Найти тему

Дислексия и школа: как рассказать учителю о своей уникальности?

Оглавление

Большинство детей активно стремится к тому, чтобы научиться читать, и довольно быстро этому учится. Но детям с дислексией этот навык даётся не так легко. Они понимают всё, что им говорят, и любят слушать разные истории, но при этом не могут узнать те же самые слова, когда видят их на бумаге. Они ощущают себя растерянными и удручёнными.

Дислексия влияет на процесс обучения чтению, поэтому её обычно выявляют в начальной школе. Но иногда она может остаться незамеченной, потому что дети учатся компенсировать свои трудности: они запоминают, как выглядит слово, вместо того чтобы читать его, или пытаются угадать его из контекста.

У школьных учителей мало опыта в определении дислексии. К тому же они, как правило, сильно перегружены. По этой причине они могут списать возникшие у ребёнка проблемы с чтением на лень или отсутствие у него интереса к учёбе.

Что ещё неприятнее, такому школьнику могут приклеить ярлык «труднообучаемого» или «ребёнка с ОВЗ» (ограниченными возможностями здоровья) и отправить во вспомогательную школу. В таких школах дети учатся по облегчённой программе, что закрывает им дорогу к среднеспециальному и высшему образованию.

Проблема ранней диагностики

В докладе за 2022 год, который был опубликован некоммерческой организацией Made By Dyslexia, говорится о том, что только один из десяти школьных учителей способен понимать наличие сильных сторон у детей-дислектиков. При этом 80% учащихся с дислексией признались, что уровень получаемой ими поддержки колеблется от среднего до неудовлетворительного.

В докладе также сообщалось, что только 4% школ проводит оценку учеников на дислексию, а правительство не предпринимает ничего, чтобы сделать среду обучения более инклюзивной. И, хотя речь идёт о Соединённых Штатах, эту статистику можно смело проецировать и на другие страны.

Проблема с ранним выявлением дислексии существует повсеместно, и дело не только в отсутствии компетентных специалистов. Некоторые родители не желают признавать наличие проблем у своих детей, чтобы тех не маркировали как «особенных». Они перекладывают всю ответственность на учителей, но у тех часто нет ни навыков, ни возможности работать с детьми-дислектиками. И, даже когда учителя рекомендуют родителям проверить ребёнка на наличие трудностей с обучением, этому совету следуют не все.

В результате родители обвиняют учителей, учителя обвиняют школу, а ученики, не получившие поддержку вовремя, попадают в так называемую «спираль зависимостей»: их проблемы с каждым годом возрастают, поскольку растут и требования школьной программы.

Дислексия и успешность не исключают друг друга

Джули Логан, профессор и преподаватель лондонской Cass Business School, сообщает, что в Великобритании 20% владельцев собственного бизнеса имеют дислексию. В 2015 году она провела исследование в США и обнаружила, что 35% американцев, открывших собственное дело, считают себя дислектиками.

К сожалению, даже несмотря на то, что школьники с дислексией обычно имеют прекрасно развитый интеллект, учителя и одноклассники склонны считать их не такими умными. К концу первого класса многие дети уже бойко читают, тогда как дислектики всё ещё учатся складывать буквы. Из-за этого они получают различные обидные ярлыки.

Кроме того, таких учеников часто заставляют усердно работать над задачами, которые они не могут выполнить хорошо. Например, от них требуют улучшить орфографию, в которой они никогда не будут сильны, вместо того чтобы позволить им сосредоточиться на развитии своих сильных сторон.

Дислексия создаёт трудности с чтением и письмом, однако у детей с дислексией есть и уникальные таланты – такие, как креативность, пространственное мышление, способность думать нестандартно. Они могут быть яркими, творческими личностями и добиваться успехов как в области искусства, так и в области точных наук или высоких технологий. Нужно лишь, чтобы кто-то помог им поверить в свои силы.

-2

Что учителя должны знать о дислексии?

Если ребёнок с дислексией будет надлежащим образом обучаться чтению в младших классах, то в дальнейшем все негативные последствия дислексии можно предотвратить или значительно уменьшить.

По данным Международной ассоциации дислексии, те дети, которые получили необходимую им помощь ещё до школы или в первом классе, имеют значительно меньше проблем с обучением, чем школьники, не получавшие поддержку до 3-го класса. Если же у ребёнка к 3-му классу присутствовали трудности с чтением, то в 74% случаев они сохранялись до окончания средней школы. Поэтому подготовка преподавателей, которые могут оказать помощь таким школьникам, имеет крайне важное значение.

В педагогических вузах будущие учителя знакомятся с основами логопедии и дефектологии, однако это лишь поверхностные знания, и их недостаточно, чтобы понимать потребности учеников-дислектиков. Что касается методик работы с такими детьми, то ими большинство учителей и вовсе не владеет. К тому же, эти методики мало подходят для условий стандартного класса, они больше рассчитаны на индивидуальную работу.

Другая проблема – это стереотипное восприятие. У некоторых учителей термин «дислексия» вызывает негативное чувство, которое переносится и на его отношение к ученику.

Педагоги должны иметь чёткое представление о дислексии, чтобы поддержать учеников, у которых есть такие проблемы, и не допустить их отставания от школьной программы. За последние 10-20 лет много что изменилось в понимании дислексии и прочих трудностей с обучением, и крайне важно, чтобы учителя были в курсе этих изменений.

Дислексия – это нейроотличное состояние

В клинической практике по-прежнему используются термины «неврологическое расстройство» и «нарушение обучаемости», но всё больше исследователей во всём мире предпочитают использовать определение «нейродивергенция», или нейроотличие.

Так называется диапазон состояний, связанных с когнитивными процессами. Иными словами, за этим термином скрываются иные способы воспринимать окружающую реальность – не так, как это делают другие люди.

К нейроотличным состояниям относят синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), дислексию, дискалькулию, диспраксию, аутизм, синдром Туретта. Наряду с нейротипичными (то есть, обычными) состояниями они образуют то, что называется «нейроразнообразием».

Человеческий мозг может по-разному функционировать и обрабатывать информацию, но все эти варианты являются нормой, а не отклонением – вот в чём суть концепции нейроразнообразия. Понимание этого приводит к формированию культуры, которая помогает людям с дислексией и другими трудностями раскрыть свой потенциал и эффективно использовать свои возможности.

Дислектики, как и другие нейроотличные люди, обладают уникальными способностями и имеют свои сильные стороны. Некоторые исследователи склонны представлять дислексию не как обособленное состояние, а как целый континуум, потому что у неё нет чётких границ. Симптомы могут проявляться в некоторых аспектах устной и письменной речи, в координации движений, в устном счёте, в способности к концентрации и организации, но сами по себе они не являются характерными маркерами.

Дислексию можно взять под контроль

Несмотря на обширные исследования, предпринятые за сотню лет изучения дислексии, многими она по-прежнему воспринимается как приговор. В ряде стран её даже рассматривают как инвалидность. Поэтому учителя там стараются «не навешивать ярлыки», чтобы не стигматизировать детей-дислектиков. К сожалению, это приводит лишь к тому, что 80% таких учеников покидает школу, так и не узнав о том, что их неудачи вызваны дислексией.

Но факты таковы, что ученики с дислексией вполне могут быть успешными в школе, если их проблемы – и сильные стороны – будут своевременно выявлены, и если эти дети получат надлежащую поддержку.

-3

Такие ученики лучше усваивают урок, если могут всё увидеть и потрогать. Поэтому при коррекции дислексии широко применяется мультисенсорный подход к обучению, когда задействуются не только зрение и слух, но и другие органы чувств.

Им тяжело запоминать сухие факты и правила. Поскольку у них есть трудности с чтением, то большую пользу принесёт прослушивание учебного материала.

При обучении детей с дислексией также важна систематизация. Им буквально нужно всё раскладывать по полочкам. Сначала они должны увидеть картину целиком, а потом изучить все детали.

Но самое важное, что может сделать учитель для детей с дислексией – это создать в классе такую атмосферу, где эти ученики могли бы продемонстрировать свои способности и не чувствовать себя ущемлёнными.

Нужно отмечать достижения ребёнка-дислектика и хвалить его за упорство и трудолюбие. Нужно проводить собрания с родителями и повышать их осведомлённость в таких вопросах, как трудности с обучением и нейроразнообразие. Можно попросить ученика с дислексией, чтобы он рассказал одноклассникам о своих проблемах и сильных сторонах.

Человеческий мозг может работать по-разному, но у него есть замечательное свойство – нейропластичность. Он поддаётся «перенастройке», особенно если это происходит в раннем возрасте. Поэтому дислексию можно не только корректировать и взять под контроль, но и успешно использовать те преимущества, которые она даёт.

Уникальность детей с дислексией

Существует множество различных определений для дислексии, но ни одно из них не является на 100% точным и исчерпывающим, потому что это состояние имеет очень широкий спектр проявлений.

Не бывает двух людей с одинаковыми признаками дислексии. Она может доставлять неудобство, но в то же время наделяет человека дополнительным возможностями и талантами. Она может проявляться в большей или меньшей степени и иногда бывает настолько незаметной, что люди обнаруживают её у себя уже в зрелом возрасте.

В 2014 году в Нидерландах провели эксперимент, в котором принял участие 121 ученик начальных классов. Детей разделили на 4 группы: нейротипичные дети, дети с дислексией, одарённые дети и одарённые дети с дислексией. Им предложили ряд тестов на грамотность, чтение и оценку когнитивных способностей. Была выдвинута гипотеза, что одарённые дети с дислексией превзойдут детей с дислексией в тестах на грамотность. Однако они превзошли не только дислектиков, но и типично развивающихся детей. Таким образом было доказано, что подобные дети могут компенсировать и маскировать отдельные трудности с чтением за счёт других навыков.

У дислексии нет каких-то физических или визуальных индикаторов: невозможно посмотреть на ребёнка и сказать, что он – дислектик. Такие дети ведут себя точно так же, как и другие, они веселы и подвижны, они любят играть. Но их мозг работает немного по-другому: не хуже, а просто иначе. Это вызывает некоторые трудности, которые мозг старается преодолеть, что приводит к развитию творческих способностей и нестандартного мышления.

У большинства людей левое полушарие мозга является «ведущим», доминирующим. У людей с дислексией главную роль берёт на себя правое полушарие. Благодаря этому у них сильнее проявляются навыки и способности, связанные с визуализацией, трёхмерным представлением, воображением. Им гораздо легче увидеть закономерности и взаимосвязи между объектами или абстрактными понятиями, проще найти неожиданное решение для сложных задач.

Дислектики нуждаются в поддержке, но больше всего – в понимании. Когда они привыкают к мысли, что их состояние – это не слабость и не какой-то там «дефект», а уникальность, они учатся преодолевать свои трудности и использовать сильные стороны. А это ощущение, в свою очередь, помогает им развить уверенность в себе и положительно сказывается на школьной успеваемости.

Предлагаем пройти онлайн-тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.