выше уровня междометий. Из хулиганских побуждений иранца потом научили говорить с кавказским акцентом, благодаря чему он регулярно зло шутил над гаишниками, переходя внезапно на чистый русский и демонстрируя зарубежный паспорт. Т.е. человек был одаренный, но таки мат так и не смог постичь.
К чему мы это? А вот к чему. Наш читатель прислал на редакционную почту свой рассказ, подумав, мы решили его разместить тут, а не на сайте, надеемся придирчивый Алгоритм не докопается.
В начале осени 1999 года, я тогда ещё молодой старший лейтенант был направлен , как тогда называлось, "в служебную командировку" на Северный Кавказ.
В первых числах сентября мы уже ходили на сопредельную территорию (тогда еще Ичкерии) в рейды. Я был командиром разведывательно-дозорной группы. Ходили мы по 4-5 человек, в основном ночами. За нашей спиной уже формировалась большая группировка федеральных сил , готовая вот-вот пересечь административную границу и пойти на Грозный.
Войск было просто тьма. Формировалась наша группировка в Северной Осетии. Аэродром Моздока постоянно принимал борты. На улицах стояли воинские колонны. В окрестных станицах полевые автопарки и тд. Разумеется была и типичная неразбериха. Куда же без нее в России и в нашей Армии в том числе.
И вот однажды ночью поступила мне команда выйти на точку. Туда должна была подойти "броня". Забрать нас. Вышли мы с 4 моими бойцами. А там Урал-4320 с открытым кузовом. Приказ: подобрать еще две группы в разных местах и на место дислокации.
И вот ночь. Мы по просёлочной дороге катим. Холод собачий. А зимнего обмундирования еще не выдали. В бронежилетах грелись. Я рядом с водителем контрактником. В кузове человек 12 солдат, сержантов и прапорщик. Все сонные. Увешанные оружием с головы до ног, грязные. Кто-то в шапочке и т.д. В общем духи-духами настоящие. И вдруг выруливаем из зелёнки за поворот и прямо в фарах нашего Урала вижу стоящую передо мной БМП- 2. Как в замедленной съёмке вижу поворот башни и ствол 30-мм пушки начинает ловить нас на прицел. Понимаю, что секунда другая и всё, капец нам. Контрактник-сержант бросает рулевое колесо и падает на полик машины. Не знаю почему я так сделал , но рванул дверь от себя , прыгнул перед машиной и побежал к БМП, снимая автомат и громко матерясь. Смотрю в темноте каски мелькают и одна каска бежит ко мне. Ростом ниже меня. У меня дикая злость какая-то. Хватаю за шиворот , спереди бронежилет и думаю "ах ты...."
Кричу:
- Кто командир?! Есть офицеры?!
- Я командир. Не кричи так , старлей. Лейтенант .... (Фамилию не расслышал ).
Тут я остановился. Отпустил его. Спрашиваю:
- Какого ....?!! Вы нас чуть не уложили всех. ....
- Да мы вообще не знали , что с этой стороны наши могут появиться. Думали чехи (чеченские боевики). Вы же духи-духами. Хрен вас поймёшь ....
Помолчали немного. Я его спрашиваю.
- А чего же тогда не стреляли?
- Да ты таким трехэтажным матом орал когда бежал от машины. Я дал команду "Отставить". Похоже свои....
Тут уже я улыбнулся.
- Как звать то тебя?
-Сашка.
- Я Серёга . Откуда ты?
- В этом году закончил МосВОКУ.
-А я Рязанское в 1997 ...
-Серёга. Есть у тебя связь? У нас радиостанция на броне из строя вышла.
-Обижаешь )) . Конечно. Аж три штуки Р-159.
В общем мои бойцы проснулись. С машины спрыгнули. Позвал своего радиста. Развернули карты в планшетках прямо на броне. Разобрались кто где , прокачали связь потом. В общем необходимые мероприятия командирские первоочередные.
Посмотрел я их позицию. Правильно зарылись. БМП прикопана. Пулеметные гнезда. Запасные огневые позиции. Сектора обстрела удачно. Грамотно лейтенант своих расставил. По науке.
Тут он меня спрашивает :
- Водку будешь ?
-Буду. Холодно очень.
-Только у меня из закуски сухпай.
-Ерунда. Мои бойцы где-то раздобыли снеди, поделимся.
И вот мы с этим лейтенантом пехотинцем Сашкой прямо на броне БМП выпили по паре кружек солдатских оббитых алюминиевых водки. Обнялись на прощание. Пожелали друг другу удачи и расстались.
Вот такая вот незатейливая история. Про то как спас меня и моих солдат русский мат и самую вкусную водку в моей жизни.
Не помню его лицо. Темно было. Да и не до смотрин. Сашка. Лейтенант. В 1999 г. окончил МосВОКУ. Надеюсь , что жив и здоров. Я же потом в госпиталь попал. Потом закрутило, завертело. Тяжёлое ранение и тд.
Сейчас уже давно на гражданке пенсионер. В кабинете на стене висит фото, где я молодой старший лейтенант, сижу на броне своего рабочего БРДМ-2, грязный, с автоматом и улыбаюсь счастливый.
ОТ РЕДАКТОРА
Строго говоря, табуированная лексика, табуирована не просто так. Есть смысл и в этом. "Сквернить язык свой" не рекомендуется - в этом едины и деятели культуры, и священнослужители, и всякие мистики-эзотерики. Когда соответствующие конструкции становятся основой построения любого изречения, в голове начинаются нехорошие процессы, плавно перетекающие на всю окружающую реальность наподобие чернильного пятна из прохудившегося пластикового пузырька. Все же "крепкое слово" это специфический такой ментальный допинг, а постоянно жрать таблетки плохо.
Надо понимать, даже если вы упертый материалист, что слово - это энергия (просто по физике на уровне средней школы - звуковые колебания определенных частот) и оно воспринимается окружающим миром именно в таком качестве, а не просто по словарному значению.
Приведу пример. Дело было в стране апартеида - ЮАР. Да, вот представьте себе. Дипотношений еще не было, а советские специалисты уже были. Хотя формально уже российские. Конец 1991 года, мой отец отправился в первую служебную командировку в ЮАР - помогать в модернизации тамошних "Миражей" - был и такой малоизвестный эпизод. Перемены в ЮАР уже начались, но еще не реализовались на законодательном уровне и "эбены" (самоназвание чернокожего населения) пока вели себя относительно пристойно, во всяком случае, в "белых" кварталах.
Как-то раз в поездке по Кейптауну отца угораздило забрести в порт, где к нему прицепились двое негров. Они, мгновенно опознав иностранца, стали упорно втюхивать ему всякую "запрещенку" - начиная с "золотого" браслета и заканчивая несколькими типами патронов. Попытки отвязаться от назойливых коммерсантов с помощью английского языка результата не дали и тогда батя перешел на таганский диалект русского (комбинация фени и мата) - негров как ветром сдуло, хотя можно быть уверенным - они ни слова не поняли.