Найти в Дзене
Оперативный отдел

Перетяжеление МС-21: как с ним бороться? Новости МС-21

Оглавление
"Первый серийный МС-21 перемещен в цех окончательной сборки"... Иллюстрация из статьи канала "Сделано у нас" в Дзене от... 28 января 2021 (двадцать первого) года! https://dzen.ru/a/YBFRhqC2KgDb5-po
"Первый серийный МС-21 перемещен в цех окончательной сборки"... Иллюстрация из статьи канала "Сделано у нас" в Дзене от... 28 января 2021 (двадцать первого) года! https://dzen.ru/a/YBFRhqC2KgDb5-po
"Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма..."
(Из "Манифеста коммунистической партии")


Призрак бродит по Европе, слухи бродят по сети...

Что за слухи?

Да всё они же - слухи о "перетяжелении" импортозамещенной версии МС-21.

Слухи эти возникли зимой 2024 года, предваряя появившиеся в СМИ сообщения о "сдвиге вправо" сроков поставок новых авиалайнеров. Текст "первоисточника", начавший циркулировать по сети в то время, выглядит так:

"Чиновники Росавиации кулуарно рассказывают, что его глава Дмитрий Ядров якобы сомневается в способности ОАК поставить в авиакомпанию Россия первые МС-21 и SJ-100 в 2024-2025 гг. Скорее всего, у России МС-21 самолет появится не раньше, чем через полтора года, а SJ только в середине 2026 г. И это оптимистичный прогноз. По словам чиновников, МС-21 оказался тяжелее на 6,8 тонн, его дальность полетов снизилась почти на 2,6 тысячи километров, до 3,4 тысяч. То есть дальше Екатеринбурга из Москвы не улетишь. Это значит, что никакой конкуренции европейскому А-321 и американскому Боинг-737 МС-21 не составит. И, конечно, для всех в авиационной отрасли теперь очевидно, что никаких 1000 и даже 600 отечественных самолетов к 2030 году построено не будет..."


Надо ли говорить, что подобный текст мог вызвать праведный гнев правоверных "патриотов"? И он его вызвал...

Вот характерный образчик "развенчания фейка о перетяжелении":

"В российских соцсетях усиленно распространяется новый фейк, сгенерированный некими анонимами (ну, вы понимаете) со ссылкой на других анонимов. То есть полная ничем не подтвержденная чушь. Но придется сегодня про нее поговорить немного, потому что речь идет о нашем новом пассажирском самолете МС-21, который в 2024 году завершает комплекс испытаний перед началом эксплуатации на маршрутах... По идее, самое время сказать, что «за автором уже выехали», но у таких «инсайдов», как правило, зарубежное происхождение, а времена ледорубов пока, к сожалению, не вернулись. Шутка. Ладно, ближе к делу. Если бы информацию сочиняли бы люди поумнее, то они бы знали, что «чиновники Росавиации» в авиастроении это несерьезно, в России эта сфера входит в компетенции Ростеха, и только оттуда могут идти более-менее реальные данные. «Кулуарно рассказывают» звучит еще смешнее. Некие наивные дурачки из офисов пошли налево нести какие-то страшные новости про авиапром, чтобы потом остаться без работы? Ну, ребята, вы когда свой псевдоновостной бред генерируете, хоть думайте немного. То есть это классический советский анекдот: «Как передает агентство ОБС… Что такое ОБС? Одна баба сказала».


Тон, как видим, весьма характерный - "полная чушь", "зарубежное происхождение", "за автором уже выехали", "одна бабка сказала" и так далее. То есть горячности много, выступление - на грани истерики, а что по существу вопроса?

Вот в существе вопроса мне бы и хотелось разобраться. Есть перетяжеление или нет, а если есть - то как с ним бороться.

К чему истерика, если всё хорошо?

Это первый вопрос, который у меня возник, когда я прочитал "разоблачение фейка" по поводу веса МС-21.

Кстати говоря, до этого "разоблачения" я и знать не знал о существовании какой-то проблемы с весом пустого планера "импортозамещенного" МС-21.

Но авторы "Техносферы.Россия" зачем-то поспешили проинформировать об этой проблеме довольно широкую аудиторию (в том числе и меня), хоть и в довольно своеобразной манере - стараясь вылезти из кожи вон, доказывая, что проблемы-то и нет никакой, а информация о ней - слух и фейк.

Это странно.

Кому и зачем нужно доказывать, что земля "круглая" (во всяком случае не "плоская"), а Волга впадает в Каспийское море? Зачем и для чего развенчивать "плоскоземельный" бред товарища Лозы?

Для того, чтобы надежно установить, куда впадает Волга, достаточно просто взглянуть на карту.

Земля будет продолжать свой путь в Пространстве вокруг Солнца, а искусственные спутники Земли и МКС будут продолжать описывать свои орбиты вокруг нее независимо от того, какие фейки относительно этого распространяет один конкретно взятый Юрий Лоза.

И какая разница, какие слухи будут разгонять по сети "те же на манеже", если самолет МС-21 успешно строится, успешно испытывается, и выйдет на коммерческие линии в точном соответствии с планами и обещаниями?

Что эти "фейки" изменят?

Зачем кому-то, ведущему под уздцы одного из верблюдов знаменитого "каравана", нужно отвечать лаем на лай "собак"?

"Собака лает - караван идет"...
"Собака лает - караван идет"...

И я сделал для себя вывод - может дым без огня и бывает, но это явно не тот случай.

И начал разбираться.

Что известно более или менее надежно

Все мы вместе (основная обывательская масса) вообще, а я в частности - не имеем возможности "держать свечку" на совещаниях руководителей ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации), Ростеха, Минпромторга и иных интересных организаций, имеющих отношение к самолету МС-21 и к ситуации вокруг него.

Поэтому мы можем оперировать в основном лишь сообщениями СМИ (в том числе и циркулирующими в них слухами!) и фактами.

Перемешивая всё это в разных пропорциях и подогревая на медленном огне логики, мы можем получать нечто, имеющее запах истины.

Что же мы имеем по части сообщений на сегодняшний день?

А имеем мы вполне себе достоверные и никем не оспариваемые сообщения СМИ о переносе сроков:

"Серийное производство МС-21 не начнется в 2024 году, как ожидалось ранее, заявил глава «Ростеха» (объединяет предприятия авиапрома) Сергей Чемезов. По его словам, «скорее всего», выпуск будет перенесен на 2025 год или, «может быть, даже на 2026 год»"..
("Коммерсант", 29.02.24)


Эту информацию продублировали и подтвердили все основные российские СМИ

Кроме того:

"Финальный облик полностью импортозамещенного самолета МC-21 будет сформирован во второй половине текущего года. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе «Ростеха». Там пояснили, что в процессе замещения на МС-21 иностранных компонентов на отечественные меняются его весовые характеристики..."
("Известия", 01.03.21)


И эта информация также разнеслась по всем главным российским СМИ.

Ну а теперь смотрим на текст "фейка", процитированный в начале статьи. Ну и что там "ничем не подтвержденная чушь"?

Цифры

Как видим, "развенчание фейка" по части сроков привело к тому, что развенчанным оказалось само "развенчание".

Сроки в действительности оказались сдвинутыми "вправо" и, боюсь, это действительно еще "оптимистичный" сценарий.

Таким образом, дискредитированными в большей степени оказались горячие "развенчатели фейков", нежели сами "фейки" о перетяжелении.

Но остался вопрос "сколько вешать в граммах?"

То есть стал ли МС-21 тяжелее, если да, то на сколько "точно" тонн?

В процитированном выше "фейке" речь идет о 6,8 тоннах. В других источниках фигурирует цифра 5,75 тонн.

Разумеется, доблестные защитники Родины (защитники от информации о проблемах и неприятностях) начали эти цифры опровергать, и получилось это у них... не очень.

Так, сайт "Авиация России", ссылаясь на ТГ-канал "Заметки авиастроителей" написал:

«Злополучные 5,75 тонны – это не увеличение массы пустого самолёта, а планируемое увеличение максимальной взлётной массы (МВМ), направленное как раз на улучшение характеристик МС-21 – самолёт сможет брать на борт больше топлива», – говорится в сообщении «Авиастроителей»

Казалось бы, всё разъяснилось, всё хорошо. Но тут же, буквально в следующем абзаце автор пишет:

"...Там же отмечается, что импортозамещение добавило самолёту порядка двух тонн веса, и во многом именно поэтому дальность полёта при максимальной загрузке сейчас не соответствует целевой..."


Ну, просто прелесть! Перетяжеления нет, но оно есть. Подумаешь, всего-то 2 тонны. Так, ерунда...

- Это не ерунда, это совсем даже не ерунда, дружище Биттнер!
- Это не ерунда, это совсем даже не ерунда, дружище Биттнер!..
- Это не ерунда, это совсем даже не ерунда, дружище Биттнер!..

Видите ли, перетяжеление "всего" на 2 тонны, да еще при "дальности полета, не соответствующей целевой", да еще и "во многом" (то есть есть и другие причины?) - это мало что меняет.

Две тонны это - на минуточку - вес 28-30 пассажиров.

Грубо говоря (очень грубо) - это минус 600 тысяч рублей экономической эффективности каждого коммерческого полета. А может быть и весь миллион.

А теперь помножьте на количество полетов и количество самолетов. Получите общий убыток отрасли относительно радужных (в хорошем смысле) прожектов.

А убыток отрасли - убыток Родины.

Другими словами, совокупность уже имеющейся на сегодняшний день информации из вполне заслуживающих доверия источников позволяет нам констатировать: увы, "слухи" о перетяжелении импортозамещенного МС-21 имеют под собой слишком серьезные основания, чтобы от них отмахиваться.

Что же делать?

С самим перетяжелением, разумеется, мы - рядовые обыватели - поделать ничего не можем и не сможем.

Поэтому сосредоточимся на том единственном, что нам доступно - на своем отношении к этому самому перетяжелению.

Начнем с вопроса - есть оно, или нет? Ну ладно, переформулируем - может оно быть или не может?

Всякий, кто не понаслышке знаком с отечественным производством еще со времен СССР, сразу же уверенно скажет - может!

Технологическое отставание рельефно проявляет себя в первую очередь в массо-габаритных характеристиках изделий.

Советские изделия всегда проявляли себя в том, что при том же функциональном назначении они были более громоздкими и тяжелыми, а начиная с некоторого порога советская промышленность уже в принципе стала неспособной производить изделия более "тонкой" работы.

Последнее "кряхтение" советской вычислительной техники - персональная ЭВМ ЕС1841. Конец 80-х прошлого века. На клавиатуре видна - "мышь", в народе - "крыса". Блок питания - настолько громоздкий, что одного ящика для всей системы (с никакой надежностью и весьма скромными характеристиками по сравнению с "буржуйскими" ПК на основе процессоров 286 серии) не хватило...
Последнее "кряхтение" советской вычислительной техники - персональная ЭВМ ЕС1841. Конец 80-х прошлого века. На клавиатуре видна - "мышь", в народе - "крыса". Блок питания - настолько громоздкий, что одного ящика для всей системы (с никакой надежностью и весьма скромными характеристиками по сравнению с "буржуйскими" ПК на основе процессоров 286 серии) не хватило...

Российское производство, конечно, продвинулось несколько вперед за счет появления доступа к импортным технологиям и комплектующим, но свои собственные технологии - а главное культура производства! - так примерно и остались на уровне позднего СССР.

Поэтому и ждать весовых характеристик "импортозамещенных" изделий на современном уровне - просто не приходится.

Кроме того, есть уже и печальный "опыт" перетяжеления Ил-112.

С другой стороны, речь сейчас, разумеется, может идти только о расчетных характеристиках будущих импортозамещенных МС-21.

Конечно же, не может быть такого, что строили, строили импортозамещенный самолет, наконец построили, поставили его на весы - и он оказался на 5 тонн тяжелее.

Перспектива перетяжеления возникла при проведении конструкторских работ, когда стали выяснять, что и на что надо менять в самолете.

Это даже не гипотеза - по-другому это просто не работает.

И теперь мы можем только делать прогнозы, тем более что это, как ни странно, просто.

Что вскоре будет?

- Элиа... Это звучит. Одного из пророков так звали, кажется. А может быть вы тоже можете прорицать, предвидеть?
- Иногда!
- И что вскоре будет?
- Суп у вас остынет, если не перестанете болтать!..
Знаменитая сцена ужина Элиа и Лизы из фильма "Укрощение строптивого"
Знаменитая сцена ужина Элиа и Лизы из фильма "Укрощение строптивого"

Замечательный метод предсказания будущего, работающий всегда и везде, в любые времена!

И к вопросу перетяжеления МС-21 он применим так же.

Слухи о перетяжелении, как мы поняли, скорее всего не преувеличены (хотя, возможно, несколько преувеличены цифры перетяжеления).

Что будет дальше, "вскоре" или не очень?

Дальше перетяжеление будет либо устранено, либо уменьшено теми или иными способами.

Лучший вариант - если инженеры справятся, и справятся скорее быстро, чем не скоро.

Худший - если будут делать так, как делали перетяжеленный Ил-112, в результате чего самолет разбился и в нем погибли летчики-испытатели.

Опасения того, что события пойдут по худшему варианту - достаточно реальны. Мы же знаем наши "обычаи делового оборота".

Но и, вместе с тем, печальный опыт Ил-112 может служить некоей гарантией того, что всё же пойдут по иному, более разумному пути. "Опыт, сын ошибок трудных..."

В итоге мы - в любом случае! - увидим то, что увидим; и увидим это тогда, когда увидим.

В худшем (из наиболее вероятных) случае МС-21 не будет уже "убийцей боингов" и страшным конкурентом эйрбасов, но это всё еще будет добротный самолет со средними характеристиками, какой нам и нужен, принимая во внимание все имеющиеся обстоятельства.

В любом случае давно уже созрела и перезрела необходимость переходить от пустозвонного бахвальства и маниловских прожектов к суровой реальности и жестким реальным планам, пусть бы эти планы были и не "наполеоновские"

Вот это и надо, на наш взгляд, иметь ввиду, отвечая на вопрос "что делать с перетяжелением?"

Нужно избавляться от перетяжеления в головах!

И вот еще что (вместо эпилога)

- Ты за Луну или за Солнце?

Такой "каверзный" вопрос задавался в советское время детишками друг другу с целью непритязательной забавы.

Если вопрошаемый простодушно отвечал "за Солнце", ему со смехом объявляли, что он-де "за пузатого японца!".

Лучше было ответить "за Луну", поскольку тем самым ты становился "за Советскую страну".

Что-то такое вспоминается, когда так или иначе сталкиваешься с иными "разоблачителями фейков" о перетяжелении "нашего" МС-21.

Глядя на неумеренный "патриотический" пафос понимаешь, что по их мнению любые сведения о проблемах МС-21 (и Родины вообще) - это не информация о том, что именно надо скорейшим образом исправлять, чтобы Родине было хорошо, чтобы Родина крепла и становилась сильнее.

Это всего лишь такой способ отличить "своих" от "врагов". Ну то есть способ отделить тех, кто "за пузатого японца" от тех, кто "за советскую страну".

И делать это столь же по-детски.

Но не известно, сколько у Родины настоящих врагов.

Известно лишь, что лучше бы не пополнять их ряды собственными глупыми действиями.

И вот что еще известно.

Физика не подчиняется.

Физика подчиняет.

Можно подчинить физика - нельзя подчинить физику.

Это - физический смысл поговорки "чудес в природе не бывает".

Или вы хотите в действительности быть впереди планеты всей - или вы хотите только говорить об этом.

Определитесь - шашечки или ехать.

Ну а мы будем следить за развитием событий.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе.

Берегите себя и своих близких.

До встречи!

Наука
7 млн интересуются