Банки объединяются с силовиками, власть обещает регуляторный рай
Только в этом году американские технологические компании уволили более 50 тыс. специалистов — заместили их высокотехнологичными решениями. России такая опасность пока не угрожает: с учетом роста амбиций найдем применение всем. Об этом говорили вчера в Москве на IT-форуме Data Fusion. О том, как преступники пытались обмануть ректора Университета Иннополис, сколько миллиардов Дмитрий Чернышенко пообещал выделить на научные открытия и при чем здесь «дочь Путина», рассказывает корреспондент «БИЗНЕС Online».
Правительство предостерегает айтишинков
Конференция Data Fusion, уже четвертый год проходящая в Москве, в этот раз заняла пространство инновационного кластера «Ломоносов». Площадку, окруженную комплексами зданий самого известного вуза страны, открыли еще в январе прошлого года. Она должна стать флагманом инновационного научно-технического центра МГУ «Воробьевы горы». Футуристичный дизайн, на входе — скульптура в виде разрезанного шара, в щель которого с детской радостью протискивались гости мероприятия. Но пока половина коридоров закрыта — отделка, из доступных для посещения мест — магазин «Сделано в Москве», небольшой фуд-стор «Магнита» и лаборатория. «Сразу видно, денег вбухано немерено…» — слышится за спиной.
Охранных девайсов — по максимуму: стойки, считывающие QR-код с бейджа и выдающие оператору информацию о госте, распознающие камеры и экраны, заключающие лица гостей в красные рамки. Но с рассадкой биг дата не очень помогла. За 15 минут до начала пленарного заседания места в зале закончились, и организаторы начали отправлять тех, кто не влез, на второй этаж. Получилось не очень: желающие послушать, что скажет о многополярности технологичного мира будущего вице-премьер Дмитрий Чернышенко, рассаживались прямо на лестнице или всю пленарку подпирали стены.
Пленарная сессия началась с видеообращения главы правительства РФ Михаила Мишустина, который назвал главные отраслевые индикаторы: в России уже около 20 тыс. аккредитованных IT-компаний, в реестре отечественного софта более 20 тыс. продуктов, в отрасли работают более 850 тыс. человек (два года назад минцифры говорило о 761 тыс.). В этом росте есть и заслуга государства. «Только в рамках федерального проекта „Цифровые технологии“ за пять лет предоставлена государственная поддержка на воплощение в жизнь свыше 1 тысячи инициатив по продвижению отечественных программ. Около 800 из них — идеи стартапов, выручка которых от реализации инноваций, родившихся благодаря грантам, составила примерно 10 миллиардов рублей», — выбрал Мишустин неочевидный индикатор, видимо, не желая в тысячный раз перечислять стандартные меры поддержки.
«Мы должны обеспечить переход всей государственной IT-инфраструктуры, большинства систем предприятий на наши решения, — начал свое выступление Чернышенко. — Для этого заложены беспрецедентные меры по поддержке новых разработок, научных исследований: гранты, субсидии, льготные кредиты на сумму более 130 миллиардов рублей. Поэтому, если вы не участвуете в программах, это повод обеспокоиться, потому что что-то вы делаете не так».
По словам зампреда правительства, важно обеспечить опережающее развитие IT-отрасли. Для этого в программу заложены меры по поддержке новых разработок и научных исследований на сумму около 130 млрд рублей. Также правительство продолжит развивать инфраструктуру и сети передачи данных за счет развертывания спутниковой группировки, создания новых ЦОД, подключения соцучреждений к высокоскоростному интернету, развития квантовых сетей. Кроме этого, будут проводиться мероприятия по кибербезопасности и подготовке кадров для нового экономического уклада.
Основой перехода к дата-центричной экономике, уверен вице-премьер, станут решения на основе ИИ. Россия уже доказала свои возможности в этой сфере: входит в топ-5 стран мира по числу генеративных моделей, около 20% всех организаций применяют генеративный ИИ, а общий экономический эффект от его внедрения уже составил 1 трлн рублей, добавил он.
В России регуляторный рай для искусственного интеллекта
«Россия — регуляторный рай» — именно такой надписью обрамлялся очередной слайд презентации Чернышенко. «Мы исходим из концепции гибридного регулирования, когда часть вопросов снимается нормативными актами, а часть — с помощью мягкого права. У нас уже утверждено 13 экспериментальных правовых режимов — беспилотники, автотранспорт, области здравоохранения. В перспективе мы планируем только упрощать доступ компаний к участию в них и устанавливать ответственность за ущерб, причиненный гражданам», — считает Чернышенко. Сейчас в России разработано свыше 100 национальных и почти 20 международных стандартов в области ИИ, ведь РФ «не должна выпадать из мирового сообщества».
Поэтому, по мнению Чернышенко, у российских ИИ-моделей (обучающихся на данных, соответствующих традиционным ценностям) может быть преимущество даже перед лидером рынка — США, где даже ведущие компании исходят из принципа «двойных стандартов». Закрыв доступ к моделям, компания OpenAI, создавшая ChatGPT, отказалась от своей изначальной миссии «создания искусственного интеллекта для всего человечества и недопущения его токсичного использования в интересах крупного бизнеса». «Как только у них появился инвестор в лице Microsoft и, что скрывать, крупные личные бонусы, компания сразу отказалась от блага человечества и закрыла доступ. И в очередной раз в истории пытаются наложить такие колониальные ограничения на множество стран, не учитывая риски, связанные с применением искусственного интеллекта. Черный ящик, по сути дела, создается», — добавил он.
Подтвердила мнение Чернышенко и гендиректор компании «Иннопрактика» Екатерина Тихонова, выступление которой также было неожиданным и информацию о которой на днях вновь опровергал пресс-секретарь Дмитрий Песков, заявляя Reuters, что «какая-то гражданка» не является дочерью президента России. «Текущую ситуацию можно назвать мировой технологической гонкой между научными командами в этой области, разными стартапами. Россия обладает сильной математической школой и принимает участие в этом процессе», — заверила Тихонова.
Опасности ИИ: фейк не отличить от реальности
«Полтора года назад появился ChatGPT, и это, без сомнения, был абсолютный прорыв», — вспомнил на сессии о ключевых исследованиях в области ИИ профессор РАН, CEO Института AIRI, профессор «Сколтеха» Иван Оселедец. «Все такие: „Ну все, мы отстали, у нас нет такого количества вычислительных мощностей, нет такого количества данных“. Это было не только в России, это было в том числе в крупных корпорациях. Но оказалось, что искусственный интеллект — это такая область, что ничего страшного, через полгода всех догнали», — добавил ученый. Время показало, что модели с 175 млрд параметров работают хуже, чем нынешние с 1 млрд, отмечает он.
Сейчас же все большие языковые модели примерно одинаковые по качеству, считает Оселедец. В гонке за качеством пока ни у кого нет прорывного роста. Ученый полагает, что нужно сосредоточиться на развитии генерациии изображения — с текстом и так уже все хорошо, и пока непонятно, куда здесь нужно двигаться для радикального повышения качества. «Эти модели научились отвечать как студент-хорошист», — отметил со знанием дела Оселедец, который реально сравнил ответы студентов и ChatGPT.
Между тем ректор Университета Иннополис Александр Гасников смог испытать качество генерации искусственного изображения прямо на себе — недавно ему позвонил дипфейк мэра Москвы. «Мне вот, например, недавно Собянин звонил. Причем реально картинка со мной разговаривала. Сначала он хотел [поговорить] по WhatsApp*. В общем, с этого момента все было уже понятно, но мне было любопытно, как это все выглядит», — рассказал ректор. Интересно, что в феврале на отчетном заседании Иннополиса Гасников рассказывал, что злоумышленники подделали его аккаунт и рассылали от его имени сообщения сотрудникам вуза. «Безусловно, это (генерация изображений ИИ — прим. ред.) сейчас одна из главных проблем», — добавил ученый и привел в пример уровень генерации видео моделью ИИ Sora от компании OpenAI, создавшей ChatGPT. «Посмотрите, что Sora генерирует по запросу. Действительно очень сложно отличить. Недавно видео было с котенком, катающимся на пылесосе. Очень сложно понять, это настоящий котенок или фейк», — добавил ученый.
Говоря об ИИ-разработках Иннополиса, Гасников рассказал о модели ИИ, которая позволяет бесконтактно с помощью камер взвешивать животных — разработка полезна для агропредприятий. Ранее в интервью «БИЗНЕС Online» проректор университета Искандер Бариев рассказывал, что технология работает с погрешностью всего 5%.
«Лаборатории Касперского» собственная модель ИИ позволяет обрабатывать 10–15 млн объектов (файлы, ссылки) в день. 90 антивирусных аналитиков, работающих в компании, ни за что бы не смогли обработать такой массив информации вручную, рассказал директор по исследованиям и разработке компании Антон Иванов. Кадры — это вообще одна из главных проблем в кибербезе, указал Иванов, для поиска одного специалиста компаниям требуется от трех месяцев.
Вторая проблема, напрямую связанная с первой, — время реакций на инциденты. Есть атаки, которые развиваются от нескольких месяцев до полутора лет, рассказал Иванов. «С помощью нашей модели, которая использует искусственный интеллект, мы обнаружили атаку, которая длилась два года и таргетировала все устройства — айфоны. Наши эксперты обнаружили четыре уязвимости нулевого дня (уязвимость, против которой пока не разработаны защитные механизмы, — прим. ред.) и помогли Apple закрыть их», — рассказал он. На огромном объеме трафика ИИ-модель смогла обнаружить две сетевые аномалии соединения мобильных устройств с неустановленными центрам, пояснил он. «Ни один эксперт на таких объемах трафика обнаружить ее не сможет», — указал спикер.
Спецслужбы Украины не дремлют
Не забыл упомянуть кадровые риски и Чернышенко. «Мы внимательно следим за нормотворчеством в области ИИ в разных странах. В том числе мы видим огромную активность сейчас в конгрессе США, который выпускает закон за законом. Из недавнего — о налогах на роботов и модели искусственного интеллекта, которые замещают людей. Только в этом году в США технологические компании уволили более 50 тысяч специалистов, большинство — именно из-за замещения продуктами. Но России эта ситуация пока не угрожает, поскольку с безработицей у нас гораздо лучше. С учетом роста амбиций, в том числе в ВТБ, мы найдем применение всем. Я уверен, Андрей Леонидович готов принять высококвалифицированных работников… не только из США», — обратился он к главе ВТБ Андрею Костину. Глава ВТБ с удивлением посмотрел на чиновника. «Центральный Банк возьмет, мы ждем!» — вмешалась первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова.
Однако кадровая проблема все же оказалась не основной, что беспокоит банковскую отрасль. «Не секрет, что сейчас под нажимом американской администрации многие страны отказываются [от операций с РФ]. Даже крайне дружественные, которые заинтересованы в отношениях с нами, сейчас как ежики с иголками, у которых брюшко — это самое слабое место, — метафорично говорил Костин. — Цифровые расчеты — неотъемлемая часть для того, чтобы обрести суверенитет, в том числе в международных расчетах. Хотя наши как бы противники тоже двигаются в этом направлении. SWIFT объявил, что они тоже будут проводить скоро цифровые расчеты через себя. Но нам SWIFT надо убивать, нужно полностью от него уходить и наших друзей к этому тоже привлекать».
Согласилась с мнением главы ВТБ и Скоробогатова, отметив, что ситуация в банковском секторе, первым столкнувшемся с международными санкциями, — яркий показатель принципов нового мироустройства, которые проводят в жизнь наши недавние партнеры. При этом банки все же видят одной из главных целей защиту населения, которое после начала СВО также пострадало и начало еще больше подвергаться атакам мошенников. Единственный вариант — финансовым структурам надо работать в плотной связке с силовиками, заключила представитель ЦБ.
«Нам всем с вами звонят по 10−50 раз в день. Многие мошенники добиваются своих целей, к сожалению. Мне кажется, что нам надо объединить усилия на межотраслевом уровне и действительно сделать цифровую антифрод-платформу. Центральный банк, минцифры, участники финансового рынка, МВД — все будут задействованы в плане передачи информации, которая позволит снизить нам уровень мошенничества при цифровых сервисах», — заметила она.
«Я уже много раз говорил, что мы имеем дело со спецслужбами Украины, — отметил президент „Ростелекома“ Михаил Осеевский. — И бороться с ними нужно профессионально. Тема объединения отечественных спецлужб, телекома, банков — совершенно правильная. Эта работа и сейчас идет. Но думаю, что она требует большего внимания и другой организации. Те деньги, которые крадут у наших людей, идут на поддержку ВСУ. Это факт».
* принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации