"Под звёздами Монтенегро" - третья часть рассказа "Зови меня Монтенегро" (часть 2 здесь)
- Пап, а это что? - Спросил Кирилл, когда они возвращались в отель.
- За стенами? Старый город. Хочешь, зайдём?
- Хочу.
- С ума сошли? - Лена остановилась. - Мы с людьми договорились. Надо подготовиться, привести себя в порядок, одежду погладить в конце концов. Вы что, решили в первый день всё посмотреть?
- Леночка, но это тебе надо так долго собираться. - Папа приобнял Кирилла за плечи. - А нам с Киром что? Ему вихры пригладить, а мне... Скоро и приглаживать будет нечего. Ты иди в номер. А мы сейчас удовлетворим первое любопытство, а потом придём ещё раз, все вместе, погуляем, посидим в каком-нибудь ресторанчике.
- Правда, мам, и чего мы тебе там мешаться будем? - Поддержал Кирилл. - Только под ногами путаться.
- Ладно. - Мама смягчилась. - Только за временем следите. А то будет неудобно перед родителями Сони.
- Папа, а ты дедушке не звонил? - Поинтересовался мальчик, когда мама ушла.
- А вот давай прямо сейчас его номер и наберём. - Илья Сергеевич достал телефон. - Пап, привет! Как у вас дела? Как мама? У нас всё замечательно. И долетели, и устроились. И даже на море были уже. Папа, здесь Кирюшка трубку вырывает.
- Дедушка! - Кирилл даже пританцовывал от нетерпения. - У вас хорошо всё, да? Ура! Дедушка, а рыбки как? Что с сомиками?
Он с удовольствием слушал обстоятельный рассказ Сергея Геннадьевича о том, что с рыбками всё хорошо, что самка сомика икринки пока не отложила, а всё ещё плавает с толстым брюшком, но держится ближе к зарослям водорослей и около большого декоративного корабля на дне.
- Это она надёжное место для своих детей ищет. - Со знанием дела объяснил Кирилл. - Ты, дедушка, следи. Попробуй увидеть, куда она икру отложит. Скажешь мне, ладно?
- Скажу, скажу, не волнуйся. Отдыхай хорошо. Как тебе там, нравится?
- Ага. Дедушка, я с одной девочкой познакомился. С Соней. Мы сегодня вечером гулять идём вместе.
- Ух, и молодец ты, Кирюшка. А родители всё переживают, что необщительный. Бабушка вон, тоже рада. Говорит, хорошо, что есть тебе с кем дружить.
- Дедушка, ты бабуле привет передавай. И берегите там себя.
- Спасибо, золотой мой. А ты отдыхай и ни о чём не волнуйся.
- Наговорился? - С улыбкой спросил Илья Сергеевич, когда сын вернул ему телефон.
- Да. Дома хорошо всё. Ну что, пап, идём?
- Пойдём.
Стены старого города были действительно старыми, а камни под ногами отполированы почти до зеркального блеска. Узкие проходы и башенки словно впустили Кирилла на страницы одного из рыцарских романов. Он с удивлением оглядывался, задирая голову и рассматривая скаты настоящих черепичных крыш.
Около одного из маленьких зданий стояла деревянная тележка и наполненные соломой мешки. И Кириллу на мгновение показалось, что вот-вот из-за приоткрытой деревянной двери выглянет Карлик Нос, точно такой же, каким мальчик видел его на страницах книги.
- Как в сказке. - Прошептал он.
- Или в легенде. - Папа тоже с удовольствием разглядывал внутреннее убранство старого города. - Знаешь, почему Будва так называется?
- Почему?
- Ну, это, конечно, не исторический факт, а больше сказка, но она мне нравится. Когда-то, в старые добрые времена, жил в Будве молодой и красивый каменщик Марко Митров. И надо сказать, мастером он был на все руки, мог сотворить из камня любое чудо. Его ремесло славилось повсюду. Однажды, вспыхнула любовь между Марко и красавицей Еленой. Но их семьи враждовали, и не разрешено им было навсегда соединиться священными узами брака. Тогда влюбленные бросились с городской стены в море. И тут случилось чудо! Когда Марко и Елена коснулись волн, то превратились в рыб. Там, в морской пучине, они навсегда обрели друг друга. А люди услышали голос: "Кожедно нек буду два!" - "Пусть двое будут как один!" Буду два… Отсюда и название Будва.
- Немного, как Ромео и Джульетта, да, пап? Но мне нравится, что они не умерли, а превратились в рыб. Это хорошая легенда.
- В Черногории вообще много легенд. Помнишь, мы читали с тобой про Дон Кихота?
- Который с мельницами дрался?
- Да, он. В Черногории есть городок Ульцинь. Может быть, мы даже съездим туда. У местных жителей тоже есть история, которой гордится весь Ульцинь. Согласно этой легенде их замечательный город посетил известный всему миру Мигель де Сервантес, который и написал о путешествиях Дон Кихота. По словам местных жителей, Сервантес якобы был в плену у здешних пиратов около пяти лет, и именно в Ульцине встретил свою даму, которая теперь на весь мир известна, как Дульсинея Тобосская.
- Опять про любовь, пап?
- Эх, Кирюш, вырастешь, поймёшь, что жизнь - это вообще про любовь. Без любви не бывает продолжения сказки, и жизни тоже. Без любви не бывает ненависти, сражений, перемирий. Профессии не бывает, потому что человек хочет заниматься любимым делом. И ещё много чего. Так-то.
- Папа, а почему здесь написано Монтенегро? Черногория же.
- Потому что это одно и тоже. Чёрная гора. На Балканах говорят Црна Гора. Для славян привычнее Черногория, а вот англоязычные страны чаще говорят Монтенегро.
- А мне так нравится больше. Правда, как сказка.
- Как бы ты ни назвал эту страну, Кирюш, она, действительно, очень необычная.
- Пап, а расскажешь ещё?
- Обязательно. У нас же с тобой всё впереди. А сейчас пойдём. А то мама разнервничается.
* * * * *
С Сониными родителями они встретились у ресторана на набережной.
- Ну что, кутим? - Марк, и сам чем-то напоминающий черногорца, белозубо улыбнулся. - Надо же как-то отпраздновать ваш приезд, а заодно и знакомство.
Елена, впервые за последнее время пребывающая в прекрасном настроении, поддержала его.
- Конечно. Илюш, ты не против?
- Не против. - Илья пропустил женщин вперёд. - Вранац или Крстач?
Его спутники переглянулись.
- Красное или белое вино? Какие блюда мы пробуем сегодня?
- Я бы остановилась на морепродуктах. - Виолетта уже усаживалась за столик, не дожидаясь, когда муж отодвинет стул. - Марк, что нам советовали в прошлый раз?
- Кальмары на гриле. - Марк поморщился. - Виол, я не хочу эту резину. Если только мидии, но лучше мясо. Ягнятину под сачем. Это моё.
Взрослые принялись обсуждать блюда. Соня с Кириллом переглянулись.
- Давай возьмём чевапчичи напополам. - Шепнула девочка. - А то мне в прошлый раз принесли целых восемь штук. Папа доедал.
- Чевапчичи это что? - Так же тихо спросил Кирилл. - А то я эту огромную котлету тоже не съел.
- Колбаски такие, как котлета, только колбаски.
- Давай. И десерт.
- И гулять потом. А то они здесь долго будут сидеть.
Он быстро разобрались с принесёнными блюдами.
- Как в детстве всё просто. - Тихо сказала Елене Виола. - Такое впечатление, что они сто лет знают друг друга.
- Наверное, это Сонечка такая общительная. - Заметила мама Кирилла. - Кирюшка у нас бука.
- Просто ему нужен свой человек. - Виолетта задумчиво посмотрела на мальчика. - Он раскрывается рядом с теми, с кем ему хорошо. Жаль, что в жизни очень трудно встретить таких людей.
- Вы с Марком давно вместе?
- Двенадцать лет. Познакомились во время учёбы в институте, по окончании поженились.
- Так вы учились вместе?
- Нет. В разных вузах. Марк вообще получал высшее образование для проформы, он уже точно знал, чем будет заниматься. Это я училась "по любви".
- Почему так грустно?
- Потому что быть художником - это быть человеком без профессии. Настоящих талантов - единицы, а дизайнер или декоратор применяет свои знания лишь в пределах своего дома.
- У меня таких мыслей не возникало. - Елена махнула рукой. - Закончила эконом, как хотели родители. Теперь работаю рядовым менеджером. Офисный планктон, как нас принято называть. С Ильёй познакомились в турпоходе. Мы с подружками решили поехать для разнообразия в рамках тура выходного дня, а они оказались там же со своим архитектурным бюро. Что-то вроде корпоративного выезда.
- Любите путешествовать?
- Как сказать... Да, любим, но я предпочитаю спокойный отдых, а Илья, ему не сидится на месте. Он усваивает столько информации, сколько я не в силах запомнить за всю свою жизнь.
-Ну, у нас с Марком тоже возникают разногласия. Но это ведь такая ерунда.
Дети в это время уже нетерпеливо ёрзали на своих местах.
- Мам, пап, мы погуляем? - Соня решилась первая.
- Мы пойдём в Старый город. - Добавил Кирилл.
- Ребята, вообще-то уже темнеет. - Елена встревоженно посмотрела на мужа. - Вот говорила я, что не стоило сегодня тащить туда Кира.
- Да ладно вам. - Марк снисходительно посмотрел на новых знакомых. - Что им, с нами весь вечер сидеть? Вот он, этот город. Рядом совсем. Там отдыхающих полно. Идите.
- Только ни с кем, никуда. Даже если будут обещать показать что-то интересное. Слышишь, Сонь? - Виолетта строго посмотрела на дочь.
Илья кивнул:
- Давайте договоримся. Где-то через часок вы явитесь перед наши светлые очи, отчитаетесь, что живы-здоровы. Идёт?
- Идёт. - Весело согласился Кирилл.
- Если очи будут не слишком светлые, всё равно отчитаетесь. - Хохотнул Марк. Телефоны с собой?
Ребята кивнули.
- Уф! Я думала нас не отпустят. - Весело сказала Соня. - Хорошо, что папа такой.
- Весёлый он у тебя. - Заметил Кирилл.
- Ну, да. Только шутит иногда обидно. Он не специально, просто иногда не замечает, что другим это не нравится. Я сначала обижалась, а потом поняла.
- У тебя, наверное, очень много друзей? - Кирилл сказал это как бы между прочим, хотя этот вопрос волновал его ещё с обеда. - Дядя Марк сказал, что у тебя есть свой канал.
- Есть. - Соня сказала это без всякого бахвальства. - Я начала его вести, и вдруг получилось. Только канал - это как работа что ли. Это не про друзей. На самом деле, у меня их нет, так же, как и у тебя.
- Как? - Кирилл остановился, поражённый её откровением. - Но ты же такая классная!
- Спасибо. - Девочка грустно улыбнулась. - Только быть классным и популярным, совсем не значит быть счастливым. Как тебе это объяснить... Для всех я такая, какой меня хотят видеть: весёлая, отчаянная, которая никогда не плачет, может быть, дерзкая, грубая иногда. Ну, все эти приколы, шутки. Так надо. А что делать, если внутри ты не такой?
- Я не знаю. - Кирилл растерялся.
- Я с одной девочкой подружилась. Думала, по-настоящему. Всё ей рассказывала, делилась. А она потом в моём же блоге про меня такое написала. Нехорошее, словом. И как дружить после этого?
- Я вообще никогда не буду спрашивать про этот твой канал. Пусть ты будешь такая, как здесь.
Кирилл взял её за руку, и дальше они пошли молча.
Внутри Старого города уже зажглись фонари. Арки, подсвеченные разноцветными лампами, выглядели необычно и сказочно. Толпа людей поредела, и дети брели по узким улочкам, впитывая необычную таинственную атмосферу.
- Хочешь расскажу тебе одну легенду? Мне папа сегодня рассказал.
- Хочу. - Соня не выпускала его руку из своей.
Они поднялись куда-то наверх и присели на нагретые за день горячим адриатическим солнцем камни.
- Слушай.
Когда мальчик закончил, Соня продолжала сидеть, глядя на поблёскивающие вокруг них огни.
- Похоже на стену замка, правда? - Наконец произнесла она. - Хочешь, расскажу, что я коллекционирую?
Мальчик кивнул.
- Точнее, не коллекционирую. Я пишу. Сказки. Иногда стихи, но они тоже похожи на сказки. А ещё я записываю воспоминания. Сегодняшний день тоже запишу. Только ты никому не говори про это.
- Не скажу. - Пообещал Кирилл. - Соня, а ты сейчас сама похожа на принцессу из сказки.
- А ты на принца. - Девочка посмотрела на него внимательно и поправила растрепавшиеся волосы. - Принц Монтенегро. Можно я тебя буду так называть?
- А я тебя? Будем принц и принцесса Монтенегро?
- Нет. Я буду просто принцесса София. Это твоё имя. Не знаю, как объяснить, но оно тебе очень подходит. Ты как будто родился здесь.
- Ладно.
- А потом, может быть, я напишу про тебя сказку.
- Лучше про нас. Сможешь?
- Я подумаю. Смотри, как красиво. Попробую это сфотографировать.
Она достала телефон. Кирилл тоже полез за своим. Взглянул на экран.
- Ой! Сонь, бежим быстрее. Уже больше часа прошло. Родители там с ума сходят.
- Не сходят. Иначе бы уже позвонили сто раз. - Уверенно ответила девочка, фотографируя разноцветные огоньки. - Кир, смотри какие звёзды!
Он подняли головы и замерли, вглядываясь в небо.
- Не хочется уходить, правда?
- Мы обещали. - Твёрдо сказал Кирилл. - Хочешь, завтра ещё придём?
- Хочу.
И они, держась за руки, сбежали вниз, шлёпая сандалиями по древней брусчатке. Внизу едва не налетели на какую-то женщину с полотенцем через плечо. Шла она совсем не со стороны пляжа.
- Ой, простите, пожалуйста! - Испугался Кирилл. - Мы нечаянно.
- Ничего. - Улыбнулась женщина. - Слышу, вы тоже из России?
- Да. - Мальчик посмотрел на неё с любопытством. - А вы откуда идёте? Разве там есть пляж?
- Конечно, милый. Да ещё какой. Мой любимый. Пляж Могрен.
- А он лучше, чем центральный?
- Для меня да. Идти до него дальше, но зато он очень красивый, вода там чище, а по утрам на отмель выбираются морские ежи.
- Настоящие?
- Самые настоящие.
- И камни там есть?
- Сколько угодно.
- А как туда попасть?
- Если пройти через этот проход и идти вдоль скал по берегу, как раз туда и попадёте. Только сейчас там уже темно.
- Мы не пойдём сейчас. - Успокоил женщину Кирилл. - Нас родители ждут. Спасибо!
- На здоровье! - Она помахала им рукой.
- Ну и болтун ты, Монтенегро. - Ласково сказала Соня. - А ещё врал, что заикаешься. Идём скорее, а то, действительно, потеряют.
Но из всех родителей, только папа показал глазами на часы. Кир виновато пожал плечами и шепнул.
- А мы знаем где классный пляж. Пойдём завтра?
- Вот маму и обрадуешь. Если, конечно, завтра утром кто-то сможет туда дойти.
- Они теперь завтра до обеда спать будут. - Глядя на родителей, покачала головой Соня. - А вы сходите с нами, дядя Илья?
- Куда от вас денешься. Сходим. А потом пройдёмся, поспрашиваем про экскурсии. Договорились?
Ребята радостно закивали.
- Господа отдыхающие! - Илья встал. - Наш ресторан закрывается! Пешее такси к вашим услугам.
Официант посмотрел на него удивлённо, но, сообразив в чём дело, рассмеялся. Соня с Кириллом, стоя в стороне, наблюдали, как шумно и бестолково собираются взрослые.
- Хуже маленьких. - Шепнула девочка. - Сейчас ещё и по дороге успокаивать придётся.
- Ничего. - Кирилл посмотрел на отца. - Мы вас проводим.
Сначала дошли до отеля, где остановились родители Сони. Долго и шумно прощались.
- Пока, принцесса София. - Кирилл сжал в ладони её пальцы. - До завтра.
- Напиши, когда вы с папой проснётесь. Я рано встаю. Пока, Монтенегро.
В номере Кирилл подошёл к окну.
- Здесь звёзд не видно. Знаешь, пап, а мне нравится Черногория.
- Только она? - Улыбнулся Илья Сергеевич.
- Нет, ещё кое-кто. Спокойной ночи, папа!
Продолжение следует... часть 4
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
В галерее фотографии Старого города Будвы (архив автора)