Чуть ли не треть из без малого сотни городов Казахстана - это моногорода.
Городская цивилизация на этой земле возникла в основном в советское время, и концентрация населения у многочисленных месторождений и комбинатов, работающих на их сырье, очень способствовала возникновению и развитию именно моногородов.
Тысячи, а иногда и десятки тысяч их жителей зависели от положения на одном-единственном месторождении или заводе.
А это положение после развала Союза стало зависеть не только от состояния самого объекта, но и от мировой конъюнктуры на том или ином рынке, и поэтому судьба казахстанских моногородов складывалась по-разному.
Некоторые из них, как Аркалык у месторождения бокситов или Лисаковск у железорудного месторождения, сильно пострадали за годы независимости, а некоторые, как Темиртау с его металлургическим комбинатом или Рудный с его железной рудой, сохранили лидирующее положение, производство и бо́льшую часть жителей.
Что не избавило их от типичных для моногородов проблем, таких как структурная безработица, недостаточно развитая инфраструктура и низкая социальная мобильность.
Но, так или иначе, город Рудный чуть юго-западнее Кустаная держится неплохо.
Хотя есть, конечно, и не вполне благополучные места.
За десятилетия независимости его население даже выросло - с примерно 120 до почти 130 тысяч жителей.
И это при том, что почти половина рудненцев - это по-прежнему русские, рождаемость у которых ниже чем у казахов.
Рудненский Соколово-Сарбайский горно-обогатительный комбинат - крупнейший в стране производитель железорудного сырья, и здешняя железная руда остаётся востребованной в самом Казахстане, на Урале, в Сибири и даже в КНР.
Как и в случае с Темиртау, строительство города началось только в конце 1950-х годов, и поэтому приятного глазу послевоенного неоклассицизма (больше известного как "сталинский ампир") городу досталось не очень много.
Рудненский "старый город" - это больше кирпичные четырёхэтажки.
Композиционный центр этой части города - небольшой парк Достык ("Дружба"):
Небольшой, но это, пожалуй, главный парк всего города, который, как это часто бывает в Казахстане, не очень богат на зелёные зоны.
Есть, конечно, ещё безымянный парк в новой части города.
Но он больше похож на пустырь - какой-то рыхлый и даже не весь поросший деревьями.
В целом, самое примечательное, что можно увидеть среди городской застройки - это позднесоветские мозаики.
Ещё какой-то барельеф:
И памятник "Энтузиастам коммунистического труда":
Казахстанские по сути, но совершенно советские по форме и духу лозунги тоже сложно не заметить.
Детские площадки тоже в основном советские:
Казахстанский дух я почувствовал только у въезда в город со стороны Кустаная:
Практически весь жилой массив Рудного, образующей что-то вроде трапеции, вытянутой вдоль левого берега реки Тобол - это пяти- и девятиэтажки брежневского времени.
Местные серии панельных домов напоминают российские, на них почти не встретишь декоративных элементов, которые разнообразят пейзаж микрорайонов в той же Средней Азии.
Прямо как в российском городе, в новой части железорудной столицы Казахстана можно обнаружить новодельный храм.
Рудный, конечно, вытянут вдоль Тобола, но ось города, примерно параллельная реке - это участок дороги Кустанай - Орск/Актюбинск, который по-прежнему зовётся "улицей Ленина".
Как и в практически любом мало-мальски крупном казахстанском городе, основа транспортной системы Рудного - может и подержанные, но вместительные и низкопольные автобусы.
Несмотря на индустриальность и урбанизированность Рудного, значительная часть города за пределами этого жилмассива, кроме старых кварталов северо-восточнее - это частный сектор.
Мне не показалось, что рудненская индустрия как-то особенно чувствуется в городе, и воздух не кажется особенно плохим - видны только трубы вдалеке и дым из них.
Хотя экология наверняка страдает.