Найти тему
За чашкой кофе

По следам нераскрытого преступления. Капитан Максимов разгадывает тайну убийцы

яндекс
яндекс

Иван Стругов не любил вспоминать свое прошлое, и вовсе не потому, что жизнь не удалась. Сам он конечно над такими вопросами не задумывался, ни к чему было. Больше жил настоящим и немного завтрашним днем. Однако о непростой судьбе Вани все же стоит вспомнить.

Родители его приехали на Урал по комсомольскому набору не столько за романтикой или по велению сердца, а больше за хорошим заработком. Ване тогда исполнилось от силы года четыре, о тех первых годах он не помнил в силу своей детской памяти. Отец был шахтером, мать воспитателем в детсаде, так что работой их обеспечили.

Угольных шахт в тех местах хватало в отличии от рабочих. Труд был тяжелым, горизонты залегали глубоко и оказались невысокими, местами приходилось работать вручную, чуть не лежа, зато платили хорошо. Шахтерский город отстраивался быстро, только теплосетей не имелось, и у многоквартирных домой были свои отдельные котельные, работающие на угле, которого хватало с избытком.

Автору в 60х еще в школьном возрасте довелось побывать там зимой. Так вот, не доезжая до города нескольких километров, обратил внимание на снег, покрытый черной угольной пылью. А в самом городе чернота присутствовала везде. Такая была особенность шахтерского города, который к настоящему времени пришел в упадок. Добыча угля прекратилась в нулевых. Сейчас здесь проживает около 15т человек.

На шестидесятые пожалуй пришелся пик добычи угля, город насчитывал 60т жителей, процветал, конечно не в прямом смысле. К этому времени Иван закончил восемь классов школы, выучился в местном училище и пошел работать на шахту. Отец к тому времени начал быстро сдавать, подвели легкие. Тяжелая работа под землей давала о себе знать, да и уральский климат отличался суровостью. А дальше родители решили уехать к себе на родину, отец вышел на пенсию, звали и сына. Только Иван отказался. Не то, что ему нравился Урал, захотелось пожить самостоятельно.

Надо сказать, с родителями Ивану повезло, воспитывали его жестко. Вот только как эта строгость сказалась на парне?! Об этом и пойдет дальше реч. Вокруг города располагались шахтерские поселки, где рабочим в обычных деревянных домах давали квартиры. В таком доме на две семьи и остался жить Иван. Переживали ли за сына родители? Наверное, как и любые другие на их месте. Надежда была на Олю, подружку Ивана, девушку строгую и серьёзную.

Однако получилось следующее, не совсем то, на что, да и на кого рассчитывали. Вырвавшись на свободу из под родительской опеки, Иван переменился, конечно не в лучшую сторону. Не оказалось в нем того самого стержня, вокруг которого строится личность человека, воспитывается характер. Слаб характером оказался парень и загулял на полную катушку, дал истомившейся душе волю. Появились дружки, которые начали учить, как жить. Завелась у Вани и женщина в прямом смысле этого слова. И случилось такое по очень простой причине. Иван всегда был при деньгах, зарабатывал на шахте хорошо.

Оля не сразу, но отошла в сторону, зачем ей был такой. Пыталась конечно сначала как-то поувещевать парня, все же не безразличен ей был. Только ничего не получилось. Ну и пусть живет, как хочет.

А время не то что тащилось по пыльной дороге, летело на вороных по гулкой мостовой. Ивана выгнали с шахты за пьянку, перевели в подсобные рабочие и дали койку в общежитии. Компания быстро распалась, и ушлая женщина нашла себе другого. Родители непутевого сына к тому времени уже мирно почили. Может и хорошо, не довелось узнать про падение и позор единственного и когда-то любимого сына.

Правда у Ивана остался один корешок из прежних, Митяй, откинулся не так давно, не работал, бомжевал и перебивался случайными заработками. Так он объяснял Ивану, а откуда у него иногда появлялись деньги, причем немалые, не говорил. Митяй тоже жил в общежитии, только в котельной, куда его пускали переночевать местные кочегары за бутылку вoдки. С одной такой бутылки все и началось. Одну вдвоем выпили, не хватило, и пошли добывать еще, именно добывать, так как денег ни у того, ни у другого не было.

- Магазинчик я приметил, - первым разговор о магазине завел Митяй.

- Водка там есть?

- Есть.

- Откуда знаешь?

- Днем заходил, видел.

- Может разобрали, - предположил Иван.

- Так пойдем, проверим, - решил подначить Митяй и посмотрел в окно, - в том переулке темно, шухеру не будет.

Хоть и выпили вроде немного, но Иван в тот вечер соображал плохо, видимо растащило на вчерашних дрожжах, и не понял, куда его ведет Митяй. К магазину подошли вовремя, успели в самый раз. Продавщица как раз закрыла дверь, задвинула засов и пыталась навесить замок. У магазина было действительно темно, уличный фонарь не горел, и переулок опустел.

- Давай я, - предложил Митяй, тихо подойдя сзади.

- Погоди, - вмешался Иван, - не закрывай. Две бутылки вынеси. - Язык у парня заплетался, но соображать он еще мог.

- Да вы что, зaбулдыги! - Засмеялась женщина и обернулась, - Поздно, завтра приходите, да у вас и денег наверняка нет… Ванька, ты что ли?!

- Не я, - ответил пьяный Иван, не узнал женщину и повторил уже требовательно, - вoдку дай!

- А ну! - Митяй отодвинул засов, открыл дверь и толкнул продавщицу в магазин. Замок выпал из ее рук.

Женщина хотела закричать, но вошедший за Митяем Иван удaрил ее тяжелым замком по голoве, который успел подобрать. Продавщица тихо охнула и упала на спину. Через зарешеченное окно ее лицо осветила полная Луна, а по полу начало растекаться темное пятно.

- Оля?! - Иван только теперь узнал свою прежнюю подружку и даже на несколько мгновений протрезвел.

- Знакомая? - Походя поинтересовался Митяй, пробежал за прилавок и начал складывать бутылки с полок в сумку. - Че стоишь, помогай. - Ответ ему был не нужен.

Иван достал авоську и тоже принялся набивать ее тем, что попадало под руку, при этом замок сунул в карман своего пальто, а то, что случилось, как-то отошло на задний план, а потом и забылось.

Грабителей задержали через два дня все в том же общежитии. Уж очень расшумелись они, да и другие жители. Слух о том, что у шахтеров идет нешуточный гудеж дошел и до милиции, которая уже занималась ограблением продуктового магазина. Иван и Митяй, не сговариваясь, показания конечно дали.

- Шли мимо магазина, темно уже было, увидели, дверь открыта, заглянули. Женщина лежит в луже крови, раньше ее не знали. Ну, бес попутал, зачем добру пропадать. Все рано бы до утра все растащили, вот и взяли, что под руку попало. Да, да, утром сразу собирались в милицию сообщить… только вот загуляли. Виноваты, конечно виноваты, сознаем… Кража? Ну да, хотя и так все открыто было. Все равно кража? Ну, что теперь делать… Надеемся на снисхождение. Видели ли кого? Да нет, никого, сами испугались...

Иван и Митяй по статье 89 УК получили за кражу по два года и отправились в места лишения свободы. Убийство продавщицы так и осталось нераскрытым. И вот, когда срок заключения двух фигурантов по делу о краже из магазина уже подходил к концу, прокуратура озадачилась вопросом нераскрытого два года назад убийства. В шахтерский город выехала бригада, состоящая из следователя областной прокуратуры и старшего инспектора уголовного розыска УВД Максимова.

2 глава

Антология произведений о Максимове