Найти тему
Вера Ард

Неубиваемая Миледи и другие причуды сценаристов: про новых «Трех мушкетеров»

Я не удержалась от просмотра второй части новой французской экранизации “Трех мушкетеров”, хотя от первой и остались смешанные впечатления (про фильм можно прочитать тут). 

И, в целом, продолжение понравилось больше (за исключением нескольких моментов, но про них отдельно). Видимо, я уже смирилась с тем, что от Дюма тут остались только имена персонажей и общая историческая канва, а фильмы - это, скорее, отдельное произведение. И так как вторая часть отходит от основного сюжета еще дальше, то, что удивительно, создается лучшее впечатление, поскольку уже не хочется сильно сравнивать с первоисточником (и после первой части было понятно, что к нему отнеслись очень вольно), а хочется просто смотреть сам фильм. И вот именно как отдельное историко-приключенческое кино - “Три мушкетера. Миледи” вполне себе работает.

Итак, у нас есть друзья-мушкетеры, которые втянуты в придворные интриги во Франции, раздираемой религиозными войнами. В конце первой части служанка королевы Констанция (в которую влюблен наш главный герой Д’Артаньян) подслушала разговор, который не следовало бы, после чего стала жертвой похищения. В общем-то, во второй части три основные линии - Д’Артаньян разыскивает Констанцию, шпионка Миледи выполняет задания кардинала (мешая при этом мушкетерам), французские войска воюют с протестантами (которых поддерживают англичане) в Ла-Рошели.

Несмотря на вынесенное в подзаголовок имя - Миледи, основная и наиболее удачная линия фильма связана с Ла-Рошелью и гражданской войной. Прям здорово. Хорошо поставленные батальные сцены, аутентичная Франция с ее замками и пейзажами, вoйнa выглядит вoйнIй, с гибелью людей и тем, как политики ими жертвуют ради своих целей. Это классическое историко-приключенческое кино в духе 90- начала нулевых, если соскучились по такому (я - да), определенно стоит смотреть. И интриги, и юмор есть, и меня даже перестали раздражать образы мушкетеров (Д’Артаньян, Портос и Арамис - видимо, я к ним уже привыкла), хотя Касселя в роли Атоса (при всем уважении к актеру) продолжаю считать полным мискастом. Да, и не могу не отметить то ли метаиронию, то ли просто издевку над требованиями повестки (на полном серьезе это точно нельзя воспринимать) - появление у стен Ла-Рошели чернокожего мушкетера (напомню, в прошлом году британцы отличились экранизацией с негром Д’Артаньяном, рейтинг у нее сейчас на Кинопоиске 2,5 из 10). Гениальный диалог вытаращившего глаза Д’Артаньяна с пришельцем: - Ты откуда? Из Гаскони? - Да, из экваториальной. Я расхохоталась. Если это было требование продюсеров - включить негра - то режиссеры-молодцы, выкрутились)))

Вторая линия, связанная с Миледи - ну, честно, хуже. Персонаж вышел в духе классических неубиваемых злодеев, которые и в воде не тонут, и в огне не горят, и никто их не узнает… Ну, странно, честно. Вопросы к ее приключениям и логике действий - очень большие, но Ева Грин, конечно, играет прекрасно, ее приятно видеть в кадре. Хотя там сценаристы накрутили в плане ее отношений с Атосом нечто настолько странное, что сразу большой вопрос - а почему просто нельзя было это взять и сделать, как у Дюма - у него все прекрасно с логикой. Если не можете придумать лучше, то зачем менять?

Такой же вопрос и к линии с Констанцией. Простите, но финал этой истории это просто дичайше глуп. Не буду спойлерить, поскольку у меня глаза на лоб полезли от этого решения. Возможно, пытались нагнать драматизма и неожиданности, но превратили все в фарс и очень зря. Собственно, эти два эпизода (судьба Констанции и отношения Атос - Миледи) очень портят впечатление от фильма, напрочь убивая логику. Со всеми остальными изменениями в принципе можно смириться, если уж вы не прям фанат Дюма. Я книги автора люблю, но именно к “Трем мушкетерам” довольно равнодушна, так что вполне принимаю изменения. Мне, кстати, очень понравилась линия интриг брата короля, она явно отсылает к другой книге Дюма (которую я очень люблю) - к “Графине де Монсоро”, очень уж брат Людовика в фильме напоминает герцога Анжуйского - брата Генриха III - и по типажу и по интригам.

Так что, в целом, получилось неплохо. Просто надо понимать, что от Дюма здесь не так много, ну и быть готовым к странным сценарным решениям. Но, в любом случае, видно, что это французское кино, по их популярному роману, про их историю и авторы не жертвуют ее в угоду современным веяниям по развенчанию “токсичной маскулинности” (как, например, в последнем “Наполеоне” Ридли Скотта) - это кино с харизматичными героями-мужчинами и в меру активными героинями (Голливуд сейчас такое практически не предлагает).

А как вам новая экранизация?