Многие слышали про освоение целины.
Хотя оно происходило и в Западной Сибири, и даже немного на Южном Урале, при слове "целина" обычно вспоминаешь о Казахстане.
Наверное, для многих россиян старшего поколения это вообще первая ассоциация с Казахстаном.
(отсюда)
Действительно, именно освоение целины сделало северную часть Казахстана, где живёт пол-страны, такой, какая она сейчас.
Конечно, там не только обрабатывали землю и устраивали совхозы, там строили города, в том числе города большие: та же Астана, тогда Целиноград, своим ростом и развитием изначально была обязана именно целине.
Кустанай, довольно крупный (порядка 250 тысяч жителей) город на северо-западной периферии Казахстана - место по-настоящему историческое для этой страны.
Ведь уже к 1917 году он имел официальный городской статус и 15 тысяч населения.
Но потом он оказался одним из центров освоения Целины, и многое в Кустанае напоминает о том времени.
Это буквально вдохнуло в город в новую жизнь, но при этом Кустанаю удалось хотя бы частично сохранить свой исторический дореволюционный центр, это один из лучших "старых городов" в степной и ещё недавно кочевой стране.
А обширная пешеходная зона - две улицы на протяжении нескольких кварталов - делают городской центр по-настоящему уютным.
Морозным ноябрьским утром Кустанай внезапно напомнил мне Тамбов из Центрального Черноземья.
Наверное, дело в том, что кустанайский проспект Аль-Фараби, ведущий от вокзала в центр, внезапно напомнил мне тамбовскую Интернациональную улицу, идущую примерно тем же маршрутом.
Но эта иллюзия держится буквально несколько кварталов, а потом сворачиваешь на параллельную улицу и по левую руку видишь памятник Покорителям Целины.
И представление о городе начинает меняться.
За Покорителями Целины - совсем как в России, длинная аллея, посвящённая павшим в Великой Отечественной.
И военная техника (снова привет с Родины).
И памятник Ленину - что, к счастью, в Казахстане уже совсем не такое обычное дело.
Что до дореволюционной застройки, то она довольно компактно расположена, сосредоточена на расстоянии не дальше нескольких кварталов от центрального ансамбля.
Ансамбль этот состоит из пешеходной площади, парка, административных зданий и культурно-образовательных учреждений.
Пешеходная площадь носит оригинальное название "площадь Областного Акимата", и она украшена сталинской мини-высоткой с часами-курантами.
Даже советские здания не нарушают целостности общего облика, которая в Казахстане встречается не сильно чаще дореволюционной застройки.
Практически на площади - местный краеведческий музей.
Он довольно скромный, ничего лишнего, но кое-что интересное можно узнать.
Парк рядом с главной площадью - Центральный, и это может и не самый крупный, но самый цивильный парк города.
С другой стороны от площади - что-то вроде правительственного квартала, с тем самым акиматом (администрацией).
В районе площади идущий от вокзала проспект Аль-Фараби становится пешеходным:
Пешеходная и перпендикулярная ему улица Байтурсынова соединяет правительственные здания, площадь, парк и корпуса местного университета, выходящие на парк.
По этой улице - целая аллея памятников.
Хотя памятник самому Ахмету Байтурсынову стоит в Центральном парке.
За площадью Областного Акимата и мечетью Марал-ишан проспект Аль-Фараби вновь наполняется автомобилями.
И выходит на берег сибирской реки Тобол, которая здесь отличается от себя самой в Тобольске так же сильно, как степь от тайги.
В малоснежную континентальную зиму его поверхность вообще мало отличается от окружающей местности, только набережная показывает, где в тёплое время года открытая вода.
На берегу Тобола - какая-то аллея степной скульптуры:
Но всё же в Кустанае, как это часто бывает в Северном Казахстане, нет никакого налёта неофитской этничности, которую можно увидеть в отдельных постсоветских странах.
Много двуязычных и просто русских надписей, на улицах слышится и русская, и казахская речь (хотя русская всё же чаще), лица тоже видны и монголоидные и европейские (хотя первых больше).
Чуть ли не половина памятников - русским деятелям:
Хотя в Кустанае в целом очень много памятников - если считать на душу населения, то этот город вполне может оказаться на первом месте в Казахстане.
Кустанай выглядит очень светским, что типично для Северного Казахстана.
Местами - даже советским:
При этом по меркам этой части страны Кустанай - далеко не самый русский по составу населения город.
Представителей крупнейшего казахстанского нацменьшинства здесь около трети населения, что заметно меньше чем, например, в Петропавловске или Усть-Каменогорске (где русских и сейчас - до половины населения).
А если пройти несколько кварталов по проспекту Аль-Фараби за главную площадь в сторону реки Тобол, то там можно увидеть небольшую, но изящную белую мечеть имени Марал-ишана.
Это одна из самых старых в Северном Казахстане, между прочим.
А если пойти в другую сторону, то там будет Константино-Еленинская церковь.
Как это часто бывает в зарубежных церквях, атмосфера внутри более приятная и уютная, чем в среднем российском храме.
В тот солнечный ноябрьский день было по-настоящему холодно, как в Москве бывает лишь неделю-другую в середине зимы.
Часовню Михаила Архангела можно обнаружить совсем недалеко от вокзала.
Кустанай - это, конечно, не Астана и даже не Алма-Ата, но в целом в городе видно развитие.
Стоит только смотреть на новые микрорайоны, которые расположены в основном у выезда в сторону российских Троицка и Челябинска.
Вообще, 290-тысячный Кустанай - это в основном частный сектор (ещё один небольшой недостаток), но на всех трёх окраинах города есть микрорайоны многоэтажек.
Четвёртая, юго-восточная граница города проходит по реке Тобол, за которым только малоэтажные пригороды.
Кстати, в Кустанае я не заметил довольно обычного для Казахстана и Средней Азии приёма, когда вдоль главных улиц в один ряд ставят многоквартирные дома, за которыми всё равно простирается частный сектор.
В Кустанае неплохая автобусная сеть, ходят в основном бэушные, но комфортные и низкопольные немецкие автобусы.
Впрочем, для казахстанского областного центра это уже обычное явление.
Постойте, но должно же быть что-то плохое в Кустанае?
Да, современная архитектура в этом северо-казахстанском городе неважная.
Вот, например, местный драмтеатр в нескольких кварталах от вокзала, рядом с Покорителями Целины:
С парками в Кустанае не слишком хорошо - ну да для степного города это нормально.
Помимо Центрального парка у главной площади, их тут несколько, но все совсем невелики.
Троллейбус, который запустили тут в 1990 году, просуществовал совсем недолго и уже в 2005 году был остановлен.
Впрочем, сеть здесь успели построить немаленькую.
Город - железнодорожный узел среднего размера, неэлектрифицированный, состоящий из 3 направлений, с 7 парами поездов ежедневно.
Но при этом пригородных поездов в последние годы в Кустанае практически не осталось, а пригородных поездов в сопредельные Челябинскую область России (куда ведёт северо-западное направление) - не осталось вовсе.
Особенно не хватает пригородных поездов в Рудный - промышленный моногород, город-спутник Кустаная, сопоставимый с ним по размерам.
При этом когда-то именно линия от российского Троицка до Кустаная (тогда Николаевска), запущенная в 1913 году, стала одной из первых железных дорог в Северном Казахстане.
Остальные две линии были введены в эксплуатацию уже в период освоения целины, как и здание вокзала.
А вот кустанайский автовокзал, чуть более позднего времени постройки, расположенный на окраине, у выезда на Рудный - пустой, выглядит полузаброшенным.
Кажется, междугородние и пригородные автобусы в основном отправляются из центра города.