Черногория - чудесная страна путешествий, легенд и, конечно, интересных рассказов.
"Спорная поездка" - первая часть рассказа "Зови меня Монтенегро"
Кирилл уткнулся носом в стекло, где в толще воды плавали его новые рыбки. Золотистые гурами шевелили длинными плавниками-нитями, а среди водорослей мелькали шустрые тернеции, касаясь серебристых спинок акулих балу.
Аквариум был главным увлечением и страстью мальчика. В раннем детстве Кирилл часто болел, и чтобы сыну не было слишком тоскливо, папа оборудовал для него небольшой аквариум, который стал первым, но далеко не последним в жизни Кирилла.
Болезни со временем прошли, а любовь к аквариумистике осталась. Кирилл рос тихим и совершенно не шустрым ребёнком, и среди бойких и общительный сверстников терялся, начинал волноваться, спотыкаясь иногда на непокорных согласных звуках.
Обидное "заика" впервые прозвучало в начальной школе и, несмотря на все старания учительницы исправить ситуацию, коварно проскакивало то тут, то там, делая и без того не слишком лёгкую жизнь Кирилла ещё тяжелее. Он мог бы многое рассказать ребятам об особенностях аквариумных рыб, о том, как занимательна их жизнь, и как они сосуществуют между собой, но никому из его одноклассников это не было интересно.
Так же, как и ему в свою очередь не были интересны бесконечные однотипные ролики из социальных сетей, глупые, обидные розыгрыши и состоящие из двух-трёх слов песни. Кирилл вообще не любил песни и стихи. Вот приключения и путешествия - совсем другое дело.
Мама и папа тоже любили разные поездки, но на этом, к огромному сожалению, сходство между родителями заканчивалось.
Мама, Елена Николаевна, работала рядовым менеджером по закупкам в одной из не слишком крупных фирм. Ей нравились посиделки с подружками, шумные и весёлые рабочие корпоративы, походы по магазинам и "всё включено" в турецких отелях.
А папа, Илья Сергеевич, недавно стал главным архитектором в архитектурном бюро и хотя, как говорила мама, звёзд с неба не хватал, однако, зарабатывал достаточно, чтобы обеспечивать их небольшую семью и позволять себе ежегодно вывозить жену и сына в новые места. Он обожал читать, знал множество интересных фактов и исторических подробностей, любил долгие пешие прогулки, музеи и картинные галереи. И терпеть не мог сидеть на одном месте.
Но, такие разные, они любили друг друга, и Кирюшку любили тоже. Правда, в последнее время, мальчику стало казаться, что родители слишком часто разговаривают на повышенных тонах и никак не могут прийти к общему мнению.
В присутствии Кирилла мама и папа становились прежними. Но стоило им остаться наедине, как из комнаты начинали доноситься обрывки сердитых и раздражённых фраз. Они не кричали друг на друга, не желая травмировать сына, но и разговаривать спокойно им было слишком трудно. Бабушки и дедушки, приходя в гости, тоже не могли не замечать висящего в воздухе напряжения.
- Вам пора отдохнуть всем вместе. - Басил Сергей Геннадьевич. - Вы со своей работой совсем... Заработались, словом.
- И Кирюшенька, бедненький, совсем на воздухе не бывает. Мальчику бы к морю. - Вторила ему Анна Тимофеевна.
- Вот и скажите Илюше. - Говорила мама. - Я тоже за то, чтобы поехать к морю.
- Но не сидеть на этом море у бассейна, поедая турецкую выпечку. - Раздражённо замечал папа. - Есть же множество красивейших мест.
- Лена, Илья прав, выпечки тебе надо уже поменьше. - Шептала на ухо дочери Светлана Васильевна. А Николай Иванович, не соглашаясь с женой, отводил глаза в сторону, с тоской вспоминая шикарный бар прямо в середине круглого бассейна.
Кирилл сидел рядом со своим аквариумом и молча смотрел на спорящих взрослых. Мальчику было всё равно, куда ехать, потому что он вообще отличался неконфликтным характером. Но сейчас, когда обстановка снова начала накаляться, он посмотрел на своих рыб и предложил тихо.
- Может, в Египет, а? Там коралловые рифы. И рыбы.
- И отели есть весьма неплохие. - Согласилась мама.
- Идея сама по себе хорошая. - Не стал возражать папа. - Но Киру надо немного потренироваться в плавании. Если хочешь увидеть рыб и всю красоту рифа, придётся нырять, и довольно глубоко.
- Ой, нет. - Светлана Васильевна замахала руками. - Упаси Боже! Там акулы. Сколько уже случаев было. Не хватало ещё, чтобы они покалечили нашего единственного внука.
- Ну, это скорее случайность. - Сергей Геннадьевич поморщился. - Волков бояться, в лес не ходить.
- А если съедят Кирюшу, то будет закономерность. - Не осталась в долгу Светлана Васильевна. - Никому не нужная закономерность.
- Папа, Светлана Васильевна, не спорьте. - Остановил их Илья. - Я запланировал на это год совсем иное направление.
- Он запланировал. - Елена вздохнула. - Вот поэтому мы...
Она посмотрела на сына и закончила.
- Никак не можем прийти к общему мнению.
- Сынок, и куда же вы собрались? - Анна Тимофеевна с любопытством посмотрела на Илью.
- Мне бы хотелось отвезти Лену и Кира в Черногорию.
- Куда? - Удивился Николай Васильевич.
- Да Югославия бывшая, Коль. - Сергей Геннадьевич хмыкнул. - У нас с завода один ездил в молодости.
- Илья, а как они к нам сейчас? - Николай Васильевич с сомнением посмотрел на зятя. - Не сильно враждебно настроены?
- Да нормально они настроены, Николай Васильевич. - Илья вздохнул. - У нас с ними исторически сложились довольно дружественные отношения. Кроме того, мы те самые туристы, которые поддерживают экономику страны.
- Но почему туда, Илюшенька? - Светлана Васильевна, обрадованная, что египетские подводные хищники останутся голодными, оживилась.
- Черногория - потрясающая страна! - Горячо заговорил папа. - Знаете, как про неё говорят? Когда-то, во времена сотворения мира, Бог посмотрел на будущую землю Черногории, которая пока что была пуста, и решил: ее надо как-то обустроить. Он взял котомку и пошел по всей Земле, по всем странам. И собирал в котомку все самое великолепное, чтобы потом внимательно все это еще раз посмотреть и выбрать самое лучшее. Он собирал реки, горы, камни, пышные леса, озера и пустыни, сады, море… Много чего. Но когда ступил на земли Черногории, котомка случайно развязалась, и из нее высыпалось все, что он собирал. Поэтому маленькой стране достались и пышные леса, и пустыни, море, озёра, горы и водопады, сады и огромные валуны - всё то, самое лучшее, что Господь так тщательно отбирал.
- Красивая легенда. - Улыбнулась Анна Тимофеевна.
- Легенда. Да. - Воодушевлённо говорил Илья. - Но там, на самом деле, целых четыре климатических зоны. В такой маленькой стране, представляешь? Средиземноморское побережье, континентальный климат, пояс черногорских равнин и субальпийский высокогорный. Ну где ещё есть такое? Это при том, что всю страну можно объехать за два дня.
- Ну и что там делать? - Мрачно поинтересовалась Елена. - Москву за два дня не объедешь.
- Объехать, а не узнать. - Возразил Илья. - А Будву, кстати, называют "Черногорской Москвой", если тебе так будет легче.
- Мне легче было бы, если бы мы поехали в Турцию. - Недовольно вздохнула жена. А не в страну-деревню.
- Зря ты так. Там настолько красиво, что все твои подруги ещё будут тебе завидовать.
- Уверен?
- Даже не сомневаюсь.
- Ох, дочь, Илюша так рассказывал, что мне самой захотелось. - Светлана Васильевна мечтательно посмотрела в окно на пыльный двор. - Коль, может, тоже поедем?
- Поедем. - Невозмутимо согласился её муж. - На дачу, огурцы поливать.
- Дедушка Серёжа, а ты сможешь кормить моих рыбок? - Заволновался Кирилл. - И свет, и воздух им включать.
- Сможет, сможет, Кирюша. - Анна Тимофеевна погладила внука по волосам. - Я прослежу. Мы от дачи отказались с этого года. Тоже хотим немного поездить. Но пока вас не будет, никуда не отправимся. Так что за рыбками твоими мы с дедушкой приглядим.
Кирилл выдохнул с облегчением. Тогда за аквариум можно быть спокойным. Бабушка Аня точно ничего не забудет.
- А ты там всё запоминай хорошенько. Приедешь, расскажешь нам с дедом. Договорились?
Мальчик кивнул. Правда, если дело не касалось его любимой темы, он не мог похвастаться особо хорошей памятью и внимательностью, но путешествие - не школьный урок. Так что, никто не требует от него исторической точности и дословного пересказа.
Впрочем, они ещё никуда не уезжают. Маме явно не нравится папина идея.
Но вскоре стало понятно, что в Черногорию они всё-таки едут. Папа заказывал билеты. Мама занималась выбором новых нарядов. Только Кирилла мало заботился предстоящий отъезд. Самка сомика анциструса собиралась отложить икру, и он с тревогой думал, появятся ли мальки.
- Что там у тебя интересного? - Папа тоже заглядывал в аквариум.
-У сомиков скоро мальки будут. - Взволнованно говорил мальчик. - А я из-за поездки всё пропущу. Их ведь надо будет отсаживать.
- Ну, подожди. Может быть, они как раз к твоему приезду появятся.
- Ты что, пап. Мы ещё даже не уехали, а икринки созревают меньше недели. Одна надежда на самца. Знаешь, у сомиков какие заботливые отцы. Они охраняют своё потомство. У них родительские инстинкты преобладают даже над пищевыми.
Как всегда, когда говорил о своём любимом занятии, мальчик почти не заикался, был многословен и заинтересован.
-Да ты что? Вот это да! Многим людям бы поучиться у твоих рыбок.
- Пап, так это только сомики. А остальные рыбки вполне могут включить мальков в свою пищевую цепочку.
Кирилл выглядел расстроенным, и Илья постарался утешить сына.
- Кир, ну ты же не собирался заниматься разведением рыб. И потом, в твоём аквариуме столько укрытий, что, возможно, мальки сумеют спрятаться. Так что, есть шанс, что встретят тебя уже немного подросшими. Зато ты побываешь в совершенно удивительной стране. Знаешь, как она называется по-другому?
Мальчик отрицательно покачал головой.
- Монтенегро. Почти сказочное название, правда? Уверяю, тебе там очень понравится. Потому что эта страна сама по себе похожа на сказку.
Папа огорчался. И Кириллу стало жаль его. В самом деле, он так старается, так хочет подарить ему и маме настоящее чудо.
- Я верю, пап. И очень хочу поехать.
Продолжение следует... часть 2
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
Виды рыб, упомянутых в рассказе: