Найти тему
Юридический лайфхак

Психология ценообразования (продолжение)

Если рассмотреть «дорогой» сегмент рынка услуг, то хотелось бы понять, чем отличается по большому счету массовый специалист от удачливого коллеги? Сравнивая людей с примерно одинаковым стажем и опытом, отличий бывает, немного. Это немногое, заключается в умении себя правильно «подать» клиенту.

Получается, что дело в самооценке, умении произвести впечатление, не только внешнее, но и в разговоре.

The quoted photo of Yandex images
The quoted photo of Yandex images

Даже знания, порой не всегда имеют решающее значение. Ведь далеко не всякий клиент способен оценить уровень знаний специалистов.

Однако, кроме самооценки (самомнения), должны иметься и другие критерии.

The quoted photo of Yandex images
The quoted photo of Yandex images

Более компетентным платежеспособному клиенту покажется уверенный человек с хорошо поставленной речью и внешними признаками, соответствующими среде «обитания» клиента (внешний вид, лоск, приятные, культурные манеры, аксессуары, соответствующий автомобиль, не готовность хвататься за любую работу и пр.).

The quoted photo of Yandex images
The quoted photo of Yandex images

Многие состоятельные клиенты не зациклены на том, как сэкономить на услуге. Им важно соблюдать собственный уровень самоуважения. Это как человек, привыкший ездить в вагоне СВ, никогда не поедет в плацкарте.

Не будет человек, привыкший к «premium» или "luxury" уровню жизни и потребления, доверять специалисту не соответствующему его представлениям об «успешности» и не создающему впечатление «профессионального авторитета».

Люди не могут «заглянуть» другому человеку в голову и узнать, что думает собеседник. Они это определяют, помимо внешних признаков, по реакции собеседника на тестовые проверки, позволяющие определить, к какой социальной категории он относится. Например, к подобным тестам относятся:

- как специалист сам себя оценивает;

- к какому уровню оплаты он привык;

- готовность «хвататься» за любую работу;

- боится ли он потерять заказ клиента.

Состоятельный клиент подсознательно старается ориентироваться на коллег «своего круга», поэтому большое значение имеют рекомендации известных и уважаемых клиентов.

Самые распространенные критерии выбора у клиента следующие. Он желает привлечь нужного профессионала к важной для него деятельности, так чтобы полностью переложить на него ответственный сектор работы, и быть уверенным в его надежности, компетентности и полной погруженности в вопросы. Чтобы он не подвел в критический момент, бросив обслуживание и унеся с собой конфиденциальную информацию.

Чтобы получить нужный результат, человека нужно заинтересовать, но так, чтобы не переплатить ему лишнее из «собственного кармана».

Для этого, в процессе переговоров, выясняются его реакции на предлагаемые условия, с помощью различных упомянутых тестов.

The quoted photo of Yandex images
The quoted photo of Yandex images

В качестве реального примера вспоминается история знакомого специалиста, занимавшегося сопровождением деятельности банковской группы.

Подходит к этому специалисту, недавно начавшему сотрудничать с банкирами, один из топ-менеджеров и говорит: ««шеф» недоволен скоростью оказания услуг и может перестать платить».

Не сказать, чтобы деньги за услуги были какими-то большими. Обычный ценник за подобные услуги на рынке. Специалист подумал, «ну вот пытаются «оседлать» за обычные деньги». «Такие деньги я всегда заработаю, особой ценности эта работа не имеет, если создаются некомфортные для меня условия».

Он говорит, топ-менеджеру: «Ничего страшного не вижу. Перестанет платить, значит, так тому и быть. Я, например, заработал деньги на определенные активы в других местах и эти суммы для меня мало что решают».

Топ-менеджер ушел. На другой день подходит уже другой человек из окружения «шефа» и предлагает сумму эквивалентную 800$ в день, за не особо тяжелую, но очень ответственную работу.

В голове у специалиста сразу возникла мысль, что мол, над ним решили подшутить и не поверил такому предложению, выглядевшему на тот момент, для него абсурдным. Поскольку до этого никогда не сталкивался с оплатой, такого порядка.

Но виду решил не подавать, согласившись, сыграть в эту «игру».

Через день подходит этот менеджер и протягивает обусловленную сумму, сообщив, что такая сумма будет каждый день.

Испытав внутри некое подобие шока, человек скрыл свои эмоции и изобразил «привычную» реакцию на такое событие.

Таким образом, перейдя из массовой, в топ-категорию специалистов. А банкиры не смогли определить правильный, возможный «ценник», ориентируясь в основном на реакции специалиста и его имидж.

Интересно мнение других авторов, по методам формирования цен на свои услуги.