А теперь я попрошу Вас задержать дыхание на те 6 минут, что Вы будете читать нижеследующую рецензию на недавно вышедший постапокалиптический триллер “Не дыши”. Ооо, уверяю, так Вы сможете прочувствовать всё напряжение сюжета картины не хуже, чем если бы находились в зале кинотеатра. И заодно мои гневные мысли… Задержали? Попробуйте не дышать хотя бы часть отведённого времени;) Поехали!
Какого чёрта наша редколлегия вообще двинула на этот фильм!? Вы ведь наверняка тоже о нём почти ничего не слышали;) Действительно, в свой список кинорелизов на этот месяц я его даже не заносил и планировал попасть разве что на “Судную ночь в Аркадии” с Николасом Кейджем. Но, увы и ах, сеансы очередной “великой работы мастера с бакенбардами” было решено кинотеатрами свести до возможного минимума, а вот количество показов нового фильма с Миллой “Алисой” Йовович и Сэмом “Джейком из Аватара” Уортингтоном неожиданно стало превуалировать. А всё потому что “Две звезды” лучше одной “Утренней звезды”. В свете последних новостей об очередном ограничении проката западных фильмов – спасибо и на этом. Вы не дышите уже минуту.
Сразу оговорюсь. Йовович и Уортингтон, конечно, есть в фильме, но, главным образом, они есть на постерах, продающих картину. В самом же кино они не то чтобы на главных ролях. И где-то мы это уже видели (вспоминаем февральский “Аргайлл”, ссылка на ревью которого будет под подпиской). В главных же ролях выступают не менее заслуженные актёры, но не с такой широкой оглаской: оскароносная Дженнифер Хадсон, получившая своего золотого “статуя” в далёком 2007м за роль второго плана в мюзикле “Девушки мечты” (Вы также могли её видеть в своих собственных клипах – Хадсон ещё и неплохая RnB певица с Грэмми в загашниках), и номинированная на тот же Оскар, причём уже в свои 8 лет, Куавенжане Уоллес - награду ей хотели выдать за ведущую роль в фэнтэзийной драме 2012 года “Звери дикого юга” (её Вы могли наблюдать в клипе Sia). На этом перечисление персон, замеченных не только в кино, но и в музыке, не заканчивается – рэппер Коммон, игравший во множестве известных фильмов, хоть и не может похвастаться ведущей ролью ни в одном из них, однако тоже заполучивший за долгое время своей карьеры Оскара, поработав на “Сельме” (2014) и музыкантом, и заодно актёром второго плана, тоже решил “подышать”.
И, если Вы чересчур наблюдательны, все актёры – одарённые афро-американцы, читающие рэп и играющие в баскетбол. Не хочу сказать, что имею какие-либо расовые предрассудки, но долю сарказма в предыдущее предложение заложил. Разумеется, режиссёр картины тоже афро-американец – Стефон Бристол, до этого отметившийся лишь молодёжной фантастикой для Нетфликс под названием “Увидимся завтра” по мотивам собственной же короткометражки. Что же такого всем упомянутым почётным лицедеям пришлось разыгрывать в обсуждаемом триллере? Кстати… Вы продержались уже 2 минуты! Посмотрим, продержится ли столько этот фильм!
“Дыши!” встречает нас антиутопическим миром, в котором воздуха и растений больше нет (и, судя по открывающим фильм пейзажам, воды тоже). Лишь единицам посчастливилось выжить, спрятавшись в бункерах с системой жизнеобеспечения. Но улучшенные генераторы по производству живительного кислорода – роскошь, доступная далеко не всем. Хотя вот у благородного семьянина Дариуса (Коммон) не только имеются способности к обслуживанию и модифицированию оного, но и прекрасная жена Майя (Хадсон) и дочь Зора (Уоллес). Делиться своими наработками он, в этом опасном мире, ни с кем не намерен. Именно поэтому выжившие из соседних резерваций готовы поставить на кон своих последних людей, чтобы найти бункер с волшебным генератором и выведать у Дариуса его научные труды. И это я ещё всё слишком подробно обрисовал, потому как сам фильм оперирует сюжетными объяснениями крайне поверхностно. И к сценарию картины не могут не возникнуть вопросы. Например, почему Дариус решил покинуть бункер, жертвуя своей жизнью, вместо того, чтобы просто поделиться технологиями с другими выживальцами? В тоже время создатели фильма, похоже, забывают как работает придуманная ими же портативная система обеспечения кислородом, с которой все герои перемещаются по разрушенному миру в поисках съестного и сменной одежды. Кстати, выглядят актёры в кислородных масках немного глуповато: сначала я было подумал, что на дне масок плещется жидкость, но это оказался всего лишь их странный рельеф, благодаря которому у героев вырастает нелепый второй подбородок. Тем временем, Вы должны были не вдыхать кислород целых три минуты. Если Вы дочитали до этого момента и всё ещё живы, поздравляю, - Вы уже почти олимпийский чемпион! И Вам даже не понадобилась маска из фильма! Респект!
И что же Вы думаете? Мы будем наблюдать за похождениями Дариуса по антиутопическим пустошам? Ан нет, Коммон безвозвратно покидает картину уже на начальных минутах, и это вторая обманка фильма. На первый план выходят отношения Майи и Зоры. Выстроены они на банальном противоречии, постоянных бытовых склоках, словно в каком-то дешёвом российском сериале, и попытках друг друга понять. Если сценарист (беззвестный Даг Саймон) и хотел сделать что-то уровня отношений того же Джоэла и Элли из другого постапокалиптичного продукта, “Одни из нас”, то ему это не удалось от слова совсем. Зато вот “радовать” зрителя перманентными и достаточно резкими поворотами сюжета, пусть и протекает он в абсолютно камерном пространстве, у него получается. То есть Вы вряд ли уснёте в процессе смотра ленты, хотя смотреть здесь особо не на что. И даже герои фильма уже завидуют Вашей выдержке и сноровке – далеко не каждый способен продержаться целых четыре минуты!
А где же Йовович и Уортингтон - спросите Вы? А вот они – Тесс и Лукас, приходят к бункеру беспечно живущих матери и дочери на 30й минуте фильма! Приходят не то что бы со злыми намерениями, но недоверие обитателей бункера разозлило бы кого угодно. И вот уже Уортингтон из придурышного сквайра с ручной дрелью для вскрытия самых укреплённых на свете бункеров превращается в террориста с обрезом, готового мочить всех, в том числе и тех, с кем пришёл… Отмечу также, что большую часть фильма Вы будете наблюдать своих любимчиков в выше упомянутых дурацких масках, и только где-то на первом часу фильма они наконец от них избавятся. А Уортингтон даже распустит свою прекрасную шевелюру!
Посмотрев фильм, в голове выстраивается идея, что закладывал режиссёр, но сводится она к банальным библейским тезисам “не пожелай дома ближнего твоего”, “не произноси лжесвидетельства на ближнего своего” и, уж простите, “почитай мать твою”… В общем не обманывай близких и, уж тем более, с мечом к нам не приходи, это если очень абстрагироваться от повесточной тематики, а здесь никак не обходится без слогана “чёрные нужны, чёрные важны” (белые приходят попрошайничать у продвинутых чёрных, зеркаля, тем самым, сложившиеся стереотипы) и заведомо сильных женских персонажей (мама во что бы то ни стало спасает дочь, в то время когда “папа ушёл”). Тем временем, Вы – молодец! Пересекли рубеж в 5 минут осознанного управления дыханием. Осталось продержаться ещё только минуту! Она будет самой сложной. Терпим…
Какого-то невероятно поставленного экшна в “Дыши!” нет. Ощущения приключения, как Вы поняли, тоже. Говорить о впечатляющих масштабных пейзажах разрушенного мира также не приходится – данному произведению искусства далековато будет до той же “Я - легенды”, вышедшей ещё в 2007м... Остаётся лишь уповать на сюжетные перипетии и знакомые лица Миллы и Сэма, ведь главные актёры не то чтобы плохо играют – им здесь особо не дают раскрыться… Казалось бы, как можно снимать сегодня подобное нишевое кино для кинотеатрального проката? Однако ответы всегда лежат на поверхности: “Дыши” – это предельно дешёвый продюсерский проект Бэзила Иваника (становящаяся дилогией “Гренландия”, тетралогия “Недержимые”, “Робин Гуд: Начало”, “Война токов”, “Боги Египта”) и Эрики Ли (тетралогия “Джон Уик”, дилогия “Убийца”, “Немая ярость”, сериал “Континенталь”, над которыми работал также и Иваник) из студии Thunder road, о которых я уже упоминал в недавней рецензии на “Манкимэна”, и создан он не для того, чтобы хватать звёзды с неба, а больше для привлечения внимания к другим проектам конторы. Это как снять два фильма по цене одного, и если представляется такая возможность, – почему бы ей не воспользоваться? В связке с тем же “Манкимэном” (который, к слову, великолепен!), заведомо провальный “Дыши!” все равно способен принести какие-то деньги. И всё же, предположу, что если бы не самая дурная концепция глобального дефицита кислорода, заложенная в основу сюжета, попала в более профессиональные руки, мы могли бы получить куда более удачное кино. Смотреть только в самом крайнем случае! Вы ещё живы? Поздравляю Вас! Неоспоримо, именно Вы – наш герой сегодняшнего дня. Можете выдохнуть;)
Ну а в качестве бонуса предлагаю ознакомиться с нашей скромной съёмкой 12-летней давности, когда Милла Йовович вместе с мужем приезжала в Москву на премьеру пятой части "Обители зла". Я почти нигде не публиковал это видео, так что будет таким небольшим эксклюзивом для нашего канала. И заранее извиняюсь за трясущуюся камеру - тогда я и мой друг (и коллега по цеху) не имели даже самого бюджетного стабилизатора, а телефоны в 2012м подобной роскошью, как сегодня, похвастаться ещё не могли...
Ну а если данная рецензия оказалась для Вас интересной и/или полезной (учимся задерживать дыхание вместе, на случай грядущего кислородного апокалипсиса!), помните, что лучшей наградой для автора статьи являются подписка, лайк и хотя бы скромный комментарий под статьёй:
И читайте другие наши материалы! В каталоге “Кинорецензий” Вы сможете ознакомиться с ревью на другие актуальные в прокате фильмы (“Сто лет тому вперёд”, “Манкимэн”, “Падение империи”), а вскоре и на новые сериалы (мы стараемся ничего не пропускать) – уже сейчас работаем над отзывом по только что вышедшему Fallout; из подборок "Во что поиграть в марте" и "Во что поиграть в феврале" узнаете о всех наиболее знаковых играх (все материалы по апрельским релизам будут собираться в новую подборку за текущий месяц), - на нашем канале есть рецензия на релизнутую в начале апреля "Смуту"; а среди постов Вы найдёте ностальгические воспоминания о музыке из 90х и очерки других животрепещущих событий. И мы не собираемся на этом останавливаться! Мы также пишем о последних новостях игровой и киноиндустрии, а не так давно начали создавать нейронные песенки в честь выхода актуальных видеоигр и, в будущем, фильмов, и выкладывать другие видеоролики, потому что думаем сейчас о том, чтобы перевести часть контента в формат видео (смотрите весёлый анбоксинг с призами от Pringles под ссылками на статьи, в конце там есть кавер на один известный трек):