Найти в Дзене
@uspeh_rebenka

Почему слова "еще одна катка!" ведут к родительскому срыву? И что с этим делать?

Мы живем в цифровую эпоху, поэтому интернет является ее незаменимой частью. Это факт. А наши дети активно исследуют одновременно два пространства - реальное и виртуальное.

Одновременно с этим ежедневно в каждой семье мы сталкиваемся с ситуациями, когда ребенок бесконтрольно зависает в цифровой среде.

Без способности сказать "хватит".

Даже взрослый, находясь на другом уровне развития головного мозга, может нырнуть в гаджет и потеряться, прогуливаясь по улицам цифрового города, на пару часов, а то и дней. Что уж говорить о детях.

Если говорить о навыке развития переключения внимания, то начинать, все же стоит со способности не допускать срывов у родителя.

Это первый шаг.

Как обычно происходит?

Школьник зависает в гаджете. Взрослого это бесит, потому что уроки пора делать. Напряжение растет, а дальше он решает вопрос, повышая голос. Спокойно и осознанно среагировать не получается. Мы раздражаемся и переходим, как говориться, по старинке - на ор. У некоторых с матом и оскорблениями.

Самое главное, что нужно знать - срываются все. Полностью избежать срывов не удается ни одному родителю. И не важно, практиковать медитации или холотропное дыхание. Поэтому нужно расслабиться, а тем самым освободиться от чувства вины и стыда.

Один из важных методов в психологии - наблюдение. Поэтому,

1 шаг

Замечайте, когда вы вообще слетаете с катушек. Обычно мы видим, что очередная катка никак не заканчивается, в висках начинет пульсировать эмоция гнева, пульс усиливается, и вы превращаетесь в бурлящий чайник, который сообщает всем через свисток, что тот закипел.

Искусство замечать свое состояние - уже суперспособность.

Так, по мере практики, вы будете просто наблюдать, как и где срываетесь на ребенка.

Как внешний стимул, в виде играющего в компьютер ребенка, запускает неуправляемую реакцию?

Это ваш главный враг, причина срыва. И его нужно знать в лицо. Потому что в этот момент префронтальная кора головного мозга просто выключается.

2 шаг

Наблюдательные мышцы можно развивать. Вот очень простое упражнение. Вы уже примерно ориентируетесь, что пара часов в телефоне заставляет вас реагировать, а полдня - орать отборным матом.

Перед тем, как терять контроль, достаточно осознать свое состояние и сказать на словах: "Ой, сейчас сорвусь! Буду орать, пока от компьютера не отлипнешь и за уроки не сядешь!".

Когда вы проговорили свое состояние, то вас очень быстро поймут. А срыва не будет. И тем более эскалации конфликта, когда с подростком ведется ожесточенная ежедневная борьба "кто кого".

3 шаг

Сделать паузу. Принцип паузы - первый и главный шаг к спокойствию.

Если вы наблюдаете, что закипаете, просто прервитесь. А вот, когда успокоитесь, то можно поговорить.

Важный момент, нужно переключиться полностью, а не гонять по кругу мысли, как "его/ее" заставить. Если ваш ум занят такими мыслями, то это не пауза. Ваш поезд несется вперед без тормозов, а вы подбрасываете дровишки, усиливая скорость. Дайте себе возможность отдохнуть и подышать.

4 шаг

Договоренность и переключение.

Со школьником достаточно договориться, что тот переключится в течении н-минут. Одновременно самостоятельность и саморегуляцию разовьет. А вы, заметив, что мчитесь в зону бешеной истерики, потому что "еще одна катка", переключайтесь на другое дело.

Так вы перенаправите нервную энергию в другой русло. И с подростка снимите железобетонную плиту давления. Которая и мешает ему отлипнуть. Потому что, он хочет делать так, как сам решил, а не как приказывают.

А как только в этой зоне будет легкость, то все спокойно будут делать свои задачи.

Важный момент. Если вы не умеете управлять своими вспышками гнева, если перед глазами то и дело возникает пелена и вы слетаете с катушек, то вы автоматечески передаете неспособность управлять собой младшему поколению.

У вас это копируют на автомате.

Поэтому, в случаях, когда ребёнок в школе имеет подобные проявления, один из вариантов решения, помимо когнитивно-поведенческой терапии, ваша личная работа - умение справляться со срывами. Тогда сын или дочь будут спокойнее, менее импульсивные. Дети - наша уменьшенная копия.

Подобная практика укрепляет нейронные связи. Сначала, вы четко ориентируетесь, что и когда запускает вашу реакцию. Выбираете, как в этих обстоятельствах можно заметить рост напряжения. И, либо, проговорить, что вы сейчас сорветесь. Либо договориться и дать самостоятельность. Либо взять паузу. И переключиться.

Ищите то, что подойдет именно Вам. Тут все индивидуально.

Главное, не орать в подушку, а полностью заменить цепочку действий на новый алгоритм и привыкнуть к нему, доведя до автоматизма, а значит привычки. Когда ты уже не думаешь, а делаешь по накатанной.