Тёмная материя вызывает сильную ненависть. И реликтовое излучение вызывает сильную ненависть. Тем приятнее было обнаружить целую пачку комментариев от читателей, разум которых, – возможно, благодаря грамотному применению шапочки из фольги, – способен противостоять невидимым излучениям. Причём, про шапочку в данном случае шутка, а про «приятно» – нет. Из комментариев следует, что многие, раз уже ставится вопрос о причастности данных частиц к формированию тёмной массы, слышали о реликтовых нейтрино.
«Реликтовыми» называются нейтрино, родившиеся в эпоху нуклеосинтеза – между 1-3 секундами после Большого Взрыва. И, соответственно, интерес с точки зрения науки данные частицы представляют огромный. Ведь, – пока, – первое что мы видим во вселенной, – реликтовые фотоны, излучённые как только вещество стало прозрачным для света. Произошло же это лишь через 375 тысяч лет после Большого Взрыва. Глубже средствами «электромагнитной» астрономии не заглянуть. А там точно происходило что-то интересное, поскольку уже в свете реликтового излучения видно много труднообъяснимой ерунды.
Нейтринная астрономия потенциально позволяет наблюдать развитие вселенной до рубежа в 1 секунду после БВ, когда начинается такой треш, что и нейтрино не выживают… Однако, – потенциально. Не говоря уж о самом изучении «до оптической» эпохи, что подразумевает набор статистики, реликтовые нейтрино доступными в данный момент средствами просто не регистрируются. Это – гипотетические частицы. Мы знаем, в каких реакциях производятся нейтрино, знаем, что такие реакции некогда шли, следовательно, знаем о реликтовых нейтрино почти всё, – плотность потока и энергию частиц. Но – это не энергия, а слёзы.
Вообще, невредно вспомнить, как нейтрино были открыты. Искать неуловимые частицы физиков побудило видимое нарушение принципа сохранения, – при распаде ядра энергия-масса (в ядерной физике – единая сущность) видимых осколков оказывалась меньшей массы ядра. Значит, в реакции участвовала и частица «невидимая»… Однако, масса реликтовых нейтрино – в 10^15 раз меньше массы покоя протона. Для непосредственной регистрации дефект такого масштаба слишком мал. Есть надежда обнаружить реликтовые нейтрино лишь косвенно, – по индуцированному распаду ядер Не3… Но не суть.
Речь же о тёмной материи? В одной из публикаций ранее объяснялось, почему она должна быть «холодной». Тёмная материя концентрируется в галактиках, а значит, скорость частиц ниже четвёртой космической, – ниже сотен километров в секунду. Скорость же нейтрино, в остальных отношениях, как кажется, качествами вимпов обладающих, всегда близка к скорости света. Из галактик они уйдут.
...И комментаторы правильно отмечают, что это не касается нейтрино реликтовых. Благодаря эффектам убегания до нас им приходится добираться против «течения пространства». А массу-то покоя они, всё-таки, имеют. Так что, при скорости всего 70 км/с реликтовый нейтрино может быть захвачен не только галактикой, но и массивной звездой.
Так почему тёмная материя не может состоять из реликтовых нейтрино? Ну… выше ответ на этот вопрос уже дан. Сама по себе уверенность в существовании «реликтовых нейтрино» основана на уже наличествующих знаниях. Мы знаем, что такие частицы должны были появиться в неких условиях, – знаем откуда они берутся, следовательно, знаем сколько их во вселенной родилось.
Следовательно, знаем их суммарную массу. Разница между массой реликтовых нейтрино и видимой массой тёмной материи, – минимум, 10 порядков.
...Важно же в этой истории, прежде всего, понимание, что заблуждаться по поводу количества реликтовых нейтрино, – даже немножко, на 10 порядков, – мы не можем. Ибо, во-первых, если допустить, что мы «чего-то не знаем», исчезают и основания полагать, как какие-то «реликтовые нейтрино» вообще существуют.
Во-вторых, – нет, на 10 порядков мы не ошибаемся точно, поскольку это означало бы полное отсутствие представления о процессах во вселенной на «невидимом» этапе. Судя же по микроволновому реликтовому излучению, – которое было предсказано и нашлось, – с понимании нами Большого Взрыва – всё не так безнадёжно.
метров