Еще раз о вчерашнем заявлении на Всероссийском жилищном конгрессе в Сочи вице-президента НОСТРОЙ Антон Мороз.
Он сообщил (цитата):
«Ввод ИЖС на начало 2024 года составляет 15 млн кв. м, это очень большая цифра. Это на 29% больше, чем предыдущий период прошлого года. Естественно, путь развития рынка ИЖС, в том числе, лежит в создании единой ипотечной программы по ИЖС, которая может запуститься в июле 2024 года после завершения действующих льготных ипотечных программ.
Крайне важно, чтобы и здесь регулирование было достаточным для защиты прав граждан, покупающих такие объекты. Одной из таких стимулирующих мер должно стать распространение механизма эскроу-счетов, используемого в многоквартирном строительстве, на частное домостроение с привлечением подрядчиков».
Ну, допустим, такая программа появится летом. Хотя меня удивило молчание представителя Минфина, который присутствовал на мероприятии и сделал много громких заявлений: о прекращении льготной, сворачивании IT, повышению ставок по дальневосточной и арктической ипотекам, что распространение семейной ипотеки на семьи с детьми старше 6 лет нецелесообразно, так как не способствует увеличению рождаемости. При этом ни полсловом не обмолвился о появлении новой льготной программы.
Возможно, представитель застройщиков выдал планы, которые обсуждаются, но не приняты. Допустим.
Я о другом.
О «защите прав граждан», о пресловутых эскроу-счетах.
Сразу в лоб.
С 1 июля Сбер выдаёт ипотеку на ИЖС траншами в рамках любых государственных программ с субсидированными ставками, неважно, осуществляется строительство хозспособом, или с участием аккредитованного Сбером подрядчика.
Деньги выделяются поэтапно:
1 транш — на покупку земельного участка (если он приобретается в ипотеку). Максимальная сумма рассчитывается как стоимость земли по договору купли-продажи за вычетом части первоначального взноса.
2 транш — на подготовительные работы и возведение фундамента в размере не более 35% от суммы кредита. Перечисляется на счёт подрядчика по заявлению клиента после передачи участка в залог в пользу банка.
3 транш — на возведение стен, тёплого контура, кровли, заведение коммуникаций и иные работы в сумме не более 50% от суммы кредита. Перечисляется на счёт подрядчика по заявлению клиента после предоставления акта приёма-передачи работ по возведению фундамента, подписанного сторонами.
4 транш — на финальные работы в сумме не более остатка от суммы кредита. Перечисляется на счёт подрядчика по заявлению клиента после предоставления итогового (финального) акта приёма-передачи построенного жилого дома, подписанного сторонами.
Каждый последующий транш выдаётся при отсутствии просроченной задолженности по предыдущим траншам и при условии положительного заключения о ходе проведения строительных работ по результатам анализа фото/видео материалов, подтверждающих строительство жилого дома, с использованием специального мобильного приложения банка.
И что, такой степени защиты прав граждан недостаточно?
Деньги выделяются частями ТОЛЬКО после выполнения определённых этапов работ, после оформления необходимых актов и видео/фотофиксации посредством специальной программы. Схема выглядит вполне надёжной.
Но!
В таком случае частник платит процент банку только один раз, за ипотеку, причём платит траншами по ходу строительства.
В случае появления эскроу-счетов, оплата удваивается.
Первая оплата, как уже сказано, по ипотеке. Вторая, «зашита» в стоимость работ. Деньги на эскроу-счетах, предполагают наличие ПФ от банка для подрядной организации. На стоимость кредита увеличится стоимость строительства.
За всё это должен заплатить, в конечном счёте, заказчик – то есть гражданин.
Итак.
Рабочая схема, без удвоения оплаты уже есть и применяется крупнейшим банком страны.
Но для новой льготной программы она, судя по всему, даже не рассматривается.
Возникает вопрос, для кого начинается очередной банкет.
Ответ понятен.