Не раз в непрофессиональной среде встречаю мнение, что гр. Лев Толстой — выдумщик, если вообще не лжец; что это извратитель правды, если вообще не истины; что, собственно, это графское исчадие в кокетливой косоворотке переврало нам, честным русским людям, всю историю в "Войне и мире" и обшельмовало образы исторических деятелей и все документальные факты.
#ЛевТолстой #ВойнаиМир #русскаялитература #русскиеписатели #русскаяистория #БугаёваНН #LiterMort
В среде профессиональной подобные "жалобы турка" вызвали бы лишь недоумение и смешки, так как гр. Лев Толстой не документалист и не систематизатор исторических документов, а литератор, создатель художественной литературы на основе такого художественного метода, как реализм. В его романах перед читателем развёртывается художественное пространство и художественное время, в своём единстве формирующие хронотоп. Действующие лица романов — это художественные образы, а текст обладает занимательностью и богатством синтаксиса и лексики за счёт приёмов художественной выразительности. Художественной! Так неужели Лев Толстой не документалист и не историк, а... писатель? Создатель художественной литературы? Неужели он применял в создании романов... фантазию? Сочинительство? Художественный вымысел?
Да, именно их. Его ещё, кстати, и анафеме предавали (но не за художественный вымысел, за который его охотно предали бы анафеме его современные (не) благодарные читатели, а за вольнодумство в трактовании Евангелия и в частности диалога между Иисусом и Сатаной в пустыне).
Интересен вопрос: сколько же в "Войне и мире" вымысла и сколько достоверных фактов на уровне хронотопа?
Широкой известностью роман-эпопея «Война и мир» по праву обязан умело сформированному хронотопу, представленному как единство и тесная взаимосвязь художественных времени и пространства, определённых автором в рамках наиболее крупной формы эпоса.
Авторское изображение действительности носит местами вымышленный характер, когда речь идёт о сочинённых событиях и выдуманных героях. Например, в сюжете повествования прозаиком выведены несколько семей: Карагиных, Курагиных, Ростовых, Болконских, Безуховых, Долоховых и пр. При изображении войны автор сталкивает вымышленных эпических персонажей (Денисова, Петю и Николеньку Ростовых, Фёдора Долохова, Андрея Болконского и др.) с реальными историческими личностями: Кутузовым, Наполеоном, Багратионом, Александром I и др.
Насколько фантазийно художественное пространство романа?
Действие развертывается в достоверно описанной модели общества с сохранением значимых деталей геополитики («могущественному государству, как Россия», «войска, которые формируются во Франции», «на Аустерлицком поле»). Из этого следует, что художественное пространство романа Л.Н. Толстого условно может быть разделено на периоды как с изображением реальной модели социума, так и с формированием авторской картины мира с вымышленными героями.
В этой сверхкрупной эпической форме картина мира, организующая композицию произведения, представлена как чередование нескольких повествовательных планов. Например, «живая масса» войск, движущихся в сторону Австрии для соединения с союзниками, контрастирует с тесной, заполненной людьми гостиной графа Безухова. Следовательно, у Толстого широкий, открытый план сменяется замкнутым, и наоборот.
С другой стороны, особенности образа пространства в романе тесно связаны с понятием художественного времени. Характеры главных персонажей даны в развитии, о чём говорит подробная художественная детализация хронотопа: мальчик Петя Ростов вырастает, принимает участие в войне и трагически погибает — «Петя тяжело упал на мокрую землю; пуля пробила ему голову»; князь Андрей чуть не умирает, становится героем, отцом, вдовцом, женихом, разочаровывается в жизни и вновь обретает веру. Очевидно, что, относясь к направлению реализма, данная эпопея характеризуется элементами бытового и биографического времени, то есть стремится изобразить жизнь, развитие и смерть людей именно так, как это свойственно реальному миру.
Кроме того, анализируемому роману свойственно параллельное развитие разных сюжетных линий. Это позволяет мастеру слова одновременно развивать несколько действий, придавая сюжету романа многоплановость и динамичность, свойственные объективной действительности («В то время как у Ростовых танцевали в зале шестой англез … с графом Безуховым сделался шестой уже удар»). Следовательно, образ времени в романе-эпопее соотнесён с историческим, на фоне которого развёртываются более короткие бытовые или биографические зарисовки.
Вывод, уважаемые исследователи, таков: Лев Толстой соотносил хронотоп с исторически достоверной моделью мира и многообразием сюжетных линий, раскрываемых параллельно с основной, что говорит не только об уникальности писательского мастерства прозаика (так как композиционно сделать то, что смог граф, очень сложно), но и о реальной основе всех его вымыслов. Стало быть, не фантазёрством единым!..
Граф Л.Н.Толстой: фантазёр, портящий честным людям историю?
14 апреля 202414 апр 2024
31
4 мин
Не раз в непрофессиональной среде встречаю мнение, что гр. Лев Толстой — выдумщик, если вообще не лжец; что это извратитель правды, если вообще не истины; что, собственно, это графское исчадие в кокетливой косоворотке переврало нам, честным русским людям, всю историю в "Войне и мире" и обшельмовало образы исторических деятелей и все документальные факты.
#ЛевТолстой #ВойнаиМир #русскаялитература #русскиеписатели #русскаяистория #БугаёваНН #LiterMort
В среде профессиональной подобные "жалобы турка" вызвали бы лишь недоумение и смешки, так как гр. Лев Толстой не документалист и не систематизатор исторических документов, а литератор, создатель художественной литературы на основе такого художественного метода, как реализм. В его романах перед читателем развёртывается художественное пространство и художественное время, в своём единстве формирующие хронотоп. Действующие лица романов — это художественные образы, а текст обладает занимательностью и богатством синтаксиса и лексики за счёт