Найти в Дзене

Бидермайер: идеальная повседневность в немецком искусстве

Оглавление

Бидермайер — художественное течение, получившее развитие в 1815—1848 годах на территории Германии, Австрии, Швейцарии и других германоязычных странах. Это

искусство камерных сюжетов, уюта, идеализма и повседневности маленького человека.

Фердинанд Георг Вальдмюллер, «Рождественское утро», 1844
Фердинанд Георг Вальдмюллер, «Рождественское утро», 1844

Исторический контекст

Бидермайер получил развитие во времена относительного затишья в Европе после окончания наполеоновских войн и до революционных событий в Германии 1848—1849 годов. Предпосылками развития этого направления стали неустойчивое положение Германии и Австрии, а также кризис больших форм искусства. Тревожное положение и меланхолия привели к отрешению от суровой реальности и обращению к замкнутому кругу семьи и маленьким жизненным радостям.

Карл Шпицвег, «Чтение», 1875
Карл Шпицвег, «Чтение», 1875

Классификация

Так как ярких отличительных черт у бидермайера не много, назвать его полноценным художественным стилем трудно.

С одной стороны, бидермайер можно воспринимать как реакцию на романтизм, который доминировал в предшествующем периоде. Если эпоха романтизма прославляла всё великое, экзотическое и фантастическое, то бидермайер обращался к буржуазной культуре и простой семейной жизни.

С другой стороны, бидермайер можно рассматривать как ответвление романтизма, пришедшего на смену ампиру. Бидермайер иногда даже называют «смесью ампира и романтизма». В форме произведений мы видим ампир, хоть и переработанный в духе домашнего уюта, а в сути — видим романтизацию повседневности, в чем можно уловить отражение романтизма.

Так или иначе, присущие романтизму высокие устремления сводятся к приземленно-бытовому уровню: вме­сто не­зем­ной люб­ви – лю­бовь се­мей­ная, вме­сто бур­ных стра­стей – по­все­днев­ные чув­ст­ва, вме­сто грандиозной лич­но­сти и великих свершений – обык­но­вен­ный человек и его простая жизнь.

Фердинанд Георг Вальдмюллер, «Утро праздника Тела Христова», 1857
Фердинанд Георг Вальдмюллер, «Утро праздника Тела Христова», 1857

Название

Название возникло от игры слов:

  • Biedermann — простак, простодушный, наивный человек;
  • Meier — фамилия героя стихотворения.

В 1848 году немецкий поэт Йозеф Виктор фон Шеффель опубликовал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидерманна» и «Сетования праздного Майера». Через два года, в 1850 году, другой немецкий поэт Людвиг Айхродт из двух слов составил псевдоним — Готтлиб Бидермайер, под которым печатал сентиментальные и наивные стихотворения. Затем под этой фамилией стали появляться и другие произведения, пародирующие любительские и нелепые стихи. Так слово приобрело некий обобщенный характер, отражающий провинциальность, мещанство и сентиментальность.

Карл Шпицвег. «Перехваченное любовное письмо». Около 1860
Карл Шпицвег. «Перехваченное любовное письмо». Около 1860

Признаки бидермайера

В живописи бидермайера преобладает небольшой формат работ, изображение бытовых сцен, картины носят камерный, семейный, повседневный характер. Характерно тонкое, тщательное и детальное изображение интерьеров, природы и бытовых деталей. При этом, художники стремятся найти в жизни маленького человека черты идиллической привлекательности, они романтизируют обыденность.

Карл Шпицвег, «Бедный поэт», 1839
Карл Шпицвег, «Бедный поэт», 1839

Героями картин становились бюргеры, маленькие люди провинции, почтальоны, кухарки, писари, занимающиеся чем-то повседневным. Иногда, в картинах художники посмеивались над персонажами, но абсолютно беззлобно. Идиллические картинки всё же преобладают над ироническими.

За­да­чей искусства бидермайера можно назвать гармонизацию отношения человека с окружающим миром, а наиболее яркой чертой — идеализацию повседневности.

Карл Шпицвег. «Воскресная прогулка». 1841
Карл Шпицвег. «Воскресная прогулка». 1841

Понятие «бидермайер» распространилось не только на живопись, но и на моду, декоративно-прикладное искусство, графику, оформление интерьера и мебель.

Это течение характеризуется простыми формами, уютностью, функциональностью и комфортом.

Бидермайер был искусством провинции. Но это не помешало ему проникнуть и в Россию. Влияние этого направления в живописи находят в работах Венецианова, Тропинина их учеников и последователей.

Венецианов, «Утро помещицы», 1823
Венецианов, «Утро помещицы», 1823