Найти тему

Можно ли обжаловать действия государственного инспектора труда

Оглавление

Согласно статье 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) можно обжаловать. Однако, чтобы успешно обжаловать эти решения, работодатель должен не только предоставить доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и строго соблюдать установленную законодательством процедуру подачи жалобы.

Как было раньше

Раньше, согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (далее — ГПК РФ), предписания трудовой инспекции можно было оспорить в соответствии с нормами производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Однако 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ), и эти положения утратили силу. Предполагалось, что с этого момента предписание трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

Однако на практике суды не имели единого мнения:
одни считали, что работодателю следует подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие — по нормам ГПК РФ. Верховный Суд РФ также не мог определиться со своей позицией по этому вопросу в течение 2015-2016 годов.

В письме от 5 ноября 2015 года № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее, в постановлении от 27 сентября 2016 года № 36, Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключением являются дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ
— это властно-распорядительный документ, но работники не имеют права обжаловать эти предписания, поэтому такие споры не попадают в исключения, названные Пленумом ВС РФ, и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ выразил две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что привело к неопределенности как для судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд Российской Федерации изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики. В частности, он указал, что функции Государственной инспекции труда (ГИТ) заключаются в выявлении трудовых правонарушений, однако у инспекции нет полномочий по разрешению трудовых споров. Предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому его обжалование должно производиться по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, независимо от того, затрагивает ли предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 1 июня 2017 года № 74-КГ17-6 Верховный Суд подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

- вынесено уполномоченным органом;
- является документом властно-распорядительного характера;
- содержит обязательные указания, что может нарушить права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.


Таким образом,
в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке.

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям.
Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не ему приходится подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ необходимо доказать, что предписание было вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Общие положения

После проведения инспекции государственной инспекцией труда (ГИТ), выдается предписание. Это документ, который содержит информацию о проверке и выявленных нарушениях.

Предписание ГИТ является распорядительным документом, который имеет свои особенности. В нем
обязательно должны быть указаны дата и место составления, данные контрольного органа, основания для проведения проверки, данные проверяющего инспектора, способы проверки, список выявленных нарушений и ссылки на нормы закона, которые были нарушены. Также указывается срок для устранения нарушений.

Если работодатель не согласен с результатами проверки,
он может оспорить решение инспектора. Обжалование результатов проверки ГИТ может быть осуществлено двумя способами: через суд или путем подачи жалобы руководству инспекции. Работодатель может выбрать любой удобный способ обжалования.

Если в предписании ГИТ выдвинуто решение о приостановлении деятельности компании, то обжалование такого решения возможно только через суд.

По статистике, оспаривание результатов проверки путем подачи жалобы руководству ГИТ редко приводит к желаемому результату. Как правило, руководство инспекции оставляет документ без изменений. Поэтому наиболее эффективным способом решения проблемы является обращение в суд.

  • Обжалование предписания трудовой инспекции

Независимо от результата проверки соблюдения работодателем трудового законодательства, государственные инспекторы трудовой инспекции составляют акт. Акт составляется в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Акт составляется непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному лицу под расписку об ознакомлении или об отказе в ознакомлении.

Отметим, что сам акт проверки не является распорядительным документом, который каким-либо образом нарушает права работодателя или налагает на него обязанности. В акте фиксируются сведения о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных нарушениях трудового законодательства работодателем.

Предписание, которое обязывает принять конкретные меры для устранения нарушений трудового законодательства, зафиксированных в акте,
является документом, порождающим правовые последствия для работодателя.

Законодательством не предусмотрено обжалование акта проверки, поэтому работодатель
может обжаловать в суде только предписание. Сам акт проверки в судебном порядке обжалованию не подлежит.

Однако, согласно статье 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае несогласия с результатами проверки, работодатель имеет право обратиться в суд с требованием о признании результатов проверки недействительными.

N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) предоставляет работодателю право в течение 15 дней с даты получения акта проверки выразить свои возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. Эти возражения должны быть представлены в письменной форме в соответствующий орган государственного контроля (надзора).

Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель)
также имеет право приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Эти документы могут быть представлены в орган государственного контроля в согласованный срок или переданы в орган государственного контроля (надзора) в течение 30 дней.

Возражения рассматриваются руководителем государственной инспекции труда (его заместителем) в течение 10 рабочих дней. По результатам рассмотрения выносится письменное решение, которое доводится до сведения работодателя в течение 3 дней после его вынесения.

Если в ходе проверки не было выявлено нарушений трудового законодательства, то составляется акт.
Однако, если в ходе проверки были обнаружены нарушения прав и законных интересов работников, работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения.

Предписание является распорядительным документом, который обязывает работодателя принять конкретные меры и порождает правовые последствия по результатам проверки.
Оно может быть обжаловано работодателю руководителю государственной инспекции труда или в суд.

По нашему мнению, работодателю следует сразу обращаться в суд, так как факт подачи возражений не прерывает и не приостанавливает течение срока на обращение в суд. Если этот срок будет пропущен, суд может отказать в удовлетворении жалобы.

Также стоит отметить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений. Однако, судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

Для приостановления действия предписания работодателю следует обратиться в суд с заявлением на любой стадии производства по делу до вступления решения в законную силу.

Так как законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, жалоба на предписание может быть подана работодателем в суд сразу. Государственная пошлина по данной категории дел составляет 200 рублей (подпункт 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ).

Заявление об оспаривании предписания работодателю следует подавать в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) соответствующей государственной инспекции труда (статьи 24, часть 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В случае признания жалобы работодателя на предписание трудовой инспекции обоснованной, суд по результатам рассмотрения жалобы
принимает решение об отмене предписания в целом либо отмене отдельных его пунктов (часть 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ).

  • Обжалование предписания органов государственного контроля

Предписания, выданные трудовой инспекцией, Госпожарнадзором, ФАС, Роспотребнадзором и другими контролирующими или надзорными органами, являются ненормативными правовыми актами.

Порядок обжалования таких актов регулируется Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) РФ и Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) РФ.

В соответствии с этими кодексами, подсудность споров определяется следующим образом. Если предписание органа государственного контроля касается прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, то такой спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. В остальных случаях спор будет рассматриваться в суде общей юрисдикции.

Согласно положениям АПК РФ, лицо имеет право обжаловать предписание, если выполняются два условия:

1. Предписанием незаконно возложена обязанность или созданы препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности данным лицом.
2. Предписание не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Заявление, подаваемое в арбитражный суд, должно соответствовать требованиям, указанным в части 1 статьи 199 АПК РФ. К заявлению необходимо приложить подлинник или надлежащим образом заверенную копию предписания, а также другие документы, перечисленные в статье 126 АПК РФ.

Как обжаловать решения трудовой инспекции

Согласно статье 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при этом работодатель должен не только предоставить доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы.

Сегодня мы расскажем о том, в какие сроки и каким образом это можно сделать.

  • Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда можно обжаловать двумя способами: в порядке подчиненности и в судебном порядке (согласно статье 361 Трудового кодекса РФ).

В порядке подчиненности жалобу на решение государственного инспектора труда можно подать руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. Подача жалобы в порядке подчиненности не блокирует возможность одновременного обжалования этого же решения государственного инспектора труда в судебном порядке.
Однако стоит отметить, что одновременная подача жалобы в обе инстанции не имеет смысла, поскольку в этом случае она будет рассмотрена только в суде (согласно части 2 статьи 30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

При поступлении жалобы вышестоящее должностное лицо или судья
не связаны ее доводами и проводят проверку дела в полном объеме.

Теперь подробнее рассмотрим порядок обжалования предписаний государственных инспекторов труда и постановлений о наложении штрафа, так как именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

  • Протокол об административном правонарушении

При выявлении нарушений трудового законодательства в ходе проверки, государственный инспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении. Этот документ может послужить основанием для привлечения работодателя, его представителя или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Поэтому к этому документу следует отнестись
очень внимательно. Внимательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы не согласны с ними, не торопитесь давать объяснения сразу. В графе, предусмотренной для объяснений, вы можете указать, в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовьте объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем эти объяснения могут быть использованы вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания.

Протокол об административном правонарушении
должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса об административных правонарушениях.

  • Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как уже было упомянуто выше, выносится постановление о назначении административного наказания (форма № 5-ГИТ). Если вы считаете наказание необоснованным и незаконным, у вас есть право в течение 10 дней с момента получения копии постановления или получения его по почте обжаловать его (ст. 30.3 КоАП РФ).

Обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановления инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток).

Что касается штрафов за нарушения трудового законодательства,
то их можно оспорить как в судебном порядке, так и руководителю государственного инспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 дней со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, постановление вступает в законную силу. С этого момента начинается отсчет дней для уплаты штрафа.

Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для принудительного взыскания.

В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине, этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

  • Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства, государственные инспекторы труда предъявляют работодателю обязательные для исполнения предписания. Эти документы содержат требования к устранению выявленных правонарушений и указывают сроки выполнения. Важно отметить, что законодательством не определены сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Предписание можно оспорить в течение 10 дней с момента его получения.

  • Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

- Наименование органа или должностного лица, в чей адрес подается жалоба.
- Наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение государственного инспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса)).
- Реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным.
- Просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).


ВАЖНО

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Жалоба на предписание ГИТ в порядке подчиненности

В случае, если руководитель организации получил предписание от Государственной инспекции труда (ГИТ), но не согласен с ним по объективным причинам и обстоятельствам, рекомендуется сначала подать жалобу в порядке подчиненности, а именно, главному государственному инспектору по труду. Далее представлена инструкция по подготовке и подаче жалобы.

  • Подготовка документов

Прежде чем обращаться к Главному трудовому инспектору с жалобой, работодателям следует позаботиться о подготовке документов, которые послужат основанием для последующего обжалования действий инспектора, выдавшего предписание.

Если, по мнению работодателя, предписание содержит недостоверную информацию, то руководству компании необходимо предоставить документы, данную информацию опровергающие.
Такими документами могут выступать:

- копии локальных нормативных актов;
- ведомости начисления заработной платы;
- приказы, распоряжения;
- журналы о прохождении инструктажей и т.п.


В случае если жалоба связана с нарушением инспектором порядка проведения проверки, то этот факт можно подтвердить:

- отсутствием уведомления о внеплановой проверке (если данный вид проверки предусматривает уведомление);
- наличием акта проверки без подписи работодателя, что подтверждает факт неознакомления инспектора с результатами такой проверки;
- отсутствием письменных запросов на предоставление документов (если суть жалобы – бесконтрольные действия инспектора в части распоряжения документами и имуществом работодателя на период проверки).


ВАЖНО


Перечень документов, необходимых для подготовки жалобы, является строго индивидуальным и полностью зависит от особенностей и обстоятельств конкретной ситуации.

  • Составление жалобы

-2

В соответствии с законодательством, работодатель должен оформлять жалобы на предписание ГИТ в свободной форме, но с указанием обязательных реквизитов. К таким реквизитам относятся:

- полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба;
- информация о заявителе (название организации, адрес);
- данные представителя работодателя (должность, ФИО);
- дата составления документа.


В тексте жалобы заявитель должен указать:


- реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дату предписания);
- обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, подтвержденные ссылками на нормативные документы и локальные акты;
- требования заявителя, которые могут быть следующими: отмена действия выданного предписания, признание действий (бездействия) инспектора, выдавшего предписание, незаконными или не соответствующими нормативным требованиям.

  • Обращение к Главному государственному инспектору по труду

Работодатель имеет право обратиться с жалобой к Главному инспектору по труду в течение 10 дней с момента выдачи предписания. Важно отметить, что дата отчета определяется не на основании даты составления документа, а на основании даты получения работодателем предписания, о чем свидетельствует подпись в графе "Ознакомлен".

При обращении к Главному инспектору заявитель направляет жалобу в двух экземплярах и подтверждающие документы, указанные в жалобе в качестве приложений. Обращение представителя организации подлежит регистрации, после чего один экземпляр жалобы возвращается к работодателю с отметкой о принятии документов (дата, подпись представителя ГИТ).

  • Получение ответа

В течение 30 дней с момента обращения, сотрудники Государственной инспекции труда (ГИТ) должны предоставить заявителю официальный письменный ответ на жалобу. Если аргументы заявителя будут признаны объективными, то требования работодателя будут удовлетворены.

Если Главный государственный инспектор признает правоту заявителя, а предписание – неправомерным, то такое предписание утрачивает силу в момент выдачи соответствующего уведомления работодателю.

В случае, если речь идет о неправомерных действиях инспектора ГИТ, и при признании правоты работодателя,
Главный государственный инспектор проводит служебное расследование в отношении нарушившего инспектора. О результатах расследования заявитель будет уведомлен письменно.

Как обжаловать предписание ГИТ через суд

За работодателем сохраняется право обжаловать предписание Государственной инспекции труда (ГИТ) через суд. Как и в случае обращения к Главному государственному инспектору, срок подачи обращения в суд на неправомерные действия ГИТ ограничен 10 днями с момента вручения представителю организации соответствующего предписания.

В течение установленного срока работодатель должен:

подготовить исковое заявление;
собрать документы, подтверждающие обоснованность претензий;
оплатить госпошлину.

В настоящее время среди юристов ведутся споры о том, куда следует подавать исковое заявление на обжалование предписания ГИТ.

15 сентября 2020 года вступило в силу решение Верховного апелляционного суда, согласно которому дела об оспаривании решений ГИТ рассматриваются в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ, то есть исковое заявление следует подавать в апелляционный суд. Впоследствии до судов было доведено разъяснение Верховного суда, согласно которому предписания ГИТ оспариваются в суде общей юрисдикции на основании Гражданского процессуального кодекса РФ.

Таким образом, исковое заявление и подтверждающие документы для признания предписания ГИТ недействительным организации следует подавать в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

После обращения заявителя жалоба рассматривается в рамках стандартного судебного производства. По окончании рассмотрения дела суд выносит решение, которое подлежит немедленному исполнению. При наличии достаточных оснований и доказательств со стороны истца суд может принять сторону работодателя и признать предписание недействительным на основании соответствующего судебного решения.

Порядок подачи жалобы

При подаче заявления в суд необходимо строго соблюдать все формальности, включая сроки подачи, формат заявления и оплату государственной пошлины. Если вы оспариваете постановление о необходимости устранения нарушений, то госпошлина составит 200 рублей (статья 333.19, пункт 1, подпункт 7 Налогового кодекса РФ). Если же ваше обращение направлено на отмену штрафа за административное правонарушение, то госпошлина не взимается (статья 30.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, часть 5).

  • Сроки

Рассмотрим вопрос о временных промежутках для обжалования предписания трудовой инспекции. В случае подачи обращения в порядке подчиненности, закон не устанавливает четких требований к срокам, однако юристы рекомендуют не затягивать с обращением, чтобы избежать негативных последствий.

Дело в том, что при рассмотрении жалобы в руководящих органах ГИТ, срок устранения нарушений по результатам проверки не продлевается. Если работодатель не выполнит обязательства в назначенный срок, это может привести к штрафу.
Кроме того, пропустив срок обжалования заявления в суде, есть риск упустить возможность обжаловать решение инспекции.

Если у вас есть четкие доказательства о незаконности предписания, лучше сразу обратиться в суд с исковым заявлением. В этом случае
можно попросить о приостановлении действия решения ГИТ на время судебного разбирательства.

Что касается сроков обжалования решения инспекции через суд,
мнения экспертов расходятся. Согласно статье 256 п. 1 ГПК РФ, работодатель имеет право обжаловать предписание в течение 90 дней, если проверка была плановой. Однако если проверка была проведена по жалобе работника или группы сотрудников, на обжалование предписания инспектора дается не более 10 дней.

Исходя из этого, опытные юристы рекомендуют обжаловать результаты проверки в течение 10 дней.

  • Куда направляем заявления

Законом не запрещено подавать заявление как в суд, так и в Государственную инспекцию труда (ГИТ). Однако, нет смысла направлять заявление сразу в обе инстанции. Согласно статье 30.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, если жалоба будет подана как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, дело все равно будет рассмотрено только судом.

Обжалование предписания об устранении нарушений рассматривается в суде общей юрисдикции по месту нахождения проверяющего органа – инспекции или по месту нахождения работодателя.

Хотя в законодательстве и предоставлено право выбора места подачи заявления без привязки к конкретному месту,
юристы все-таки рекомендуют обращаться в суд, территориально относящийся к району нахождения инспекции, проводившей проверку.

А вот подача заявления на отмену постановления об административном нарушении до сих пор вызывает много споров. Дело в том, что такие заявления должны рассматриваться в арбитражном суде (часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ).

Однако, согласно разъяснению Конституционного Суда, поскольку нарушение не связано с предпринимательской и экономической деятельностью, арбитражный суд не имеет права рассматривать дело. Поэтому иск о признании постановления незаконным рассматривается также в суде общей юрисдикции.

Госпошлина за обжалование предписания

Если вы обращаетесь в Арбитражный суд для оспаривания предписания органа контроля (надзора), вам необходимо уплатить государственную пошлину. Для физических лиц ее размер составляет 200 рублей, а для юридических лиц – 2000 рублей.

Вы всегда можете найти реквизиты для уплаты госпошлины на сайте суда, к которому относится ваш спор. При обращении в суд необходимо направить квитанцию, подтверждающую уплату пошлины, вместе с заявлением.

Штраф за невыполнение предписания государственного инспектора труда в срок

Невыполнение предписания государственного инспектора труда вовремя может повлечь за собой ответственность для работодателя в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). В частности, согласно части 23 статьи 19.5 КоАП РФ, работодателю грозит штраф за невыполнение предписания государственного инспектора труда в следующих размерах:

- для индивидуальных предпринимателей (ИП) – от 30 000 до 50 000 рублей;
- для организаций – от 100 000 до 200 000 рублей.


Кроме того, руководитель и другие должностные лица (далее – ДЛ) организации также могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет.

Однако, если обнаруженные нарушения имели признаки административного правонарушения и был составлен соответствующий протокол, то неосуществление процедур по устранению причин, вызвавших нарушения, может повлечь ответственность ДЛ по статье 19.6 КоАП РФ, то есть штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

Стоит отметить, что не всегда невыполнение предписания зависит от работодателя. Например, если в предписании не указаны конкретные действия, которые необходимо выполнить, или они могут быть по-разному истолкованы, то при обжаловании работодателем предписания инспектора труда оно может быть признано неправомерным (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2016 № Ф05-2080/2016 по делу № А41-36515/2015).

В некоторых случаях, при наличии уважительных обстоятельств,
работодатель может попросить об отсрочке исполнения предписания. Для этого ему необходимо направить соответствующее ходатайство.

Таким образом, ответ на предписание инспектора труда составляется работодателем в свободной форме и включает в себя информацию о проведении мероприятий по исполнению требований инспектора. К ответу должны быть приложены копии документов, подтверждающих реализацию данных мероприятий. Направление ответа помогает избежать дополнительной внеплановой проверки Роструда по истечении срока, отведенного на исполнение предписания.

Практика разрешения дел

К сожалению, точной статистики по удовлетворению или отказу в удовлетворении исковых требований о признании предписания незаконным не существует. Как суд, так и руководство Государственной инспекции труда (ГИТ) рассматривают дело на основе представленных доказательств.

Рассмотрим пример обжалования.

В сентябре 2017 года Тверской суд рассмотрел иск от ООО "Просто Мебель" о признании незаконным постановления инспектора ГИТ. В предписании работодателю было указано обязательство по выплате недостающей части заработной платы гражданке Ивановой Е.В., которая ранее была уволена с этого предприятия.

Уполномоченный представитель истца пояснил, что инспектор не имел права выписывать такое постановление, так как, согласно статьям 381-397 Трудового кодекса РФ, нерегулируемые разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового права
должны рассматриваться судом или комиссией по трудовым спорам.

После рассмотрения всех обстоятельств дела, иск был удовлетворен.

Заключение

Заявление о признании недействительным постановления инспекции труда может быть подано двумя способами. Однако, анализ рисков показывает, что более эффективным и безопасным решением будет подача искового заявления.

Если у вас есть весомые доказательства неправомерности вынесения предписания, суд может частично или полностью признать его недействительным или отправить дело на дополнительное рассмотрение.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!