В новой статье рассмотрим актуальный вопрос для бизнеса – правильная сверка Единого социального налога в 2024 году.
Вы узнаете, как грамотно проверить расчеты, избежать ошибок и минимизировать риски конфликта с налоговыми органами.
Начиная с 1 января 2023 года организации и ИП оплачивают налоги, сборы и страховые взносы через единый налоговый счет (ЕНС). Для оценки финансового состояния своих расчетов с бюджетом организации и ИП могут запрашивать справку о сальдо ЕНС. В этом документе указывается положительное, отрицательное или нулевое сальдо на определенную дату. В случае несогласия налогоплательщика с информацией налоговой инспекции, например, со суммой положительного сальдо, возможно запросить акт сверки (п. 5.1 ст. 21 и п. 10 ст. 32 НК РФ).
Что такое сальдо ЕНС
Сальдо ЕНС – это зафиксированная на определенную дату сумма недоимки или переплаты по налогам.
- Отрицательный показатель – это наличие задолженности перед бюджетом;
- Положительный показатель – это переплата;
- Нулевое сальдо говорит о том, что поступивший объем денежных средств равен совокупной обязанности и денег хватает для погашения всех обязательств перед бюджетом.
Как узнать сальдо (остаток на ЕНС)
Получить информацию о текущем балансе ЕНС можно в своем личном кабинете на сайте ФНС или запросить данную информацию в письменной форме. Для этого необходимо направить соответствующее заявление в ИФНС.
Заявление требуется для получения одной из трех возможных справок:
- О текущем остатке на ЕНС;
- О принадлежности денежных средств, перечисленных в рамках единого налогового платежа;
- Об исполнении обязанностей по уплате налогов, сборов, процентов, штрафов и пеней.
Если у вас есть сомнения относительно текущего баланса или вы считаете, что указанная сумма в личном кабинете некорректна, рекомендуется запросить у ИФНС акт сверки.
С начала 2023 года налоговые органы не предоставляют выписку о состоянии счетов, как это делалось ранее.
Как провести сверку по ЕСН в 2024 году
Работа бухгалтера серьезно изменилась из-за внедрения Единого налогового счета. Одним из основных последствий стало необходимость регулярной проверки ЕНС для своевременного выявления задолженностей или возврата переплаты.
Рассмотрим типичные трудности, с которыми чаще всего сталкиваются бухгалтеры в этом процессе, и как их преодолевать.
1. Когда признается уменьшение налога УСН
Было: налогоплательщик переводил деньги для уплаты налога или взносов, после чего можно было признать платеж в расходах и уменьшить налоговую базу.
Стало: теперь признание расходов или уменьшение налога УСН возможно только после распределения средств на погашение взносов, которые учитываются в расходах или уменьшают налог. Признание этих расходов или уменьшения налога необходимо производить не в момент оплаты, а в момент распределения средств через ЕНС.
Например:
Компания отправила уведомление о страховых взносах за сотрудников 25 марта и перечислила нужную сумму на ЕНС 26 марта. Однако после 28 марта эта сумма была списана на погашение задолженности по налогу на имущество, который был пропущен в уплате до 1 марта. Бухгалтер узнал об этом только в апреле и затем снова перечислил деньги на ЕНС для погашения долга по взносам.
При расчете авансового платежа по УСН за первый квартал нельзя учитывать в расходах сумму, перечисленную на страховые взносы — она будет учтена уже в расходах за полугодие.
2. Проведение сверки с ФНС
Бухгалтер должен знать о том, как распределяются деньги с ЕНС. Для этого ему необходимо иметь информацию о списаниях:
- Датах;
- Суммах;
- Налогах и взносах, на которые было произведено распределение.
Бухгалтер имеет право запрашивать акт сверки по налогам и взносам по своей инициативе, если возникают вопросы по данными ФНС. Для этого необходимо заполнить соответствующее заявление и направить его в налоговую инспекцию или отправить запрос через специальный сервис на сайте ФНС.
Запросить акт сверки можно в любое время, без ограничения по периоду. Срок формирования документа составляет не более 5 рабочих дней для бумажного заявления или не более 3 рабочих дней для электронного запроса.
Можно получить электронный акт сверки для информирования, для этого необходимо направить электронный запрос в налоговую инспекцию.
Однако в таком документе не указываются расхождения с данными, и он не подлежит обжалованию.
Поэтому, если обнаружились расхождения в ЕНС, лучше подать бумажное заявление для получения официального ответа.
После запроса, налоговая инспекция оформляет акт сверки в виде бумажного документа и направляет его заказным письмом или через МФЦ. Акт состоит из титульного листа и двух разделов: в первом отражены суммы, перечисленные и признаваемые в качестве единого налогового платежа; во втором указаны все остальные суммы.
При совпадении данных с актом, его необходимо подписать его и указать дату подписи. В случае расхождений, следует придерживаться рекомендаций по обжалованию акта сверки.
Инспекторы не имеют права отказать в проведении сверки по запросу.
📌 Формат представления акта сверки можно скачать по ссылке
Порядок действий в случае несогласия с данными акта сверки:
Если обнаружены расхождения в данных, указанных в графе 3 "Данные заинтересованного лица", необходимо внести свою сумму рядом с данными налогового органа.
Например:
Если налоговая инспекция указала сумму в 20 000 рублей, а вы уверены, что перечислили 30 000 рублей, то нужно указать свою сумму рядом с указанной налоговым органом, подписать документ и поставить дату.
В новой версии акта сверки не требуется делать дополнительных пометок о согласовании с расхождениями, указывать причины расхождений или предлагать варианты их устранения.
Достаточно направить в ИФНС по месту учета следующее:
- Обращение в налоговую в произвольной форме;
- Акт с указанием расхождений;
- Подтверждающие документы.
Инспекторам будет отведено 30 календарных дней на рассмотрение замечаний после регистрации обращения. В случае недостаточного времени, этот срок может быть продлен еще на 30 дней с объяснением причин.
Возможно ИФНС попросит предоставить дополнительные документы, чтобы выяснить причину ошибки. Если после проверки выяснится, что виновата сторона налогоплательщика, вам будет направлено уведомление о необходимости перерасчета налога, уплаты дополнительной суммы и подачи уточненной налоговой декларации. Налоговая служба в своих данных исправляет ошибки самостоятельно.
После устранения расхождений налоговая служба составит и направит вам новый акт сверки - и так до того момента, пока все расхождения не будут устранены.
3. Бухгалтеры занимаются налогами физических лиц
Было: до 2023 года бухгалтер отвечал только за налоги по предпринимательской деятельности ИП. Налоги на имущество индивидуальные предприниматели оплачивали самостоятельно, не списывая их с расчетных счетов. Эти задолженности не влияли на платежи, за которые отвечал бухгалтер.
Стало: теперь у индивидуального предпринимателя есть унифицированный счет налогового исполнения (УСНИ), через который проходят все его налоги: от транспортного и имущественного до страховых взносов и налога на доходы физических лиц за сотрудников.
Например:
Возможна ситуация, когда у предпринимателя накапливается задолженность по налогам на имущество, которую он не спешит погасить, а в это же время бухгалтер пополняет УСНИ взносами за сотрудников. Деньги со счета распределяются на погашение долга по налогам на имущество, а задолженность по взносам остается без изменений.
Следовательно, теперь у бухгалтера индивидуального предпринимателя возникает новая дополнительная обязанность - контролировать начисление и уплату имущественных налогов физических лиц, которые раньше не входили в его обязанности. Это крайне важно, поскольку оплата этих налогов напрямую влияет на оплату налогов, за которые отвечает бухгалтер.
📌 Формат представления заявления о представлении можно скачать по ссылке