Найти тему
EURASIAN CONSTRUCTION TECHNOLOGY

Проблемы импортозамещения в машиностроении

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ежегодно российские компании наращивают уровень локализации в области машиностроения, то есть все больше составляющих для спецтехники изготавливается на отечественных заводах. Существуют федеральные целевые нормы, которые устанавливает Правительство Российской Федерации. Они определяют необходимый уровень локализации для таких предприятий, который оценивается по балльной системе. Количество набранных баллов влияет на степень государственной поддержки производства и доступ к госконтрактам. Очевидно, что каждое предприятие стремится максимально локализовать свою продукцию. И у некоторых это получается быстрее, чем у других.

В 2024 году UMG, который является абсолютным лидером по производству автогрейдеров и занимает почти треть внутреннего рынка России, находится точно в графике федеральных норм. Степень локализации разного вида продукции компании составляет от 60 до 75%. Но на этом производитель останавливаться не намерен. К 2026 году будет локализовано от 80 до 85% компонентной базы моделей в зависимости от линейки.

Вообще, тенденция на локализацию и импортозамещение сейчас всеобщая. Российские компании активно заняты восстановлением производства запчастей для тяжелой техники, которые многие годы закупались в других странах. Прежде всего это гидравлические устройства, мосты, коробки передач. Чтобы на сто процентов соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к отрасли государство, необходимо наладить бесперебойное производство всех компонентов группы "А".

По словам директора по маркетингу компании UMG Алексея Слухая, наши предприятия являются компетентными в производстве узлов и агрегатов, благодаря которых техника может выполнять свои функции и выдерживать нагрузки, обусловленные тяжелыми климатическими условиями. А вот с электроникой все не так радужно. По мнению эксперта, при производстве контроллеров, панелей, датчиков, следует сконцентрироваться на унификации продукции, чтобы ее можно было использовать на разной технике. Это сделает процесс импортозамещения более быстрым.

Еще одна проблема, с которой сталкивается машиностроение, является конкуренция с китайскими производителями. Алексей Слухай утверждает, что особенно остро этот вопрос стоит на Дальнем Востоке, в Сибири и Приморье, что имеет объективную причину. Пользуясь поддержкой своего государства, предприятия из КНР имеют возможность снижать цены. И это делает приобретение техники у них более выгодным для эксплуататоров. Между тем отечественные машины, которые сходят с конвейеров заводов, расположенных в европейской части страны и на Урале, несмотря на существенную государственную поддержку, остаются дорогими. Все дело в затратах на транспортировку. Например, чтобы предприятие на Дальнем Востоке получило негабаритный экскаватор из Твери, надо дополнительно вложить полтора миллиона рублей. Это очень много. И, конечно, такой расклад существенно тормозит процесс импортозамещения.