Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Герцоги Бретани. Франсуаза де Динан

Богатая невеста для Жиля нашлась, ей оказалась, к своему несчастью (и несчастью беспокойного жениха) юная Франсуаза де Динан, всего 8 лет от роду.

В 1444 году как раз «открылось» ее громадное бретонское наследство, так как она была единственным ребенком своего отца Жака, камергера Бретани, а кроме этого еще и наследницей своего бездетного дяди Бертрана, маршала Бретани. Так получилось, что у деда Франсуазы, Шарля де Динана, было пятеро сыновей, но четверых старших (четвертым был Бертран) вообще не было детей, и только лишь у пятого сына – Жака, родилась дочь. Вот она и унаследовала основное владение своего рода – баронство Шатобриан, помимо десятка других богатых сеньорий.

Петрус Кристус. Портрет девушки. Возможно, так могла выглядеть Франсуаза
Петрус Кристус. Портрет девушки. Возможно, так могла выглядеть Франсуаза

Вообще, история юной Франсуазы – это сплошное и какое-то совершенно бесстыдное попрание прав. Даже по суровым меркам Средних Веков. Проблема Франсуазы состояла не столько в ее поле (хотя и в этом тоже), сколько в том, что она была несовершеннолетняя и оказалась к тому же лишена добросовестного опекуна. Кстати, мне так и не удалось понять, кто был ее опекуном. Дело в том, что сначала умер ее отец, а потом, всего через три недели и ее дядя Бертран. Мать – Катрин де Роган была жива, но … она сыграла не лучшую роль в этой истории.

Итак, отец Франсуазы при своей жизни предпринял всё от себя возможное, чтобы обеспечить безопасность дочери в будущем. Загодя, сразу после рождения он обручил ее с Франсуа, сыном Ги XIV Лаваль-Монфора, одного из известных соратников Жанны Д’Арк и участника коронации Карла VII. Ги был женат на Изабель, одной из сестер герцога Франциска, но еще одна зловещая карта легла не в пользу Франсуазы: благочестивая и добрая Изабель, ее предполагаемая свекровь, скончалась в том же 1444 (или 1443) году. Предположу, что при живой жене, Ги XIV не повел бы себя так странно и глупо, в конце концов, Изабель не допустила бы в первую очередь, чтобы обошли ее сына.

Замок Гильдо
Замок Гильдо

В статьях о Франсуазе де Динан обычно говорят, что Жиль Бретонский ее похитил, предварительно заручившись согласием Катрин де Роган – вероятно, последней льстило, что ее дочь выйдет замуж за брата герцога. Однако, термин «похищение», здесь употребляемый, меня несколько смущает: ведь похищенную куда-то увозят, не так ли? Но в том-то и дело, что «голодранцу» Жилю просто некуда было везти Франсуазу, он каким-то образом задержал девочку и доставил в ее же замок Гильдо. Больше бы подошел в этом случае термин «захват». Туда же переехала и Катрин де Роган (как будто она без Жиля не могла там находиться).

Но что же Ги де Лаваль? Жиль умудрился его подкупить. Своих денег у него, конечно, не было, но он заручился поддержкой брата-герцога, Франциск и пообещал выплатить Лавалю 20 тысяч ливров за устранение и отказ от претензий. Шикарный обмен, нечего сказать – 20 тысяч, это стоимость двух сеньорий средней руки … против баронства Шатобриан. Глупость и тупость наказуема, Ги выплатили только 8 тысяч, и забегая вперед, скажу, что и эти деньги потом пришлось вернуть.

Герб отца Франсуазы де Динан
Герб отца Франсуазы де Динан

Увы, слишком много факторов стали в ряд против Франсуазы де Динан, просто какой-то парад неудачных совпадений: ее несовершеннолетие, одновременная смерть отца и дяди, глупость матери, мелочная алчность Ги Лаваля, смерть Изабель Бретонской, которая наверняка бы смогла повлиять и на мужа, и на брата, защищая права своего сына, первого жениха Франсуазы.

Насколько я понимаю, брак был заключен по всем юридическим правилам, с консумацией, разумеется, исходя из возраста Франсуазы, не торопились. Необходимость ожидания в течении лет пяти-шести вообще никого не смущала. Жиль Бретонский засел в замках своей юной жены полноправным господином.

Чтобы теперь сделал умный человек на его месте? Не склонный к военным приключениям насел бы на управление (дел на самом деле в столь обширных вотчинах должно было быть невпроворот), не забывая при этом посещать двор старшего брата с выражениями полного почтения и преданности. А любящий военное дело, коли уж он теперь стал богат и есть на что набирать войска, испросил бы у герцога службы; за отсутствием же необходимости пребывать в Бретани, добился бы разрешения (обязательное условие) отправиться во Францию к дяде-королю и к дяде-коннетаблю искать удачи, новых земель и титулов.

Но Жиль и тут отличился.