Уважаемые друзья, во вторник 12.12.2023 неожиданно побывала на гастрольном спектакле театра Вахтангова «Война и мир» Римаса Туминаса, получила удовольствие — от того, что десятки людей на сцене читали вслух Толстого и жили жизнями его созданий, а несколько сотен моих друзей-ростовчан бок о бок со мной слушали Толстого и думали его мысли. Так наши мысли в единстве с толстовскими создали единый космос.
Естественно, сегодня вопрос посвящён этому интересному (ни много ни мало) роману.
#новыйгод #викторина #подарки #LiterMort #БугаёваНН #ЛевТолстой #ВойнаиМир #110летТеатруВахтангова #РимасТуминас
Чтобы было ещё занимательнее, задам несколько вопросов.
[ТЕКСТЫ К ВОПРОСАМ ДАНЫ ВНИЗУ В КОММЕНТАРИЯХ]
• Вопрос 1: почему врач целует раненого князя Андрея в губы?
• Вопрос 2: что означает многократный толстовский повтор «белое человеческое мясо» («chair à canon») и почему князя Андрея передёргивает при взгляде на собственное голое тело?
• Вопрос 3: почему пленный французский драгун ко всякому слову добавлял: «Только не обижайте мою лошадку»?
Римас-Туминасовский спектакль заканчивается монологом Пьера о его бессмертной душе, якобы запертой в балагане. Зададим вопрос и об этом?
• Вопрос 4: что имеет в виду Пьер, смеясь над фактом своего пленения: "И всё это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!"?
⭐Уважаемые собеседники, бесконечно ценю ваш диалог со мной!
И сегодняшняя тема как нельзя располагает к общению. Какая бездна вопросов открывается! И из бездны удалось выловить 4 вопросика.
Приглашаю ответить на все 4 вопроса или на любой приглянувшийся вопрос в отдельности.
Ответ на вопрос №13
• ВОПРОС 1
Почему врач целует раненого князя Андрея в губы?
Поцелуй — приложение уст в знак любви, дружбы, привета, уважения (В.И. Даль).
В древнехристианской церкви поцелуй — символ христианской любви и мира.
Апостол Павел часто говорил о священном поцелуе, наставляя приветствовать друг друга с «целованием святым». Братское лобзанье — внешнее выражение духа единения и любви в древней церкви.
В восточной церкви священник давал поцелуй прихожанам как символ мира и знак отпущения грехов.
поцелуем обменивались прихожане при посещении церкви.
Древним христианам известны и поцелуи почитания.
Среди православных повсюду распространен пасхальный обычай троекратного лобызания.
[О. Платонов
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"]
А что есть Пасха? Пасха — это празднование воскрешения Иисуса Христа из мёртвых. Воскресением И. Христа открыт всем доступ на небо. При пасхальном целовании верующие приветствуют друг друга: Христос воскресе!
Врач делает операцию, но не ожидает, что тяжко раненный князь Андрей снова откроет глаза. Но Андрей Николаевич пробуждается после операции. Поцелуем в губы врач приветствует его из мёртвых, приветствует его при возвращении в мир живых. Князь Андрей здесь уподобился Иисусу, который умер и пробудился для небес. Поцелуй доктора — выражение высшей любви человека к человеку, трогательное поздравление с воскрешением того, кого уже сочли умершим навсегда.
• ВОПРОС 2
Что означает многократный толстовский повтор «белое человеческое мясо» («chair à canon») и почему князя Андрея передёргивает при взгляде на собственное голое тело?
Человек есть соединение духовного с телесным.
Телесное вещественно, предметно, просто (хотя толстый учебник анатомии с этим готов поспорить), а духовное утончённо, нематериально и сложно.
Отождествлять человека лишь с его телесной частью — значит унижать его, низводить до простейшей его составляющей. Стремиться к телесному, отрицать духовное — двигаться вниз, опошлять человеческую природу.
Стремиться к реализации духовно-интеллектуального потенциала — значит отдавать должное человеку, уважать его.
Война не считается с личность и индивидуальностью.
На войне личность обращается в «пушечное мясо» — то есть человека употребляют как «затычку для пушки».
Это овеществление человека.
Человек достоин более утончённого обращения, чем физически применять его для обслуживания пушки, как вещь.
Вот является личность — она способна писать стихи, говорить на разных языках, изучать звёздное небо, проектировать дворцы и механические конструкции.
Но у этой личности вдобавок есть ещё тело из мяса и костей (не считая прочего).
И война говорит: так, всё, что перечислено вначале, отбросьте— это без надобности. Мне пригодится лишь ваше тело. Им я заткну пушку.
Это обесценивание всего в человеке, что не есть тело.
Война унижает человека, сводит к нулю всю его индивидуальность, все его нефизические заслуги и способности.
Глядя на солдат, которые за неимением лучшего вынуждены плескаться в грязи, князь Андрей остро переживает их унижение. Они — люди, и потому достойны большего. А они довольны малым и даже черпают из того удовольствие и отраду. Видеть, как человек кормится ничтожно малым и за то благодарен, как за манну небесную, унизительно. Человек создан для большего, для умственного труда, для интеллектуальной работы, для простора и вольности, а физически его польза не должна сводиться к обслуживанию орудий.
Вот почему князь Андрей душой болеет за личный состав, превращённый в «карасей» в грязной воде.
Грязна сама война.
Зрелище собственного тела напоминает князю Андрею, что для войны он не более чем тело. Не личность, не индивидуальность, не человек с душой, мыслями и мечтами, а — тело, и только. Война — хищник, который смотрит на человека и видит лишь несколько пудов мяса. Хищнику всё равно, дегенерат перед ним или Эйнштейн, прагматик или мечтатель, хищник видит лишь мясо, а всё прочее обесценивает.
Так и война обезличивает личность, овеществляет её, тем самым унижая, а это оскорбление человеку, плевок в душу.
• ВОПРОС 3
Почему пленный французский драгун ко всякому слову добавлял: «Только не обижайте мою лошадку»?
По славянской традиции, на крыше крестьянского дома делалось украшение в виде конской головы — конёк, который, по поверьям, оберегал дом.
Многое с лошадью (конём) связано в русском фольклоре. Конь — верный спутник былинных персонажей — русских богатырей. Встречаются сюжеты о конях, разговаривающих человеческим голосом, спасающих жизнь своего хозяина.
Фольклорная традиция продолжается и в русской литературе. В истории многих персонажей лошадь или боевой конь играет не последнюю роль, а иногда и сама лошадь становится героем литературного произведения.
[Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. 2007.]
Лошадь человеку — крылья.
Казак сам не ест, а лошадь кормит.
Не потчуй лошадь ездом, а корми тестом; не гладь рукой, посыпай мукой.
Лошадь холь, корми как сына, а берегись как ворога (как вора).
Лошадь ржет - хоть обругай ее, да здравствуй!
[Словарь Даля]
Выписка из Военной энциклопедии (СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915):
Упоминаются первые учителя верховой езды начиная с XVI века. Всѣ эти первые учителя, и немецкие, и французские, обращались съ лошадьми крайне жестоко.
Знаменитый виконтъ д’Абзакъ начала XIX в. во Франціи приходитъ къ замѣчательно здравымъ заключеніямъ: въ посадкѣ противъ природы не идти, помогать ей, но не передѣлывать природное сложеніе; посадка должна быть совершенно свободна и естественна; только тогда всадникъ может легко и ловко владѣть конемъ.
Благодаря трудамъ всѣхъ этихъ лицъ, уже въ середине XIX века появилось нѣсколько вполнѣ обоснованныхъ школъ верховой ѣзды. Въ числѣ ихъ одно изъ первыхъ мѣстъ принадлежитъ Боше. Главная ея заслуга — въ требованіи наиболее мягкаго обращенія съ лошадью и сохраненія ея.
Следовательно, и в России, и во Франции (и в иных странах) вершиной развития человеческой культуры было наиболее мягкое и доброе обращение человека с лошадью.
Это демонстрирует нам и Лев Толстой. Ласковое обращение француза-драгуна с его лошадкой, petit cheval, говорит о его духовном здравии, о нравственном здоровье этого человека. Хотя обращение с лошадью не даёт нам полностью познать характер человека, однако доброта этого обращения — непременное условие для человека нравственного.
Тем самым Толстой как бы говорит нам: и русские, и французские люди равны и в своём равенстве не имеют разделения на своих и врагов. Война не разделяет людей на своих и врагов, нравственность всегда первее войны.
• ВОПРОС 4
Что имеет в виду Пьер, смеясь над фактом своего пленения: "И всё это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!"?
Как отмечено выше, человек — это единство плоти и духа. Пока человек жив, эти две части неразделимы.
Следовательно, нельзя пленить человека отдельно от его духа.
Однако дух стоит выше телесного и не подвержен пленению физическими методами. Дух нельзя поймать, как вещь.
Рождается парадокс, антиномия.
Антиномия — парадоксальное утверждение с противоречием.
Поймав человека и взяв его в плен, берут его всего, нельзя же отдельно взять в плен тело, а дух оставить.
Однако в то же самое время дух не поддается физическому пленению, он остаётся свободен.
Например, Пьер в плену, ему запрещают далеко отходить, но он может смотреть на даль и мысленно быть там, а не в плену. Мысленно он где угодно, и его мысль не поймать. У него в мыслях — вся даль, вся Родина, весь мир. Мысленно он совершенно свободен.
Отсюда парадокс, антиномия — одно отрицает другое.
Свобода духа выставляет «взятие в плен» посмешищем, выявляет логическую несостоятельность взятия людей в плен.
Поэтому Пьеру смешно.