Найти тему
Михаил Драбкин

Кустанай, или Где целину освоили

-2

Многие слышали про освоение целины.

-3

(отсюда)

Хотя оно происходило и в Западной Сибири, и даже немного на Южном Урале, при слове "целина" обычно вспоминаешь о Казахстане.

-4

(отсюда)

-5

(отсюда)

Наверное, для многих россиян старшего поколения это вообще первая ассоциация с Казахстаном.

-6

(отсюда)

Действительно, именно
освоение целины сделало северную часть Казахстана, где живёт пол-страны, такой, какая она сейчас.

-7

(отсюда)

Конечно, там не только обрабатывали землю и устраивали совхозы, там строили города, в том числе города большие: та же Астана, тогда Целиноград, своим ростом и развитием изначально была обязана именно целине.

-8

(отсюда)

Кустанай, довольно крупный (порядка 250 тысяч жителей) город на северо-западной периферии Казахстана - место по-настоящему историческое для этой страны.

-9

Ведь уже к 1917 году он имел официальный городской статус и 15 тысяч населения.

-10

(отсюда)

-11

(отсюда)

Но потом он оказался одним из центров освоения Целины, и многое в Кустанае напоминает о том времени.

-12

(отсюда)

-13

Это буквально вдохнуло в город в новую жизнь, но при этом Кустанаю удалось хотя бы частично сохранить свой исторический дореволюционный центр, это один из лучших "старых городов" в степной и ещё недавно кочевой стране.

-14

А обширная пешеходная зона - две улицы на протяжении нескольких кварталов - делают городской центр по-настоящему уютным.

-15

Морозным ноябрьским утром Кустанай внезапно напомнил мне Тамбов из Центрального Черноземья.

-16

Наверное, дело в том, что кустанайский проспект Аль-Фараби, ведущий от вокзала в центр, внезапно напомнил мне тамбовскую Интернациональную улицу, идущую примерно тем же маршрутом.

-17
-18

Но эта иллюзия держится буквально несколько кварталов, а потом сворачиваешь на параллельную улицу и по левую руку видишь памятник Покорителям Целины.

-19

И представление о городе начинает меняться.

-20

За Покорителями Целины - совсем как в России, длинная аллея, посвящённая павшим в Великой Отечественной.

-21

И военная техника (снова привет с Родины).

-22
-23

И памятник Ленину - что, к счастью, в Казахстане уже совсем не такое обычное дело.

-24

Что до дореволюционной застройки, то она довольно компактно расположена, сосредоточена на расстоянии не дальше нескольких кварталов от центрального ансамбля.

-25

Ансамбль этот состоит из пешеходной площади, парка, административных зданий и культурно-образовательных учреждений.

-26

Пешеходная площадь носит оригинальное название "площадь Областного Акимата", и она украшена сталинской мини-высоткой с часами-курантами.

-27

Даже советские здания не нарушают целостности общего облика, которая в Казахстане встречается не сильно чаще дореволюционной застройки.

-28
-29

Практически на площади - местный краеведческий музей.

-30

Он довольно скромный, ничего лишнего, но кое-что интересное можно узнать.

-31

Парк рядом с главной площадью - Центральный, и это может и не самый крупный, но самый цивильный парк города.

-32
-33
-34
-35
-36

С другой стороны от площади - что-то вроде правительственного квартала, с тем самым акиматом (администрацией).

-37

В районе площади идущий от вокзала проспект Аль-Фараби становится пешеходным:

-38

-39

Пешеходная и перпендикулярная ему улица Байтурсынова соединяет правительственные здания, площадь, парк и корпуса местного университета, выходящие на парк.

-40

По этой улице - целая аллея памятников.

-41
-42
-43

Хотя памятник самому Ахмету Байтурсынову стоит в Центральном парке.

-44

За площадью Областного Акимата и мечетью Марал-ишан проспект Аль-Фараби вновь наполняется автомобилями.

-45

И выходит на берег сибирской реки Тобол, которая здесь отличается от себя самой в Тобольске так же сильно, как степь от тайги.

-46

В малоснежную континентальную зиму его поверхность вообще мало отличается от окружающей местности, только набережная показывает, где в тёплое время года открытая вода.

На берегу Тобола - какая-то аллея степной скульптуры:

-47

Но всё же в Кустанае, как это часто бывает в Северном Казахстане, нет никакого налёта неофитской этничности, которую можно увидеть в отдельных постсоветских странах.

-48
-49

Много двуязычных и просто русских надписей, на улицах слышится и русская, и казахская речь (хотя русская всё же чаще), лица тоже видны и монголоидные и европейские (хотя первых больше).

-50

-51

-52

-53

Чуть ли не половина памятников - русским деятелям:

-54

Хотя в Кустанае в целом очень много памятников - если считать на душу населения, то этот город вполне может оказаться на первом месте в Казахстане.

-55

Кустанай выглядит очень светским, что типично для Северного Казахстана.

-56

Местами - даже советским:

-57
-58
-59

При этом по меркам этой части страны Кустанай - далеко не самый русский по составу населения город.

-60

Представителей крупнейшего казахстанского нацменьшинства здесь около трети населения, что заметно меньше чем, например, в Петропавловске или Усть-Каменогорске (где русских и сейчас - до половины населения).

А если пройти несколько кварталов по проспекту Аль-Фараби за главную площадь в сторону реки Тобол, то там можно увидеть небольшую, но изящную белую мечеть имени Марал-ишана.

-61

Это одна из самых старых в Северном Казахстане, между прочим.

-62

А если пойти в другую сторону, то там будет Константино-Еленинская церковь.

-63

Как это часто бывает в зарубежных церквях, атмосфера внутри более приятная и уютная, чем в среднем российском храме.

-64

В тот солнечный ноябрьский день было по-настоящему холодно, как в Москве бывает лишь неделю-другую в середине зимы.

-65
-66
-67

Часовню Михаила Архангела можно обнаружить совсем недалеко от вокзала.

-68

Кустанай - это, конечно, не Астана и даже не Алма-Ата, но в целом в городе видно развитие.

-69

Стоит только смотреть на новые микрорайоны, которые расположены в основном у выезда в сторону российских Троицка и Челябинска.

-70

Вообще, 290-тысячный Кустанай - это в основном частный сектор (ещё один небольшой недостаток), но на всех трёх окраинах города есть микрорайоны многоэтажек.

-71
-72

Четвёртая, юго-восточная граница города проходит по реке Тобол, за которым только малоэтажные пригороды.

-73

Кстати, в Кустанае я не заметил довольно обычного для Казахстана и Средней Азии приёма, когда вдоль главных улиц в один ряд ставят многоквартирные дома, за которыми всё равно простирается частный сектор.

В Кустанае неплохая автобусная сеть, ходят в основном бэушные, но комфортные и низкопольные немецкие автобусы.

-74

Впрочем, для казахстанского областного центра это уже обычное явление.

-75

Постойте, но должно же быть что-то плохое в Кустанае?

Да, современная архитектура в этом северо-казахстанском городе неважная.

-76

Вот, например, местный драмтеатр в нескольких кварталах от вокзала, рядом с Покорителями Целины:

-77
-78

С парками в Кустанае не слишком хорошо - ну да для степного города это нормально.

-79

Помимо Центрального парка у главной площади, их тут несколько, но все совсем невелики.

-80
-81

Троллейбус, который запустили тут в 1990 году, просуществовал совсем недолго и уже в 2005 году был остановлен.

-82

(отсюда)

Впрочем, сеть здесь успели построить немаленькую.

-83

(отсюда)

Город - железнодорожный узел среднего размера, неэлектрифицированный, состоящий из 3 направлений, с 7 парами поездов ежедневно.

-84
-85

Но при этом пригородных поездов в последние годы в Кустанае практически не осталось, а пригородных поездов в сопредельные Челябинскую область России (куда ведёт северо-западное направление) - не осталось вовсе.

Особенно не хватает пригородных поездов в Рудный - промышленный моногород, город-спутник Кустаная, сопоставимый с ним по размерам.

-86

При этом когда-то именно линия от российского Троицка до Кустаная (тогда Николаевска), запущенная в 1913 году, стала одной из первых железных дорог в Северном Казахстане.

-87

Остальные две линии были введены в эксплуатацию уже в период освоения целины, как и здание вокзала.

-88

А вот кустанайский автовокзал, чуть более позднего времени постройки, расположенный на окраине, у выезда на Рудный - пустой, выглядит полузаброшенным.

-89
-90
-91

Кажется, междугородние и пригородные автобусы в основном отправляются из центра города.