Найти тему
Компания АТОЛ

Касса для самозанятых: когда пора заводить

Оглавление

Рассказали, как самозанятым продавать товары или услуги и выдавать чеки. И разобрали нужна ли самозанятым онлайн-касса и в каких случаях нужно ее завести.

Чтобы вести бизнес в РФ, физлицу в большинстве случаев нужно оформить ИП и купить (или арендовать) онлайн-кассу. Но в некоторых случаях предприниматели могут оформить самозанятость. Рассказываем, при каких условиях можно продавать товары и услуги самозанятым, нужна ли в таком случае касса и как выдавать клиентам чеки и передавать данные в налоговую.

Кто такие самозанятые

Самозанятые — это физлица или ИП, которые продают свои товары и услуги и платят налог на профессиональный доход (НПД).

Чтобы стать самозанятым, нужно зарегистрироваться в приложении «Мой налог», отсканировать документы и загрузить фото. Также нужно соответствовать нескольким критериям:

  • получать доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества;
  • получать от этой деятельности не более 2,4 миллиона рублей в год;
  • работать на себя, без трудового договора;
  • не привлекать работников по трудовым договорам.

Еще стоит учитывать, что по закону об НПД самозанятыми не могут быть предприниматели, которые продают подакцизные и маркированные товары, добывают и продают полезные ископаемые, занимаются перепродажей имущественных прав.

Так что, если вы копирайтер или дизайнер на фрилансе, занимаетесь репетиторством, проводите экскурсии по городу или продаете домашние торты, самозанятость станет оптимальным вариантом. Полный список сфер деятельности можно посмотреть в приложении ”Мой налог”.

Нужна ли самозанятым онлайн-касса

По желанию самозанятые могут купить или арендовать кассу, но по закону она не нужна. Более того, если вы физлицо в статусе самозанятого, то онлайн-кассу использовать не сможете по закону — для ее регистрации нужен расчетный счет в банке, который оформляют только ИП и организациям.

Тем не менее чеки самозанятые обязаны выдавать в любом случае — сразу после получения оплаты. Делается это в мобильном приложении:

  1. Заходите в приложение «Мой налог».
  2. Нажимаете «Новая продажа», указываете плательщика, дату и платежа.
  3. Нажимаете «Выдать чек» и отправляете его клиенту.
  4. Информация о транзакции автоматически поступит в ФНС. Если в чеке допущена ошибка, вы не получили оплату или расторгли сделку, его аннулируют.

За невыдачу чека или нарушение сроков выдачи предусмотрены штрафы в размере 20% от суммы расчетов, но не менее 200 рублей. За повторное нарушение грозит штраф, равный полной сумме расчета.

Когда пора покупать кассу

Когда деятельность самозанятого выходит за рамки 54-ФЗ и теряет право использования НПД. Происходит это в нескольких случаях:

  • появляются сотрудники, нанятые по трудовому договору;
  • в продаже появляется маркированная или подакцизная продукция;
  • годовой доход превышает 2,4 миллиона рублей;
  • самозанятый просто переходит на другой налоговый режим;
  • и так далее.

В такой ситуации нужно зарегистрировать ИП или ООО, открыть расчетный счет в банке и завести онлайн-кассу (за некоторыми исключениями). О том, что еще должны делать ИП и ООО, что соответвовать 54-ФЗ, советуем почитать в нашей статье.

Как правило, небольшим бизнесам, особенно тем, кто оказывает услуги или продает товары в интернете, достаточно арендовать облачную кассу. Затраты в этом случае минимальные: не нужно покупать дорогую технику, искать оператора фискальных данных, идти в налоговую за регистрацией. Кроме того, облачная касса сама формирует чек и отправляет данные через ОФД в ФНС, а также клиентам по электронной почте или в SMS. Вся информация о продажах хранится на облачной кассе в зашифрованном виде.

Для тех, кто только начинает свое дело, мы рекомендуем рассмотреть сервис АТОЛ Онлайн, в рамках которого вы можете взять в аренду облачную онлайн-кассу по тарифу «Старт бизнес». В него входит аренда оборудования, ОФД, поддержка маркировки и бесплатная регистрация. Кроме того, техника полностью соответствует 54-ФЗ, а служба поддержки доступна по всем вопросам в любое время.

Что важно запомнить

  • Самозанятые могут продавать товары или услуги, если соответствуют требованиям закона об НПД.
  • Самозанятым можно не использовать онлайн-кассу, но они обязаны оформлять продажи и выдавать клиентам чеки через приложение «Мой налог».
  • Если самозанятый теряет право на НПД (например, нанимает работников по трудовому договору или решает продавать маркированную продукцию), он должен оформить ИП или ООО и завести онлайн-кассу.

Подходящий вариант для начинающих предпринимателей, которые осуществляют торговлю в интернете — арендовать облачную кассу.