Некоторые родители даже гордятся таким успехом своего малыша, считая его вундеркиндом. Давайте быстренько глянем одним глазком на то, что же думают по этому поводу современные учёные и сама Матушка-Природа.
Часто слышу на приёме или получаю сообщения, что ребенок так и не освоил ползание по-пластунски, а бывает, что и четвереньки...
- "Никите было не интересно ползать, поэтому он сразу встал"
- "А мой просто ️предпочел ползанию хождение"
- "Наш Катенька очень способная, поэтому вместо ползания встала уже в 6 месяцев!"
- "Ой! Да он у нас пухленький, и ему сложно даются все эти умелки. Зачем его мучать ползанием? Мы сразу начали укреплять ножки и ставить"
- "Главное, чтобы пошёл, а ползание это только не важный промежуточный этап. Я и сама не ползала. Хожу же нормально?"
Конечно, и не ползавший в детстве взрослый ходит, и ребёнок встанет и в итоге рано или позно начнёт делать свои первые шаги.
Но на сколько это здорово?
Что-то я пока ни разу не встречала не ползавшего взрослого или ребёнка:
- который имеет хорошую осанку,
- который НЕ начал мучаться болями в спине и суставах ещё в юном возрасте,
- который может похвастать крепким здоровьем.
Конечно, если занимается специально коррекцией последствий и целенаправленным укреплением здоровья.
Вопрос-то не в голом факте хождения,
а в КАЧЕСТВЕННОМ ШАГЕ, который возможен только:
- при верно подключенных в функциональные цепи мышцах
- при хорошо сформированной осанке на основе этого подключения мышц в цепи
ещё и в КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ:
- уровень координации движений и выносливости при бытовых нагрузках
- способность к концентрации и удержании внимания
- психологическая и эмоциональная стабильность
- красота осанки и стать походки
- расположение и моторика внутренних органов
- качество освоения речи, письма и мыслительных процессов
- наличие или отсутствие болей в спине и суставах
- и многое другие функции нашего тела и психики
ДА, всё это 👆 связано на прямую и косвенно с качеством формирования опорно-двигательного аппарата.
❓А как же сформировать качественные
подключения мышц в цепи, осанку и рациональный шаг?
🤩 Спешу Вас ПОРАДОВАТЬ!!!
Природа уже всё придумала!
Тут важно её не мешать, а иногда немного помочь, но грамотно.
Как раз для всего этого и была в мозг человека заложена программа по постепенной и строго поэтапной вертикализации (переход ребёнка из лежачего положения в устойчивую опору на 2 стопы).
Т.е. постепенное освоение навыка за навыком в строгой их последовательности и подключает мышцы в цепи, создавая качественные осанку и шаг:
- в каждом навыке идёт активация и подключение в цепь строго определённых мышц и мышечных групп
- каждая мышца и мышечная группа включаются в цепи в строй поочерёдности (поэтому и навыки поочерёдны)
- важно соблюдать последовательность этого подключения, осваивая все навыки в строгой последовательности
- важно не забывать, что в согласии с этой последовательностью освоения моторных навыков строятся и нарабатываются нейронные связи коры головного мозга и взаимосвязи между отделами мозга
На эту тему с 50х годов 20го века у нас в стране, в Европе, в Америке, в Израиле проведено множество исследований, сделано много научных открытий, написано огромное количество статей, учебников и глубоких научных трудов.
Здесь могу назвать такеи имена, как Ватслав Войта, Николай Александрович Бернштейн, Моше Фенделькрайз, супруги Бобат, Анат Баниель, Хава Шелхав, научные труды и методики которых я изучаю уже более 10 лет и активно применяю в диагностике и реабилитации детей.
Одним из самых лёгких для восприятия трудов на эту тему, с кучей ярких примеров, написанным простым языком считаю одну из моих настольных книг
"О ловкости и ее развитии" Николая Александровича БЕРНШТЕЙНА
Так вот что же я хочу сказать?
А, что ползание ПО-ПЛАСТУНСКИ и ЧЕТВЕРЕНЬКИ
- это ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ этапы формирования и опорно-двигательного аппарата и структур головного мозга. Там происходит формирование колоссального количества различных функций тела и психики.
Пропускает эти этапы малыш ❗НЕСПРОСТА❗
Это говорит об имеющихся нарушениях / дисфункциях.
НАПРИМЕР, есть какие-то напряжения или наоборот перерасслабленность в теле, которые не дают реализовать то или иное движение в суставе или суставах. А без этого движения не получается построить ползание.
НАПРИМЕР, в предыдущих навыках что-то пошло не так и мышцы подключились в цепи неверно, что и не даёт реализовать сложные действия в ползании.
А мозг по встроенной программе требует вертикализации и шага, подгоняет.
А тут и родители "гонят коней".
Значит нужно вставать на ноги с теми подключениями, что получились. Путь криво, косо, но встать необходимо. А разбираться со всеми этими большими или маленькими недочетами попробуем потом.
⚠️ К сожалению, у такого "дырявого" способа вертикализации часто бывают очень печальные последствия. Иногда уже сразу, а обязательно будут проявляться всё ярче с течением времени.
ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ здесь
- помочь ребёнку таки своевременно и качественно освоить оба вида ползания
- заметить и вовремя обратиться к специалисту, чтобы удрать из тела ребенка помехи ползания
- НЕ стремиться как можно быстрее поставить на ноги, а как можно дольше поощрять ползание
- если уже пошёл не ползая, то понять что именно помешало ползать, устранить эти причины и уже сейчас нарабатывать те движения и ротации, которые ребёнок должен был "взять" в ползании
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА для нас взрослых родителей и двигательных/физических терапевтов - это дать ребёнку лучший старт в жизни, обеспечить истинное здоровье, благодаря поэтапному моторному развитию.
- - - - - - - -
А Вы считаете ползание обязательным навыком?
Как мотивируете малыша к ползанию по-пластунски и на четвереньках?
- - - - - - - - мой САЙТ - - - - - - - -