Найти тему
Alexx Rum: фильмы и игры

"Сто лет тому вперёд" или Алиса уже не та? Бондарчук решил заработать на любви советских детей к "Гостье из будущего"? Разбираемся!

В стане ремейков и современных адаптаций советской классики прибыло, - в широкий прокат вышел российский фантастический блокбастер “Сто лет тому вперёд” по мотивам одноимённой детской научной фантастики Кира Булычёва. Многие до сих пор думают, что новая версия приключений Коли Герасимова, Алисы Селезнёвой и их друзей – это переосмысление той самой “Гостьи из будущего”. Но это отнюдь не так. “Сто лет тому вперёд”, хоть и заимствует название романа, не имеет почти ничего общего ни с оригинальным произведением, ни, тем более, с экранизацией 1984ого года. Уж поверьте, перед написанием рецензии, я пересмотрел всё, что было снято в СССР про приключения Алисы, как говорится, сделал это за Вас, чтобы Вам не пришлось (в том числе и откровенно слабый “Лиловый шар”, что называют сиквелом “Гостьи…”, и абсолютно ужасный “Остров ржавого генерала”, и великолепный, как я считаю, мультфильм “Тайна третьей планеты”), и понял, что переосмыслять для больших экранов тот самый сериал аж в 5 частях, который так полюбился детям середины 80х, - нет никакого смысла. Пусть меня закидают тухлыми помидорами, но та самая “Гостья из будущего”, по которой я не страдаю “синдромом утёнка”, хотя и видел не раз в детстве – сегодня это безнадёжно устаревший и легкомысленный продукт своего времени: с невероятно затянутым повествованием, абсурдным сценарием, отвратительным монтажом, и абсолютно ужасающей игрой большинства актёров. Да, безусловно, у классики есть и свои плюсы: удивительные нон-стоп пролёты камеры (пусть и постоянно трясущейся в предсмертной агонии) по отстроенным специально для фильма футуристичным павильонам, весёлое звуковое сопровождение, какие-никакие спецэффекты с невидимой леской, и, конечно же, сама Алиса в исполнении юной Натальи Мурашкевич. Он добрый, забавный, несёт в себе пионерские и гражданские смыслы ушедшей эпохи, запечатлевает Москву того времени, и может показаться трогательным. Но посмотрите его сейчас и, скорее всего, Вы будете приятно удивлены, осознав, что с современным кинематографом всё не так уж плохо – он действительно прошёл определённый путь и технически, как впрочем и сценарно, сильно эволюционировал. Это уже позволяет утверждать, что актуальная версия “Сто лет тому вперёд”, если и не станет такой же культовой, как “Гостья из будущего”, то уж точно превосходит всё, что Вы до сих пор видели об Алисе, по-крайней мере, в кино. Я скажу даже так: мы с Вами сейчас находимся в том самом отрезке времени, когда с лёгкостью можем заткнуть за пояс любую советскую классику, но уровня экранизации той же анимационной “Тайны третьей планеты” пока ещё в должной мере не достигли (впрочем, уверен, что текущей версии фильма удастся покорить определённые финансовые рубежи и, рано или поздно, мы с Вами доберёмся и до экранизации культового мультфильма).

Пересказывать завязку сюжета я не вижу смысла, – Вы её и так прекрасно знаете из синопсиса, трэйлеров, или хотя бы примерно представляете о чём велось повествование в более ранних произведениях. А вот о дифференциях поговорить хочется. Как было сказано выше, “Сто лет тому вперёд” заимствует из оригинала лишь название, имена персонажей (ибо даже их характеры изменены в угоду времени, особенно досталось роботу Вертеру), и лишь некоторые сюжетные элементы. Например, оригинальный макгаффин в виде “миелофона”, читающего мысли любых живых существ на расстоянии, заменён на “гравитон”, который по сути и является машиной времени; ещё в картине вспоминают про классную идею посланий во времени при помощи насечек на дереве, которую сериал 1984ого никак не использовал. В остальном же “Сто лет тому вперёд” – это свежее расширение первичного замысла Булычёва вширь и вглубь с обязательным цитированием марвеловских экранизаций – от супергероических способностей до фансервиса – главному злодею в одной из финальных сцен чуть ли не сносят башку молотом Тора… Это, если что, совсем не спойлер – кадр был использован и в трэйлере фильма. И что бы там ни говорил один из ведущих продюсеров картины, Фёдор Бондарчук, что якобы цитирование западного кинематографа российским кино переросло в цитирование самих себя – мало походит на правду. Взять хотя бы сцену встречи двух основных антагонистов в лице Петрова и… Васечкина (ахах, шучу, Борисова) – вот-вот и злобный Глот пройдёт сквозь решётку, отделяющую его от Весельчака и мнимой свободы, будто бы какой-то Т-1000 из “Терминатора: Судного дня”. По-факту этого не происходит, но освещение, постановка кадра, как ни крути, отсылают к знаменитому фильму Камерона. И таких референсов в “Сто лет тому вперёд” будет ещё немало. Отличным примером является сцена драки в школе между главными героями и всё тем же Весельчаком-Петровым, идейно списанная с нон-стоп постановки боевой сцены в “Олдбое” или всё той же марвеловско-нетфликсовской “Сорвиголовы”. Ну а перманентный слом четвёртой стены главным героем истории, Колей в исполнении Марка Эйдельштейна, напоминает не что иное, как неуёмный разговор со зрителем болтливого Дэдпула. Впрочем отсылки к шедеврам российского кино тоже имеются, к примеру, к “Дневному дозору”, но, надо понимать, что и работа Бекмамбетова во-многом была определена успехом западных коллег ("Матрица: Перезагрузка"). В общем, фантастическая картина про современную Алису Селезнёву не изобретает ничего нового, но недурственно заимствует что-то когда-то кем-то уже хорошо сделанное, хотя в некоторых сценах умудряется и посмеиваться над достижениями западного кинопрома в лице таких гигантов, как, к примеру, “Аватар”.

Герои картины подобраны именно так, что бы каждый из них конфликтовал за что-то/кого-то с остальными, и потому наблюдать за их отношениями достаточно интересно. Всё взаимодействие персонажей построено именно на столкновении различных психотипов, а не на их развитии, что вовсе не смотрится каким-то жирным минусом. Большим украшением “Ста лет тому вперёд” является, конечно же, Александр Петров – он тут почти что местный Джокер, хотя я предпочту остановиться на словосочетании “галантный преступник” – и оскорбительно насмехнётся над супостатами, и вежливо истолкует свои мотивы. Хоть его персонаж, космопират Весельчак У, и оказывается в финальном акте перебежчиком, за все самые смешные моменты “Сто лет тому вперёд” обязаны именно ему, пусть до привычной комплекции весёлого толстяка, показанной в более ранних экранизациях, он совсем и не дотягивает. Хихикает Петров здесь на протяжении всей ленты, удачно заменяя таким образом неестественный смех робота Вертера из старой “Гостьи из будущего”. Другой антагонист, Глот (переименованный для современной экранизации Крыс, названый в честь аналогичного персонажа из мультфильма “Тайна третьей планеты”, что очень роднит новый фильм с культовой анимацией) в исполнении стремительно набирающего популярность Юры Борисова (кот из недавних “Мастера и Маргариты”, “Калашников”, ждём его в роли Пушкина в грядущем “Пророке”), - это прямо-таки Фейд-Раута местного розлива, правда не столь кровожадный, более интеллектуальный, но от этого не менее коварный и пафосный. Сюжетное пари о непричинении друг другу ущерба, которое заключили между собой два антагониста, у меня вызвало лишь вопросы, но будем считать, что оно здесь выступает в качестве отражения современных политических реалий… Оба негодяя вовсе не умеют перевоплощаться в кого-либо, как это было до сих пор, но Глот обладает возможностью телекинетического воздействия на разум противников, что ещё больше приближает его персонаж к комиксовым злодеям.

Сама же Алиса Селезнёва, которую играет Даша Верещагина (и которой до сих пор не так круто везло в большом кино), не произвела на меня большого впечатления ни игрой, ни внешностью – она здесь просто скромный подросток (26-летний!) с боевыми навыками, то есть знанием десяти языков не блещет, с крыши зданий не прыгает (а то мало ли как сегодняшние подростки воспримут последнее!). А вот актёрские навыки Марка Эйдельштейна, выглядящего как наш ответ этим Вашим Шаламе и Финнам Вулфхардам, фильму подошли “на все сто”, - его Коля Герасимов получился живым, умным и творческим (умеет даже читать фристайл), смекалка которого помогает под финал развести главного злодея не хуже танца Стар-лорда в “Стражах Галактики”. Также в картине снялись другие молодые актёры, и их персонажи не дадут Вам соскучиться. Звёздный Хабенский, профессионализма которого на съёмочной площадке, как утверждают начинающие актёры, все побаивались, воплощает роль отца Алисы, и заодно профессора Селезнёва, ну а Виктория Исакова (сериалы “Эпидемия” и “Вертинский”, “Ленин. Неизбежность”) изображает здесь потерянную маму Алисы, оказавшуюся в текущем времени учительницей Коли, которая может и всыпать… В картине, в качестве сохранённого до самого релиза сюрприза, есть даже легендарный Громозека, правда никто его здесь так не называет, что неудивительно, - исхудал не меньше того же Весельчака…

Будущее, что рисуют создатели фильма, оказывается не совсем таким, к которому привыкли любители кинофантастики: летающих машин вовсе нет по причине несопоставимого расхода ресурсов к их эффективности (или просто художникам фильма было лень их рисовать), а мировая проблема глобального потепления, наоборот, ликвидирована – через сто лет мы научимся регулировать климат. Никаких Вам радостей в виде бесплатной пироженки, как было в “Гостье из будущего”, очевидно не предвидится… Но это не то чтобы злой умысел – в картине есть посыл, который вкратце можно было бы описать словами “будущее только в наших руках”. Так что кому-то срочно нужно задуматься о доступной всем и каждому пироженке-мороженке! Что это вообще за такое будущее без бесплатных вкусностей!?:) Антропоморфные роботы также не в тренде – Вертер превращается из блондина с длинными выпрямленными волосами в летающего колобка с дисплеем вместо лица и в озвучке Бондарчука… Незаменимым девайсом, служащим как для нападения, так и для защиты, в будущем становятся “голографические перчатки” (фильм не пытается объяснить их наличие и происхождение, поэтому в их определении имею право быть свободным). Точно также фильм не объясняет и то, почему гравитон притягивает человеческую кровь, и остаётся лишь строить теории, например, "потому что в крови человека, хоть и малая, но есть доля железа"... С миром будущего наши герои почти никак не успевают повзаимодействовать, достаточно быстро отправляясь в современную Москву, поэтому мир этот остаётся всего лишь фоном. Более того, художники “Ста лет тому вперёд” нарисовали аж две столицы – Москву 2124ого года и её альтернативную апокалиптичную версию, что делает бакграунды фильма разнообразными, но всё же не даёт прочувствовать все прелести грядущего будущего. И пусть Вас не смущает, что основной ареной вселенского противостояния снова выбрано зловещее Чертаново… - это уже излюбленная локация для продюсерских проектов Бондарчука.

Друзья Коли, Фима, Витя и Алтухина, идут помогать разбираться с Глотом в альтернтивной Мск
Друзья Коли, Фима, Витя и Алтухина, идут помогать разбираться с Глотом в альтернтивной Мск

Сюжетное объяснение перемещений во времени и последствий этих перемещений больше походит на то, что диктуют современные научные концепции, а не на те, к которым привыкли зрители “Назад в будущее” и франшизы “Терминатор”, что оставляет повод поспекулировать на эту тему, а может даже и пересмотреть “Сто лет тому вперёд”. Не обошлось в сюжете и без осмысленных вкраплений с тем смыслом, что каждый способен изменить будущее, если приложит усилия в настоящем. Ну и о том, что наши мирские проблемы в масштабах космоса ничего не значат, тоже необходимо задумываться; и что неудачи в ранних любовных отношениях, которыми подрастающее поколение может быть сильно обеспокоено, - всего лишь незаметный прокол пера на полотне Вселенной. В общем, всем и каждому срочно думать о дне грядущем, а не переживать эти Ваши глупые житейские проблемки!

Музыкальное и звуковое оформление удалось сделать под стать действу на экране. Места клоунским мелодиям “Гостьи из будущего” или их каверам здесь, разумеется, не нашлось, зато основную тему “Прекрасное далёко” удачно перепели под аранжировку Therr Matiz (он же Антон Беляев), правда почему-то прослушать её отдельно от фильма пока не представляется возможным – идите в кино, давайте:)

Что касается действительно весомых минусов картины, то он здесь, пожалуй, один – нелепые монтажные склейки. “Сто лет тому вперёд” – это тот редкий пример дорогостоящего кино, когда бюджет точно может себе позволить классного боевого хореографа (и он здесь, судя по всему, есть), но всю его работу омрачает то ли непрофессионализм оператора, то ли посредственный монтаж. Акцент на боевых сценах в фильме перевешивает всё остальное, но остаётся тяжелое послевкусие, что большинство из них не докрутили, хотя потенциал определённо был. В остальном же весь проект – это один огромный визуальный спецэффект, и сделан он на очень достойном уровне, что даже некоторые западные блокбастеры сегодня могут позавидовать. Над зрелищностью “Ста лет тому вперёд” трудилась целая линейка студий по спецэффектам, это уж не говоря о количестве производственных и спонсорских студий – их около 10.

Злосчастный гравитон, пришедший на замену миелофону
Злосчастный гравитон, пришедший на замену миелофону

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что мы получили, на данный момент, лучшую адаптацию “Ста лет тому вперёд” Кира Булычёва. Безусловно, кому-то, как мне, может не понравиться новая версия Алисы, кто-то сочтёт ненужным в картине все эти марвеловские отсылки, хоть это и современная фантастика и без референсов к более крупнобюджетным и знакомым картинам обойтись было невозможно, третьи не вникнут в сюжетные детали, а кому-то бросятся в глаза огрехи монтажа, но с объективной точки зрения – в новой экранизации всё сделано максимально хорошо. И я не побоюсь поставить “Сто лет тому вперёд” даже выше той же “Гостьи из будущего”, не говоря уж о её спин-оффах, сделанных на скорую руку в 1987м и 1988м годах. Для кого-то советская постановка останется непревзойдённым идеалом, но надо понимать, что старый и новый фильмы – это представители двух совершенно разных эпох. Ну а в свете последних событий об очередном ограничении в кинотеатральном прокате западного контента, лучшего фильма для посещения сеанса сегодня найти и не получится. Лично я “Сто лет тому вперёд” уже рублём поддержал и теперь мне хотелось бы только одного: чтобы Алиса двинулась в сторону далёких звёзд и неизведанных планет, потому что романы Булычёва были не столько о достаточно камерных перемещениях во времени, сколько о космических приключениях, показанных в той же “Тайне третьей планеты”. И вышеуказанная анимация может стать отличным плацдармом для новых историй об Алисе Селезнёвой.

Герои нового фильма заметно повзрослели,а значит их может связывать теперь не только дружба
Герои нового фильма заметно повзрослели,а значит их может связывать теперь не только дружба

Если данная рецензия оказалась для Вас интересной и/или полезной, помните, что лучшей наградой для автора статьи являются подписка, лайк и хотя бы скромный комментарий под статьёй:

Alexx Rum | Дзен

И читайте другие наши материалы! В каталоге “Кинорецензий” Вы сможете ознакомиться с ревью на остальные наиболее актуальные в прокате фильмы, а вскоре и на новые сериалы (мы стараемся ничего не пропускать) – уже сейчас работаем над отзывом по только что вышедшему Fallout; из подборок "Во что поиграть в марте" и "Во что поиграть в феврале" узнаете о всех наиболее знаковых играх (все материалы по апрельским релизам будут собираться в новую подборку за текущий месяц), - на нашем канале есть рецензия на релизнутую недавно "Смуту"; а среди постов Вы найдёте ностальгические воспоминания о музыке из 90х и очерки других животрепещущих событий. И мы не собираемся на этом останавливаться! Мы также пишем о последних новостях игровой и киноиндустрии, а не так давно начали создавать нейронные песенки в честь выхода актуальных видеоигр и, в будущем, фильмов, и выкладывать другие видеоролики, потому что думаем сейчас о том, чтобы перевести часть контента в формат видео (смотрите весёлый анбоксинг с призами от Pringles под ссылками на статьи, в конце там есть кавер на один известный трек):

Кинорецензии, ревью... | Alexx Rum | Дзен
Игровые новинки апреля 2024 | Alexx Rum | Дзен
Во что поиграть в марте 2024 | Alexx Rum | Дзен
Во что поиграть в феврале 2024 | Alexx Rum | Дзен