В 1992-м году после ряда удачных и неудачных экспериментов британская металлическая группа Iron Maiden записала свой последний шедевр из шести песен, который обессмертил ее имя на века. Но после этого релиза группа провалилась в столь глубокую пропасть, что не может из нее выбраться и по сей день.
Я уже писал о том, как низко пали «Мэйдены» в 1986-1988 годах, выпустив два диска, которые сильно порадовали попсовиков, но отвернули от себя истинных хард-рокеров (ссылка внизу). И так получилось, что единственным рокером, оставшимся по окончании этого периода в группе, был гитарист Эдриан Смит. Но оставался он ненадолго, его не устраивала смена направления стиля музыки группы, и он вскоре отчалил из нее играть настоящий металл.
На видео: Iron Maiden в 1980 году, в лучшие свои времена, когда шикарных идей у группы была огромная масса
И вот наконец-то о сложившемся положении задумались и остальные бывшие хард-рокеры группы. Они хоть и получили за свои два «попсовых» творения хорошие денежки, но наступил момент, когда нужно было подумать и о репутации. «Мэйдены» напрягли свои извилины и решили все же вернуться к своим корням с альбомом «No Prayer for the Dying», который вышел в 1990-м. От прежней «попсы» они решили избавиться.
Но этот альбом, хоть и представивший старый добротный материал, наподобие которого группа сочиняла до середины 80-х, внезапно постигла несчастливая судьба. При его создании музыканты, сами того не осознавая, немного расслабились, получив головокружение от прошлых успехов, и решили, что теперь они могут что-то записать даже тяп-ляп, и оно моментально станет хитом.
На видео: Iron Maiden в 1992 году
Но не тут-то было. Записанный впопыхах на сенохранилище Стива Харриса в Англии альбом получился таким невнятным, что растерялись не только фанаты группы и критики, но и сами «мэйденовцы». К тому же новый гитарист Яник Герс, заменивший Смита, показал полную неспособность играть металл. Это был типичный хард-рокер, который в начале 80-х записал два альбома с Иэном Гилланом, но Гиллан-то хэви-металлом никогда не баловался. Не баловались металлом и все остальные группы, в которых Герс успел поработать до того, как поступил в Iron Maiden. Вот вам и результат.
Короче, альбом хоть и не провалился в чартах, но до американской «платины» он не добрался и по сей день, а то, что он хотя бы стал в США «золотым», от музыки, появившейся на нем, не зависело никак. Просто пластинка начала продаваться «на старых дрожжах», а потом продажи скисли, и первый финансовый успех как бы получился необоснованным.
В общем, группа впервые в своей жизни столкнулась не только с финансовым кризисом, но и с творческим, потому что на тяп-ляп прорваться на очередную «платину» не получилось даже в далекой Новой Зеландии, где обычно любой диск «Мэйденов» шел на «ура!». И стало понятно, что если бренд Iron Maiden хотел жить дальше не на старых хитах, а на новых свершениях, приходилось снова начать напрягаться, и не только физически, но и интеллектуально.
Итак, первым приступил к активным действиям Стив Харрис - главный интеллектуал группы. Он выбросил из своего сарая всё сено, сломал амбарные ворота и пригласил лучших специалистов по строительству музыкальных студий, чтобы те соорудили в его поместье шикарное помещение для записи убойных хэви-металлических шедевров. Одновременно начали учить Яника Герса играть металл, и хоть за год его так ничему и не научили, но продюсер Мартин Бёрч дал зуб за два, что на финальном сведении все недостатки нового гитариста-двоечника исправит с помощью обычной электронной магии.
И вот, что мы видим?
Весной 1992 года в свет выпустился очередной альбом «Железной девы» под названием «Fear of the Dark», который был совсем не похож на то, что группа записывала во второй половине 80-х. Это был просто шикарный металлический релиз уровня 1980-1984 годов, который показал, что есть у Iron Maiden еще порох в пороховницах. Все шесть композиций, которые вошли на альбом, были такими убойными, что крышу снесло не только у фанатов, но и у критиков, приготовившихся было разгромить новое «сарайное» произведение группы в пух и прах.
Но разгромить не получилось, потому что громить было нечего, а было только то, что надо было только хвалить. Самый негативный отзыв пришел от AllMusic, главный рецензент которого заявил, что «новый релиз улучшился по сравнению с тусклым «No Prayer for the Dying» как в музыкальном, так и в звуковом плане, хотя еще не совсем дотягивает до того, что группа делала в 80-х».
Однако главный критик металла той эпохи Billboard все же признал, что «Мэйдены» с триумфом вернулись на старую стезю, «голос Дикинсона не имеет признаков износа, а гитарная работа звучит свежо и четко».
Рецензенты помельче вовсю пели дифирамбы новому диску, заявляя, что Iron Maiden альбомом «Fear of the Dark» сделали самый настоящий прорыв во всей своей карьере, и такого прорыва не было у них с 1982 года.
И на самом деле – альбом получился таким убойным, что реально пришла пора говорить о самом настоящем прорыве. И даже гитара Яника Герса ничего не испортила, потому что Марти Бёрч сдержал свое обещание – на финальном сведении он отрихтовал хард-рокерскую гитару так, что если сильно не прислушиваться, то можно было счесть бывшего «гиллановца» металлистом более-менее приемлемой категории.
Короче, альбом «Fear of the Dark» получился просто вышибающим своим шикарным драйвом, правда, непонятно, зачем музыканты добили его еще шестью бонусами, которые были столь отвратными, что если их рассматривать в составе альбома, то весь альбом, невзирая на его шедевральность, можно было бы просто выбросить на помойку.
Но, слава Богу, никто эти бонусы всерьез рассматривать не собирается. Я думаю, что эти бонусные песни записывались для разогрева в виде джемов, при этом использовались самые худшие идеи, взятые с предыдущего альбома. А потом их выкидывать стало просто жалко, вот и прилепили это всё гуано к альбому.
Ну ладно, бонусы – это всего лишь бонусы, пусть лучше они будут, чем их не будет вообще. Только эти бонусы на сон грядущий слушать нельзя, чтобы не приснились кошмары, не нужно их слушать их и перед приёмом пищи. Также не советую их слушать в момент вождения автомобиля, а то такое прослушивание чревато автокатастрофой.
А вот основную часть альбома надо слушать в любое время и при любых обстоятельствах. Шедевр – он и в Африке шедевр. Ниже я прилагаю список песен и бонусов, которые вошли на диск.
ОСНОВНОЙ ДИСК
Сторона 1:
1). Be Quick or Be Dead (3:21) «Будь быстрым или умрешь». Шикарный хардяк хэви-металлического направления. Тут комментировать нечего.
2). From Here to Eternity (3:35) «Отсюда в вечность». Прекрасный хард-роковый рок-н-ролл. Тоже нечего комментировать.
3). Afraid to Shoot Strangers (6:52) «Боюсь стрелять в незнакомцев». Прекрасная бпллада в первой части и шикарный прог-металл во второй.
Сторона 2:
4). Childhood's End (4:37) «Конец детства». А это вообще, кажется, изюм всего альбома. Я когда впервые эту песню в 1993 году услышал, сразу же влюбился в весь альбом.
5). Chains of Misery (3:33) «Цепи страданий». Отличный боевик для повышения аппетита перед завтраком накануне тяжелого трудового дня.
6). Fear of the Dark (7:16) «Боязнь темноты». Сногсшибательный эпик, даже не знаю, как его комментировать. Настоящий шедевр.
На видео: Тут весь альбом
БОНУСЫ
Далее идут бонусы, но они все такие отвратные, что я даже переводить названия песен не хочу, а не то что комментировать.
7). Fear Is the Key (5:30)
8). Wasting Love (5:46)
9). The Fugitive (4:52)
10). The Apparition (3:53)
11). Judas Be My Guide (3:06)
12). Weekend Warrior (5:37)
И вот что я скажу. Альбом «Fear of the Dark» - это последнее творение группы Iron Maiden, то есть завершение ее блистательной творческой биографии. То, что музыканты начали рисовать дальше – это даже хуже, чем тошнотворные бонусы к этому альбому. Правда, в 2000 году группа каким-то чудом поднапряглась и создала прекрасный хит «The Wicker Man», вошедший на альбом «Brave New World», но это всего лишь одна песня, потому что весь альбом получился просто никудышным. Короче, это была просто прощальная песня из будущего, и нечего подобного «мэйденовцы» уже не создали.
А так, в целом, завершение карьеры группы Iron Maiden – это именно 1992 год целым альбомом, а не 2000-й одной песней. После этого «мэйденовцы» записали еще 8 альбомов, но лучше бы они не напрягались, потому что репутация группы была катастрофически подорвана, когда Дикинсона заменил совершенно не подходящий «Мэйдену» фронтмен Блейз Бейли. А потом, когда «Сирена» снова вернулся, то изменить он уже ничего не смог. Iron Maiden до сих пор влачат жалкое существование, выезжая только на своих старых хитах, а новые их песни по большому счету никому уже не нужны.
Нет, кто-то все же «обновленных» «Мэйденов» слушает, иначе не было бы топовых позиций в чартах, но я не стану крошыть батон на поклонников современной карнации Iron Maiden – кому и Манатик может заменить Оззи Осборна.
Но в свете того, что я понаписывал выше, ясно только одно - альбом «Fear of the Dark» является вершиной творчества группы, по крайней мере, на фоне ее заката в 90-х. Ну, ясно, что настоящей вершиной являются другие, более ранние работы группы, но если уж завершать ее биографию в 1992 году, то «Fear of the Dark» и на самом деле – самая настоящая вершина. И после этой вершины последовала такая крутая пропасть, что я не знаю больше ни одной хардово-металлической группы, которая в такую пропасть упала и не померла бы.
Но «Мэйдены» после падения в эту пропасть умудрились выжить, и сегодня ползают там по дну этого ущелья, создавая новые «шедевры», достойные только грифов и кондоров, которые успешно этим всем продуктом питаются и по сей день.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ IRON MAIDEN НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как «Железная дева» прорывалась в СССР. Две уникальные публикации об Iron Maiden в советской прессе
«Iron Maiden» давно уже исписались, и их первые альбомы продаются лучше, чем последние
Диск Iron Maiden, записанный в 1970-м году, можно услышать сегодня и сравнить с оригиналом