Мы живем в цифровую эпоху, поэтому интернет является ее незаменимой частью. Это факт. А наши дети активно исследуют одновременно два пространства - реальное и виртуальное.
Одновременно с этим ежедневно в каждой семье мы сталкиваемся с ситуациями, когда ребенок бесконтрольно зависает в цифровой среде.
Без способности сказать "хватит".
Даже взрослый, находясь на другом уровне развития головного мозга, может нырнуть в гаджет и потеряться, прогуливаясь по улицам цифрового города, на пару часов, а то и дней. Что уж говорить о детях.
Если говорить о навыке развития переключения внимания, то начинать, все же стоит со способности не допускать срывов у родителя.
Это первый шаг.
Как обычно происходит?
Школьник зависает в гаджете. Взрослого это бесит, потому что уроки пора делать. Напряжение растет, а дальше он решает вопрос, повышая голос. Спокойно и осознанно среагировать не получается. Мы раздражаемся и переходим, как говориться, по старинке - на ор. У некоторых с матом и оскорблениями.
Самое главное, что нужно знать - срываются все. Полностью избежать срывов не удается ни одному родителю. И не важно, практиковать медитации или холотропное дыхание. Поэтому нужно расслабиться, а тем самым освободиться от чувства вины и стыда.
Один из важных методов в психологии - наблюдение. Поэтому,
1 шаг
Замечайте, когда вы вообще слетаете с катушек. Обычно мы видим, что очередная катка никак не заканчивается, в висках начинет пульсировать эмоция гнева, пульс усиливается, и вы превращаетесь в бурлящий чайник, который сообщает всем через свисток, что тот закипел.
Искусство замечать свое состояние - уже суперспособность.
Так, по мере практики, вы будете просто наблюдать, как и где срываетесь на ребенка.
Как внешний стимул, в виде играющего в компьютер ребенка, запускает неуправляемую реакцию?
Это ваш главный враг, причина срыва. И его нужно знать в лицо. Потому что в этот момент префронтальная кора головного мозга просто выключается.
2 шаг
Наблюдательные мышцы можно развивать. Вот очень простое упражнение. Вы уже примерно ориентируетесь, что пара часов в телефоне заставляет вас реагировать, а полдня - орать отборным матом.
Перед тем, как терять контроль, достаточно осознать свое состояние и сказать на словах: "Ой, сейчас сорвусь! Буду орать, пока от компьютера не отлипнешь и за уроки не сядешь!".
Когда вы проговорили свое состояние, то вас очень быстро поймут. А срыва не будет. И тем более эскалации конфликта, когда с подростком ведется ожесточенная ежедневная борьба "кто кого".
3 шаг
Сделать паузу. Принцип паузы - первый и главный шаг к спокойствию.
Если вы наблюдаете, что закипаете, просто прервитесь. А вот, когда успокоитесь, то можно поговорить.
Важный момент, нужно переключиться полностью, а не гонять по кругу мысли, как "его/ее" заставить. Если ваш ум занят такими мыслями, то это не пауза. Ваш поезд несется вперед без тормозов, а вы подбрасываете дровишки, усиливая скорость. Дайте себе возможность отдохнуть и подышать.
4 шаг
Договоренность и переключение.
Со школьником достаточно договориться, что тот переключится в течении н-минут. Одновременно самостоятельность и саморегуляцию разовьет. А вы, заметив, что мчитесь в зону бешеной истерики, потому что "еще одна катка", переключайтесь на другое дело.
Так вы перенаправите нервную энергию в другой русло. И с подростка снимите железобетонную плиту давления. Которая и мешает ему отлипнуть. Потому что, он хочет делать так, как сам решил, а не как приказывают.
А как только в этой зоне будет легкость, то все спокойно будут делать свои задачи.
Важный момент. Если вы не умеете управлять своими вспышками гнева, если перед глазами то и дело возникает пелена и вы слетаете с катушек, то вы автоматечески передаете неспособность управлять собой младшему поколению.
У вас это копируют на автомате.
Поэтому, в случаях, когда ребёнок в школе имеет подобные проявления, один из вариантов решения, помимо когнитивно-поведенческой терапии, ваша личная работа - умение справляться со срывами. Тогда сын или дочь будут спокойнее, менее импульсивные. Дети - наша уменьшенная копия.
Подобная практика укрепляет нейронные связи. Сначала, вы четко ориентируетесь, что и когда запускает вашу реакцию. Выбираете, как в этих обстоятельствах можно заметить рост напряжения. И, либо, проговорить, что вы сейчас сорветесь. Либо договориться и дать самостоятельность. Либо взять паузу. И переключиться.
Ищите то, что подойдет именно Вам. Тут все индивидуально.
Главное, не орать в подушку, а полностью заменить цепочку действий на новый алгоритм и привыкнуть к нему, доведя до автоматизма, а значит привычки. Когда ты уже не думаешь, а делаешь по накатанной.