На днях Иммануилу Канту, основателю немецкой классической философии, которого губернатор Калининградской области на конгрессе «Мировое понятие философии» назвал "нашим трофеем", исполнилось бы 300 лет. Да, он жил в Кенигсберге, ныне Калининград, и какое-то время был подданным Российской империи, но это, как говорится, не повод называть его "нашим", в смысле —российским, и тем более трофеем, потому что никто его не захватывал и не присваивал, да это было бы и невозможно.
Иммануил Кант принадлежит всему человечеству. Он был немцем до мозга костей, притом воплощал собой чуть ли не все стереотипы немецкого характера — педантичность, пунктуальность, интеллектуальную въедливость, но при этом он был больше, чем представитель какой-либо национальности. Такое случается с великими мыслителями. Они становятся НАШИМИ для всех. Для любого мыслящего существа. Потому что выражают самую суть того, что делает человека человеком, вне зависимости от его принадлежности к какому-либо этносу, религии, сословию и т.д.
Самая знаменитая, растиражированная цитата из Канта звучит так:
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Всю свою жизнь Кант посвятил изучению этого, попыткам понять тайну мироздания и тайну человеческого существа. И ведь понял! Его учение отвечает на вопрос как об устройстве мира, так и о сущности человека. Другое дело, что его учение воспринимается не всеми. И оно не претендует на истину в последней инстанции, зато, как и любое великое учение, породило множество интерпретаций, споров, последователей и противников. Что и доказывает его величие.
Хочу привести еще несколько кантовских цитат. В каждой из них светится глубокая мысль.
«Наука — организованные знания. Мудрость — организованная жизнь».
«Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?»
«Имей мужество пользоваться собственным умом».
«Война ужасна тем, что создает больше злых людей, чем убивает».