Самая популярная ошибка в любой системе воспитания – так называемый запретительный стиль.
Если родитель не прочитал за свою жизнь ни одной книги по детской психологии, не интересуется вопросом, а следовательно, не способен критически оценить семейную систему, то он действует инстинктивно.
Поэтому, встречаясь с очередной проблемой, ребенку просто говорят, что делать нельзя – запрещают. В более деструктивном варианте добавляется наказание. И так годами, пока подросток не приобретет психологическую автономию. А дальше уже сам будет совершать поступки под властью тех же инстинктов.
Но система запрет плюс наказание ничему не учит.
Скорее наоборот, запускает так называемый аддиктивный ритм. Это когда ты копишь напряжение, делаешь что-то, не потому что сам хочешь, а потому что требуют.
А дальше просто появляется способ, как это состояние изменить. Например, поглубже нырнуть в цифровой мир, от всех подальше. Так мы получаем развитие зависимой части личности. Причем, это может быть болезненная аддикция от еды, интернет казино (лудомания), или от другого человека (любовная зависимость).
Деструктивный запретительный стиль очень просто поменять. Мы уже обсудили закон зоны ближайшего развития. Если его перефразировать, то вместо того, как не «надо», говорите как «надо».
В интернете прогремела история, когда мальчик, учащийся в средней школе, увлекся компьютерными играми. Родители не придавали этому значение. И, на сколько можно понять ситуацию, описанную папой в своей статье, никто этой сферой жизни ребенка особо не интересовался и не участвовал.
То есть по факту, тинейджер двигался по этой достаточно агрессивной среде один. Без взрослых.
Понятное дело, что увлечение перешло в вовлечение. А главный фактор этого – потребность тратить деньги в тайне от родителей. Проще говоря, воровать с маминой карты.
Правда вскрылась не сразу. К этому моменту была списана крупная сумма. При этом интересный момент – сначала платежи были маленькие, а дальше больше – до несколько десятков тысяч за одну транзакцию. И такие проблемы практически в каждой семье. Просто «фасад псевдоблагополучия» останавливает это афишировать.
Очень важный момент – в этим может столкнуться любой. Главное – как мы пытаемся действовать. И какой вариант приходит на ум? Запрет, лишение экранного времени и бонусом эмоциональное отвержение собственного ребенка. При этом в истории описана ситуация, что он то и дело пытается залезть с смартфон родителей.
Ситуация настолько болезненная, что воспринимается, как удар под дых. Что собственный сын тебя предал.
Но, если посмотреть на все это его глазами, то картина будет другая.
Познавательный интерес тащит осваивать цифровое пространство. На пути сознание сталкивается с различными стимулами. И интернет игра это просто цветочки. Потому что дальше это вейпы, сигареты, алкоголь и психо-активные вещества.
Если ты идешь один, без инструктажа по агрессивному городу, то нарвешься на хищника, подвергнешься влиянию. А, если тебя потом накажут и запретят, то еще и семью будешь ненавидеть.
Так копится психо-эмоционально напряжение, которое обязательно нужно снять – а это аддиктивный ритм.
Суммируем этот практический пример с теорией.
Запретительный стиль – строгий выговор. Лишение гаджета. Но так вы своего ребенка ровным счетом ничему не научите. Он просто перестанет вам доверять, отношения испортятся полностью. И в определенный момент он убежит осваивать это пространство с теми же паттернами поведения.
Потому что в сознании ничего не изменилось!
Как в компьютере, загрузи новую программу, получишь доступ к новым возможностям.
Глупо ожидать новое поведение от своего ребенка, когда вы бесконечно говорите «как не надо» - нельзя играть в онлайн игры. Он все равно вырастет. И, если решит, будет это делать.
Принцип реальности – это обсудить в дружеском ключе, что ситуация зашла очень далеко.
Тут важный момент – так называемое признание.
Это ключевая ступень. Ваш ребенок просто должен осознать, что накосячил и захотеть измениться. Сам, по собственной воле. Без этого шага изменений не ждите. Мы обычно к подобным поступкам относимся очень болезненно. И дети это чувствуют, и решают, что это все. Счастливой жизни больше не будет. То самое эмоциональное отвержение.
Разделяйте личность и поступки.
Это важная способность, которая поможет более трезво оценивать ситуацию. Ребенка (личность) мы любим и любым, а вот за поступки и результаты можно очень серьезно спрашивать.
«Ты согласен, что поступил необдуманно? Что поддался эмоциям, чьим-то манипуляциям и пошел на воровство? Готов это менять? Мы поможем!»
Все это элементы психотерапии, но ничего сложного тут нет. Вы просто помогаете осознать текущую ситуацию, свою роль в ней и переосмыслить дальнейшие действия.
Все люди косячат. Все делают ошибки. Но кто-то после этого становится сильнее и умнее, и идет дальше с гордо поднятой головой и полученным, не всегда приятным опытом, а кто-то не справиться с виной и чувством, что ты предал близких. А эти состояния надо будет компенсировать, и это путь в зависимость.
Понятно, на сколько важна роль значимых взрослых в таких ситуациях? Вы, можно сказать, формируете психологическое будущее личности.
Если ребенок согласился, что поступок не айс и он готов меняться.
То обсуждаем план действий.
Это закон зоны ближайшего развития. Как «надо» действовать следующий раз? Что мне нужно узнать и понять?
И дальше все очень индивидуально, в зависимости от проблемы и того, где необходимы изменения. В нашем случае:
1. Осваивать финансовую грамотность. Достаточно просто со своим ребенком обсуждать принципы онлайн покупок. Что на развлечения деньги тратить можно. Главное свои, и процентов 10 от дохода. Тут очень много зависит от родительской семьи и ваших индивидуальных подходов к теме управления финансами. Но самое главное, объяснить как можно раньше – что ты хозяин своих денег, а увлечения играми может довести до проживания на теплотрассе. И таких историй много, и начинаются они вот так, очень безобидно. «Тебе это надо?» Поэтому финансовую часть нужно учиться контролировать.
2. Поставить ближайшую цель, например, учиться чувствовать себя и свои импульсы совершать очередную покупку. И пропускать через фильтр сознания – надо или нет сейчас это делать? Быть честным перед собой,
3. Ставьте перед выбором. Можно потратить деньги, но остаться без ужина, потому что все ушло на игру. Серьезный момент. Что важнее?
Хорошо работает принцип – сначала вместе, потом сам. То есть вы двигаетесь по среде, обсуждаете что-то, а одновременно передаете свои паттерны.
Но это более эффективно с детьми до 12-13 лет. Ребенок будет бессознательно думать и делать так, как когда-то рассказывал родитель. И, интернет, естественно. Война за мозги наших детей ведется активно, в том числе в пространстве онлайн игр. В том числе появляются ЛГБТ персонажи в некоторых из них.
Любой психолог скажет, что семья – перва группа, отвечающая за социализацию. А киберпсихолог добавит – в том числе несущая полную ответственность за цифровую адаптацию и цифровое поведение в целом.
Захочет ли мальчик из нашего примера измениться, если с ним нормально поговорить, оценить реальную действительность, и его личное участие в этой истории?
Конечно, дети не хотят нас подводить, особенно, если вам удается сохранить авторитет, и вы являетесь влиятельной фигурой в жизни подростка.
Будет ли пробовать учиться на своем болезненном опыте и сознательно менять модель поведения? Конечно, при активном участии взрослых. Их поддержке и подкреплении любых, даже самых маленьких результатов.
И вот тут мы подошли к третьему закону, который обсудили. Вспомним теорию – формирование ребенка идет только за счет его деятельной активности. То есть практическое применение нового подхода. Когда ты осознал, как «не надо», понял «как надо» и пошел сам пробовать.
Работать с собой и справляться со средой. Так же, как дети должны учиться говорить «стоп», выходить из виртуального мира, и направлять произвольное внимание на текущие дела.
Вот она, функция сознания. Если твое внимание не произвольно, то ты не обладаешь способностью, волей, справляться со стимулами. Поэтому каждый из них будет тянуть, а ты не сможешь этим желанием управлять.
Павлов назвал это рефлексом «Что такое!» - все интересно, все хочется попробовать, купить, испытать. Но дальше ты оцениваешь ситуацию, и можешь принять сознательное решение действовать не под властью инстинкта, а используя префронтальную зону головного мозга, которая отвечает за планирование.
Ты понимаешь, к чему это может привести и решаешь действовать по-другому. В том числе, потому что столкнулся в своей жизни с не очень приятной историей и все переосмыслил.
Всех этих настроек просто нет у детей, которые развиваются в запретительном стиле. Поэтому им сложнее во взрослом возрасте справляться с собой и выстраивать линию поведения.
И каким бы деструктивным оно на данном этапе не было, изменив среду вы получите совершенно другой уровень сознания, это не так сложно.
Перечитайте еще раз статью. И подумайте, почему в случае запрета сын то и дело ищет лазейку, как нырнуть в телефон и что будет дальше?
И в каком направлении развернется поведение, если семья изменит подход в сторону развития и своего участия?
Если этого не понять сейчас, то есть риск, что эту информацию передадут психологи в реабилитационном центре. Там вся работа строится вокруг психологического взросления и способности строить свою жизнь.
_____________________
Больше практической информации по теме в книге "Как оторвать подростка от онлайн игры" глава "Платные продукты", глава "Личность моего ребенка", и "Горнило взросления".
Доступно на ЛитРес или на сайте.
Счастье - это успех ребенка!