Найти в Дзене
Михаил Драбкин

Астана: уже не декорация, но ещё не настоящая столица

Как и Алма-Ату, Астану я посетил в 2015 году. Тогда я осмотрел столицу Казахстана более полно, чем его южную столицу Алма-Ату, и ещё меньше планировал туда возвращаться. Но, как и в случае с Алма-Атой, судьба распорядилась иначе, и на своём длинном наземном пути из Средней Азии в Москву, в морозный и тёмный ноябрьский вечер я оказался в Астане. Я только в ранних сумерках вышел на трассу на окраине Темиртау, и уехал чудом, наверное. Меня подвёз мой потенциальный товарищ по несчастью, релокант, на своей машине, но без загранпаспорта. Он уехал от мобилизации с одним отечественным, а потом оказалось, что без заграна в Казахстан его конечно впустят, но дальше он сделать мало что сможет: ни поехать дальше, ни сделать местную банковскую карту ему будет затруднительно. А в российское консульство, понятно, огромная очередь. Дорога от Караганды/Темиртау до Астаны - это часть трассы Алма-Ата - Астана, которая соединяет две казахстанские столицы и уже поэтому должна быть одной из лучших дорог

Как и Алма-Ату, Астану я посетил в 2015 году.

-2

Тогда я осмотрел столицу Казахстана более полно, чем его южную столицу Алма-Ату, и ещё меньше планировал туда возвращаться.

-3

Но, как и в случае с Алма-Атой, судьба распорядилась иначе, и на своём длинном наземном пути из Средней Азии в Москву, в морозный и тёмный ноябрьский вечер я оказался в Астане.

-4

Я только в ранних сумерках вышел на трассу на окраине Темиртау, и уехал чудом, наверное.

-5

Меня подвёз мой потенциальный товарищ по несчастью, релокант, на своей машине, но без загранпаспорта. Он уехал от мобилизации с одним отечественным, а потом оказалось, что без заграна в Казахстан его конечно впустят, но дальше он сделать мало что сможет: ни поехать дальше, ни сделать местную банковскую карту ему будет затруднительно. А в российское консульство, понятно, огромная очередь.

Дорога от Караганды/Темиртау до Астаны - это часть трассы Алма-Ата - Астана, которая соединяет две казахстанские столицы и уже поэтому должна быть одной из лучших дорог в стране. И она таковой является: бетонные плиты, как на автобане, здесь клали чуть ли не немцы самолично, только ближе к Астане и Алма-Ате разноуровневые развязки почему-то периодически сменяются перекрёстками со светофорами.

И мы за какой-то час с небольшим проехали эти без малого 200 километров, и я оказался практически в том районе, куда мне было нужно.

-6

Дело в том, что в Астане оказался ещё один мой приятель, и я собирался переночевать у него - повидаться, да и для палаток в центрально-казахстанской степи уже был не сезон.

-7

Забавно: за семь лет, прошедших с 2015 по 2022 год, Астана изменилась гораздо больше, чем Алма-Ата.

-8

При этом моё мнение об Алма-Ате изменилось (в лучшую сторону), а об Астане - нет.

-9

Астана, даже в своей новой, левобережной части, стала меньше похожа на "китайский райцентр", но дух города в целом остался прежним.

-10
-11

Астанинский Новый город уже не выглядел как несколько посредственных небоскрёбов посреди степи, он укоренился, оброс микрорайонами, обзавёлся новыми парками, знаковыми объектами и даже несколькими зданиями хорошей архитектуры.

-12
-13
-14

Многое из того, что в 2015 году было только намечено, в 2022 было осуществлено, только посаженные деревья подросли, новые были посажены, и из тех мест, откуда можно было видеть уходящую за горизонт степь, теперь были видны только ряды и шеренги многоэтажек.

-15
-16

Впрочем, сплошная лента парков, вытянувшаяся по обоим берегам реки Ишим, всё ещё выглядит такой..незрелой.

-17

И безлюдной, что странно в миллионном городе, даже если делать поправку на холодную погоду.

-18

И ощущение бесприютности и неуютности никуда не делись, и столбы недостроенного "надземного метро", торчащие вдоль широких астанинских проспектов, напоминали о том, что я нахожусь в довольно неустроенном городе.

-19

Это вообще свойство многих городов степей и пустынь, особенно построенных местными народами, вчерашними кочевниками.

-20
-21
-22

Город как будто остаётся для них чужеродной формой организации жизни, и поэтому он становится больше похож на витрину, чем на живое урбанистическое образование.

-23

Казахи много вложили в свою новую столицу, и даже научились нормально строить, но это относится в основном к Новому городу, и то не ко всему, а прежде всего к его центральной части.

-24
-25

-26

Правобережная часть Астаны обычно ассоциируется со Старым городом, но, на самом деле, новых кварталов там не меньше, чем на другом берегу Ишима.

-27
-28

Так вот, старая часть Астаны мало изменилась со времён Целинограда - и в плохом, и в хорошем смысле, хотя и тут есть несколько приятных мест, сформированных уже в годы независимости.

-29

В парке имени Ататюрка - это не поиски казахстанского колорита, а привет от малоазиатских хеттов:

-30
-31

Здесь же обнаружился целый комплекс храмов разных конфессий:

-32
-33
-34
-35

А новая часть Правобережья обустроена ещё хуже, чем собственно Новый город через реку.

-36
-37

Новые жилые комплексы, старые пятиэтажки, старые и новые куски частного сектора, регулярная застройка вдоль проспектов, отдельные общественные здания - всё это если и слагает единую картину, то она не слишком приятна.

-38

-39
-40

Прибавьте к этому холодную, но пасмурную зимнюю погоду, лёгкую угольную дымку (хотя в городе есть газ, многие частные дома топятся именно углём), сильный степной ветер, общий невысокий уровень архитектуры - и вы получите более-менее полную картину степного мегаполиса в середине ноября.

-41
-42
-43

То немногое, что осталось от короткого периода, когда Астана была Нурсултаном:

-44

Хотя Астана за последние 30 лет выросла раза в четыре, даже в довольно жёстком местном климате большая часть новой застройки - это частный сектор, так что по площади новоиспечённая столица увеличилась даже больше, раз в пять.

-45

(отсюда)

И всё это пространство, условный круг диаметром двадцать километров, обслуживается одними только конвенциональными автобусами, которые, впрочем, кое-где ездят по выделенным полосам.

-46

И даже то, что 10% из почти 1500 астанинских автобусов - это электробусы, курсирующие по нескольким маршрутам, принципиально никак не меняет ситуацию.

-47

(отсюда)

В этом плане Астана проигрывает не только Алма-Ате с её троллейбусами, метро и метробусом, но и некоторым другим казахстанским городам вроде Павлодара.

-48

В советском Целинограде, кстати, была троллейбусная сеть, и не самая маленькая, обслуживавшая почти весь нынешний астанинский Старый город.

-49

(отсюда)

Но в казахстанской Астане этот вид транспорта полностью уничтожили к 2008 году, ничего не построив взамен - хотя обещаний давалось немало.

-50

(отсюда)

В казахстанской столице планировался и "легкорельсовый транспорт" (на самом деле надземное метро), и полноценный скоростной автобус-метробус-BRT, но пока так ничего и не появилось.

-51

(отсюда)

Видимо, в ожидании давно обещанного скоростного транспорта в городе не модернизируют существующую транспортную сеть.

-52

(отсюда)

Ну, хотя бы по городу курсирует очень много новых, низкопольных и вместительных автобусов, плюс ещё электробусы.

-53
-54

Немногие знают, что взрывной рост Акмолы-Астаны, который начался после переноса сюда столицы, был не первым периодом бурного развития этого центрально-казахстанского города.

-55

В начале 1960-х годов Акмолинск стал Целиноградом именно потому, что стал центром хрущёвского проекта освоения целины.

-56

(отсюда)

И заодно главным железнодорожным узлом Северного Казахстана: здесь пересекаются главная меридиональная железная дорога страны (Петропавловск - Астана - Караганда - Чу/Алма-Ата) и главная широтная железная дорога севера страны (Павлодар - Астана - Тобол).

-57

Даже сейчас Астана занимает ведущее место в стране как по дальним, так и по пригородным поездам.

-58
-59

Несколько десятков пар поездов в сутки - это вполне приемлемая нагрузка для большого вокзала: любой из московских железнодорожных терминалов обслуживает бо́льший траффик.

-60

Можно было бы просто расширить, реконструировать старый вокзал в центре города, и подвести туда наконец линию скоростного транспорта, которая шла бы оттуда через всю Астану в её левобережный, новый район.

Но в Астане решили построить ещё один вокзал, поближе к новой части города (совсем немного), эстакадный двухэтажный (на китайский манер) и тупиковый (одно это заметно уменьшает его эффективность).

-61

Его назвали "Нурлы-Жол" - "Светлый Путь"; по чистой случайности, именно так называется масштабная программа развития страны, предложенная национальным лидером, "План Назарбаева", так сказать.

-62

На "Нурлы-Жол" заходят только дальние поезда, никаких электричек: и правильно, в Китае-то практически нет электричек.

-63

Значительная часть поездов, которые отправляются с нового терминала, имеют остановку и на старом центральном вокзале.

-64

Само здание "Нурлы-Жола" - довольно неплохое, оно построено уже не как в китайской провинции, а как в большом китайском городе.

-65

Именно сюда должно прийти астанинское надземное метро - которое тоже должны строить китайцы, кстати - и бесконечный ряд бетонных столбов под эстакаду заканчивается немного не доходя до нового вокзала.

-66

Что ещё нового и красивого появилось в Астане за семь лет моего отсутствия?

-67
-68

Прежде всего, это объекты всемирной выставки Экспо, которая прошла в казахстанской столице в 2017 году.

-69

Здания Экспо в основном выглядят совсем неплохо, на мировом уровне - по крайней мере, с того расстояния, на которое я смог к ним приблизиться.

-70

Они создали новый центр притяжения на юге Нового города, немного уравновесив Водно-Зелёный бульвар (бульвар Нуржол) с его Байтереком и "Хан-Шатром".

-71
-72
-73

(Такое довольно редкое для Астаны явление, как граффити)

-74

По дороге к Экспо были разбиты несколько новых парков, в том числе довольно оригинальные.

-75
-76

Но это, как говорится, "на вырост": тут даже маленьких деревьев, саженцев не хватает.

-77

Надеюсь, что если приеду в Астану ещё через семь лет - то изменения будут не только количественными, но и качественными.

-78

Хотя пока незаметно, чтобы местная власть начала хотя бы осознавать свои градостроительные ошибки.

-79
-80