Этим вопросом озадачиваются выпускники бакалавриата, что вполне закономерно. Вроде, 4 года жизни отдано на получение высшего образования. И есть диплом, где написано черным по специальной бумаге - «бакалавр по направлению «…». Кто бы что не говорил, а за продолжительный срок работодатели уже стали «привыкать» к этой диковинной «зверушке» с непонятным названием и отрасли, за редким исключением, активно поглощают этих кабалавров не жуя, да без майонеза. Тезис, что «человек привыкает ко всему» - подтверждается. Поэтому с позиции риска невозможности трудоустройства из-за своей профессиональной «неполноценности» (читай «недоученности») современные бакалавры могут быть спокойнее. В частности, если мы рассмотрим добывающие отрасли (особенно, нефть и газ), то работодатели чтобы приноровиться к «недоинженерам» в лице бакалавров, давно и активно развивают собственные корпоративные институты.
Таким образом, выпускник бакалавриата может смело ставить запятую - «учиться нельзя, работать!», дабы быстрее начинать осваивать свой профиль деятельности, прокачивать компетенции, да и, конечно, зарабатывать на хлебушек с маслом. Учитывая, что современные выпускники школ - это 18+, то благодаря банальной арифметике приходим к выводу, что по выходу из бакалавриата - это уже 22+ годиков. А в таком великовозрастном состоянии не особо хочется сидеть на шее у родителей + многие ребята уже обзаводятся семьями либо на старших курсах, либо сразу по окончании вуза. По совокупности доводов запятая уверенно закрепляется перед словом «работать».
Но молва о том, что бакалавриат - неполноценное образование, которая подкрепляется слухами типа «вот вернемся сейчас к специалитету и никому ваши дипломы не нужны будут», естественно пугает выпускников и они стараются «порядка ради» подать документы в магистратуру. Плюс принято у нас сразу отучиться, отмучиться, а потом уж до пенсии профессиональную лямку тянуть, постигая азы и аналы производственных процессов. Да куда ж деваться парням, которые все-таки не хотят «отдавать долг Родине» службой, а магистратура манит двумя годами относительного спокойствия, приближающими к заветному 27летию.
Вот и выходит такая дилемма. С одной стороны, надо зарабатывать гроши на жизнь и расти профессионально, но, с другой стороны, хочется «доучиться» и закрыть для себя это дело (как говорят на Востоке «съесть жабу»). В итоге получается, что огромное количество магистрантов пытаются совмещать трудовую деятельность и обучение на очном отделении. И вот тут начинаются проблемы:
- Снижается посещаемость, а, точнее, она может стремиться к 0. Ссылаться на то, что, если магистрант не посещает занятия и имеет задолженности - как обсуждали ранее - не выходит. В большинстве случаев ребят «тянут», ибо отчислять не особо «льзя».
- Теряются даром сотни часов, отведенные на НИРМ. Точнее они тратятся, опять же, на трудовую деятельность магистранта, следовательно, качество диссертаций оставляет желать лучшего. Да, магистрант будет божиться, что все успеет, но по факту, все чаще в качестве магистерских работ приходится видеть откровенные рефераты. И их допускают и выпускают, потому что «надо». Банальный пример - если магистрант работает вахтами, то половину обучения он находится «в поле», а свободную вахту он якобы должен учиться, но мы отлично понимаем, что сюда добавляется и желание нормальной личной жизни. Следовательно, он уделяет обучению не всю свободную вахту, а лишь 40-60%. Вот и выходит, что 2/3 обучения просто проходит мимо него.
- Вовлеченность в учебный процесс снижается до 0. Новоиспеченный молодой специалист встречается с новым миром, своей профессиональной деятельностью, на фоне которой обучение в вузе может казаться «детским садом». Поэтому вчерашний благодарный бакалавр превращается в магистранта-скептика.
И это при условии, что магистрант идет работать по своей специальности. А бывают случаи, когда человек заканчивает бакалавриат по нефтегазовому направлению, поступает в магистратуру, но работает барменом, официантом или таксистом. Тут вообще происходит полное смещение фокусов, зачастую, не в пользу качественной подготовки специалиста…
Что делать? Каковы пути?
- Запретить совмещать профессиональную деятельность и обучение на очном отделении вуза? (Если это не предусмотрено образовательной программой).
- Работать как есть и с тем, что есть. Смириться?
- Стараться совместить работу и обучение, как раз, с помощью специальных инструментов - например, модульного обучения, практико-ориентированных магистерских программ (подготовка по запросу производства с активной интеграцией в профессиональную деятельность, предусмотренной учебным планом и графиком обучения)? Кстати, об опыте реализации одной из таких программ для профиля «Бурение нефтяных и газовых скважин» по заказу Газпромнефти я расскажу в отдельной статье.
Как вы считаете? Нужно ли давать возможность совмещать работу и учебу? Возможно ли это проконтролировать и имеет ли право на это вуз? Как это должно быть реализовано? Поделитесь опытом и своими историями.
С уважением,
Тот самый Епихин