Найти тему
Без музыки совсем не то

Iron Maiden 1980 года ~ «очень дикий» альбом, «очень дикая» группа, «очень дикий» панк-рок на грани металла, или наоборот

В 1980-м году британская рок-группа Iron Maiden выпустила свой первый, одноименный, альбом, записав для него 15 песен. Правда, на саму пластинку вошли только 8 песен, а остальные семь пришлось распихать по синглам и сборникам в том же 1980-м году.

Группа Iron Maiden в 1980 году, как раз во время выхода своего дебютного альбома, лицевая сторона которого помещена на этом коллаже справа
Группа Iron Maiden в 1980 году, как раз во время выхода своего дебютного альбома, лицевая сторона которого помещена на этом коллаже справа

С дебютным диском Iron Maiden 1980 года я познакомился весьма прозаически и совсем не с восторгом. Еще в 1981-м во время службы в армии я получил от одного своего товарища-меломана письмо, в котором он рассказывал, что в мире появилась новая рок-группа, «группа-зверь», как он выразился, причем не по конверту, на котором красовался какой-то волохатый зверь, а именно по музыке.

Естественно, это была группа Iron Maiden, и речь шла о первом альбоме, потому что второй в то время еще не появился на свет.

Ну, я этому своему товарищу верил, потому что до армии мы с ним перекрутили огромную кучу рок-музыки и более-менее в ней разбирались. Вот я и поверил, что и на самом деле на музыкальном рынке появилась какая-то «группа-зверь», которая по громкости способна забить баки самому искушенному меломану. К сожалению, до тех мест, где я служил, музыкальные новинки не доходили, потому мне и пришлось ждать дембеля аж до 1982 года, чтобы услышать наконец этот «звериный» Iron Maiden.

Но услышал я этот альбом уже после того, как послушал еще более «звериный» эпохальный альбом AC/DC «Let There Be Rock» 1977 года, да еще и в наушниках, да еще и на полную громкость. И поэтому когда на следующий день мне поставили этот «звериный» диск «Мэйдена», он меня не очень сильно впечатлил. Как на мое тогдашнее мнение, AC/DC получился гораздо мощнее и более раздолбайским, хотя, конечно же, музыку этих двух групп сравнивать глупо. Однако AC/DC перебил мне Iron Maiden, и хотя эти две группы в том году я услышал впервые, за «Аки Даками» я сразу же признал первенство, а «Мэйдены» еще довольно долго числились у меня в андерграунде.

Правда, с появлением в поле моего зрения альбома IM «The Number of the Beast» мое мнение о группе изменилось, и она стала одна из самых моих любимых, но поначалу впечатление о ней было не лучшим.

Самый первый сингл Iron Maiden "The Soundhouse Tapes", 1980 г.
Самый первый сингл Iron Maiden "The Soundhouse Tapes", 1980 г.

Да, этот диск получился очень громким, разнузданным и даже во многих местах панковским, но на нем уже наметилась хэви-металлическая линия, на которую «Мэйдены» полностью свернули пару лет спустя. И если не учитывать все подобные громкие, разудалые и полу-панковские релизы других групп тех же времен (тот же AC/DC, к примеру), то этот альбом может выглядеть даже шедевральным. И он совершенно не зря ворвался в первую 5-ку британского хит-парада, и хотя застрял на 4-й позиции, и всего на несколько недель, но для совершенно новой группы это было огромным достижением.

Лейблы сингла Iron Maiden "The Soundhouse Tapes"
Лейблы сингла Iron Maiden "The Soundhouse Tapes"

Однако если проследить путь «Мэйденов» к славе, то выясняются очень интересные вещи. Группа была образована в 1975 году, в самый разгар хард-рок-вакханалии, как раз в то время, когда начали зарождаться альтернативные течения, в частности – панк. За последующие четыре года состав группы менялся множество раз (около 15-ти), и единственным неизменным участником был бас-гитарист Стив Харрис. Он менял вокалистов, гитаристов и барабанщиков как перчатки, пока, наконец, в 1978-м, с приходом вокалиста Пола Ди Анно и гитариста Дэйва Мюррея состав не стабилизировался в той степени, чтобы можно было приступить к записи песен для первого альбома.

Правда, эпопея с записью длилась почти год. Зимой 1978/79 гг. группа, состоявшая из четырех музыкантов (Пол Ди Анно, Стив Харрис, Дэйв Мюррей и барабанщик Дог Симпсон), записала первое свое демо, которое в итоге так и не было растиражировано, так как у музыкантов не было денег. Все кассеты, которые удалось накопировать, были разосланы владельцам некоторых лондонских клубов – так группа надеялась заполучить менеджера, который серьезно занялся бы их делами. Одним из первых откликнулся Род Смоллвуд, и это стало для него самым удачным приобретением в жизни – он остается менеджером «Мэйденов» и сегодня, и можно только догадываться, сколько десятков или сотен миллионов он заработал за последние 40 лет на своих подопечных.

Конверт английского выпуска альбома Iron Maiden 1980 года
Конверт английского выпуска альбома Iron Maiden 1980 года

В 1979 году в активе группы было всего четыре песни - «Prowler», «Strange World», «Iron Maiden» и «Invasion», остальной репертуар был в виде каверов на песни разных панк-групп, но они даже в том составе музыкантов звучали вполне убойно. Смоллвуд серьезно занялся раскруткой группы, и к осени того же года выпустил первый сингл Iron Maiden «The Soundhouse Tapes» (на фото выше) с тремя песнями, потому что «Strange World», была забракована самими музыкантами из-за недостаточно хорошей, по их мнению, аранжировки. Менеджер так хорошо организовал концерты группы и настолько искусно распространял сингл, вышедший тиражом всего в 5 тысяч экземпляров, что группа очень быстро стала явлением, с которой поспешил заключить контракт не кто иной, как сам концерн EMI.

Лейблы английского выпуска альбома Iron Maiden 1980 года и внутренний конверт для пластинки
Лейблы английского выпуска альбома Iron Maiden 1980 года и внутренний конверт для пластинки

Однако для записи дебютного альбома потребовалось очередное изменение состава. Харрис подумал, что одного гитариста в такой мощной группе, как Iron Maiden совсем не хватает, и позвал одного своего знакомого из группы Remus Down Boulevard - Денниса Страттона. Случилось это в декабре 1979-го, а вскоре, перед самым Новым Годом, захворал Дог Симпсон, не выдержав концертной гонки, и на его место по наводке Страттона пришел Клайв Барр, который до этого барабанил в группе Samson.

Этим составом и был записан первый альбом группы, хотя музыканты развили такую деятельность, что записали не 8 песен, вошедших на дебютник, а целых 15, и еще кучу всяких зарисовок. Две песни впоследствии вошли на второй альбом группы «Killers» 1981 года, а остальные 5 разошлись по синглам в период 1979-1981 гг. О них я напишу ниже.

Фрагмент с информацией об альбоме
Фрагмент с информацией об альбоме

Также у группы было три продюсера, и все три неудачные. Сначала Смоллвуд нанял некоего Гэри Эдвардса, с которым в ноябре 1979-го была записана всего одна песня – «Burning Ambition», вышедшая на сингле в начале февраля 1980-го. Музыкантов не устроили требования продюсера, который хотел заставить их играть песни в стиле панк, тогда как, по словам Харриса, он музыку панк на дух не переносил. Правда, ее обожал Пол Дианно, но Стив Харрис как мог сдерживал панковские амбиции своего фронтмена, хотя и не всегда удачно.

После Эдвардса на помощь группе пришел известный гитарист группы Sweet Энди Скотт, но он не пришелся по душе Харрису, потому что настойчиво хотел заставить его играть на басу не пальцами, а медиатором, чтобы, по словам Скотта, сделать музыку более утонченной и одновременно представительной.

Конверт американского выпуска альбома Iron Maiden 1980 года на Harvest Records
Конверт американского выпуска альбома Iron Maiden 1980 года на Harvest Records

Последним за эту сессию был Уил Мэлоун, известный тем, что руководил духовой секцией при записи альбома Black Sabbath «Never Say Die!» в 1978-м. Мэлоун вообще не вмешивался в творческий процесс, считая, что «Мэйдены» уже настолько популярны благодаря своим ударным песням, что как бы они свой альбом не сделали, он все равно выйдет убойным. На студии он появился только несколько раз, а продюсерским делом занимались сами музыканты с помощью звукооператоров студии. Зато свои неплохие барыши Мэлоун получил сполна, и даже не соизволил попрощаться с группой, покидая свой пост. Наверное, он потом сильно пожалел об этом, наблюдая, как музыканты Iron Maiden начинают заколачивать миллионы, а его карьера поднялась только до кратковременного сотрудничества с Depeche Mode.

Лейблы американского выпуска альбома Iron Maiden 1980 года с добавочной сингловой песней "Sanctuary"
Лейблы американского выпуска альбома Iron Maiden 1980 года с добавочной сингловой песней "Sanctuary"

Пока музыканты записывали альбом, Род Смоллвуд вовсю занялся выпуском синглов, и даже умудрился засунуть две песни Iron Maiden в эпохальный сборник метал-групп «Metal for Muthas», вышедший в феврале 1980-го. И когда в середине апреля 1980-го альбом «Iron Maiden» появился на прилавках, группа была уже так хорошо раскручена, что в Великобритании пластинка стала раскупаться с неимоверной быстротой. Также хорошо пошли и синглы, и в итоге слава о группе начала докатываться и до США, где она впоследствии и стала заколачивать свои миллионы и тиражей, и долларов.

Кроме всего прочего этот альбом стал эталоном звучания для многих металлических рок-групп, ставших впоследствии знаменитыми, в частности – для музыкантов «Металлики» и «Сепультуры».

Тем не менее, стоит признать, что все же панковская составляющая на дебютном альбоме Iron Maiden благодаря Полу Ди Анно и барабанщику Клайву Барру была очень сильной. Об этом прямо указывают и многие британские списки популярности от музыкальных журналов, относивших группу именно к панк-року. И только когда был уволен Пол Ди Анно, а затем и Клайв Барр, все элементы панка из музыки «Мэйденов» испарились, и они превратились в самую настоящую группу хэви-металла, причем стали одной из икон этого направления.

Ну, а теперь имеет смысл перейти к рассмотрению всех песен. Музыку и слова к песням написал Стив Харрис, кроме треков №№2 и 3, к которым тексты написал Пол Ди Анно, и трека №7, который полностью сочинил Дейв Мюррей. Авторство бонусов будет указано в аннотациях к ним.

Сторона 1:

1). Prowler (3:56) «Бродяга». Прекрасный жесткий боевик, достойный вокала только Пола Ди Анно, потому что более поздние версии, где запевает Брюс Дикинсон, совершенно не впечатляют. Гитара «вау-вау» - это прекрасная находка, и она прикрывает собой некоторые недостатки музыкальной темы. Но самый бесподобный тут – бас, в него надо вслушаться сквозь скрежет гитар, и тогда станет хоть немного понятно, почему Харрис выгнал несостоявшегося продюсера группы Энди Скотта.

2). Remember Tomorrow (5:30) «Помни про завтрашний день». Такой чисто голливудский блюз в стиле Альфреда Хичкока, обожавшего средневековые английские ужасы. Изюминка альбома – это бешеная риффовка в середине композиции и неистовые соляки там же. Не знаю, о чем поет Ди Анно, сочинивший к песне текст, но его вокал выглядит очень убедительно.

3). Running Free (3:22) «На свободе». А это непререкаемый хард-рок боевик, самый настоящий гимн нарождающемуся металлу, впрочем, не без влияния панк-рока. Однозначный шедевр мирового уровня, то есть нетленная классика, достойная изучения студентами всех консерваторий, в том числе и симфонических.

4). Phantom of the Opera (7:02) «Призрак оперы». Эту композицию трудно характеризовать, так как это многочастная пьеса, и каждая часть исполнена в совершенно разных, уникальных по отношению друг к другу стилях. Но однозначно – это еще один шедевр не только альбома, и не только группы, но и всего классического хард-рок-металла в целом.

Сторона 2:

5). Transylvania (4:09) «Трансильвания». Инструментальная «панк-рок-металлистика», как выразился как-то один мой знакомый меломан. И на самом деле – кульминация этой композиции так фантасмагорически закручена, что отнести этот шедевр только к хард-року или только к металлу просто невозможно.

6). Strange World (5:43) «Странный мир». Отличная баллада, которую «мэйдены» в первые годы своего становления считали самой главной изюминкой всего своего творчества. И на самом деле, тут Пол Ди Анно раскрылся во всей своей вокальной красе, потому и неудивительно, что это единственная песня с альбома, которую Брюс Дикинсон никогда не исполнял ни на концертах, ни в перезаписанных вариантах. Дикинсон такие проникновенные баллады просто не хавает, как говорил еще один мой знакомый меломан.

7). Charlotte the Harlot (4:14) «Блудница Шарлотта». Чистый панк-рок – злой и бескомпромиссный. И к гадалке ходить не надо. Припев весьма оригинальный в музыкальном плане.

8). Iron Maiden (3:43) «Железная дева». И еще один мега-громкий панк, что бы кто там не говорил. «Мэйдены» так любят эту песню, что без нее не обходится ни один концерт. Сама песня, конечно, не шедевр, но без нее альбом совсем не смотрелся бы. Да и Дикинсон ее не тянет, такие композиции – зона действия таких панк-рокеров, как Ди Анно.

Бонусы:

9). Sanctuary (3:19) «Святилище». Супер-танцевалка, и снова в стиле хард-панк-металл. Существует несколько вариантов песни, записанной разными составами в 1979 и 1980 годах, причем на разных синглах выходили разные варианты. Самый «дикий» вариант вышел на сборнике металлических групп «Metal for Muthas» в феврале 1980-го. Песню написали совместно Харрис, Мюррей и Ди Анно.

10). Burning Ambition (2:42) «Горящие амбиции». Прекрасный боевик авторства Харриса с просто суперовскими соло на гитарах, совсем не «мэйденовский». Я впервые услышал эту песню в каком-то документальном фильме про Iron Maiden по телевизору в период глубокой перестройки, и она мне сразу врезалась в память. И только через много лет мне наконец-то удалось ее услышать в нормальном виде, и с тех пор я ее обожаю еще больше. Записана эта песня была в ноябре 1979-го с четырьмя музыкантами в составе под предводительством продюсера Гэри Эдвардса, и вышла на сингле в феврале 1980-го. Ну, я об этом упоминал выше.

11). Invasion (2:38) «Вторжение». Еще один боевик от Харриса, но уже более панковский, чем даже вещи на альбоме. По качеству звучания и музыкальным выкрутасам прекрасно смотрелась бы на альбоме «Killers». Неизвестно, когда песня была записана, но впервые она вышла на сингле в ноябре 1979-го, еще до записи альбома, а потом еще несколько раз переиздавалась в первоначальном виде.

12). Women in Uniform (3:07) «Женщины в униформе». А это кавер на песню австралийской глэм-роковой группы Skyhooks, тоже моя любимая вещь в дискографии «мэйденов». Записана была летом 1980 года с помощью продюсера AC/DC Тони Платта, незадолго перед увольнением гитариста Денниса Страттона, а выпущена на сингле 27 октября того же, 1980 года.

13). Drifter (6:25) «Дрейфующий». Песню написали Стив Харрис (музыка) и Пол Ди Анно (текст), и она входила в концертный репертуар группы в 1979 и 1980 годах. Сначала выходила на синглах, выпущенных в 1980 году, но в концертном варианте, а позже была перезаписана в студии и вошла на диск 1981 года «Killers».

14). I've Got The Fire (3:00) «У меня есть огонь». Этот номер - кавер на песню Ронни Монтроза, «мэйдены» никогда не записывали его с Ди Анно в студии, и он выходил на синглах только в концертном варианте, пока не был перезаписан с Дикинсоном. Группа исполняла эту песню на концертах, в концертном варианте с участием Страттона она вышла и на сингле в середине мая 1980 года.

15). Wrathchild (3:10) «Дитя гнева». Этот вариант вышел на сборнике металлических групп «Metal for Muthas» в феврале 1980-го вместе с композицией «Sanctuary», еще до выхода дебютного альбома. Позже песня была перезаписана с новым гитаристом – Эдрианом Смитом и вошла на второй диск группы «Killers».

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Iron Maiden «Killers», 1981 г. ~ последний оригинальный альбом популярной не по последним заслугам рок-группы

Как мы в 1983 году купили два новейших альбома «Iron Maiden» и «Pink Floyd» за дорого, и как сильно пожалели

Iron Maiden «Powerslave», 1984 г. ~ последний прорыв группы, а дальше пошли эксперименты и коммерция

«Iron Maiden» давно уже исписались, и их первые альбомы продаются лучше, чем последние

Диск Iron Maiden, записанный в 1970-м году, можно услышать сегодня и сравнить с оригиналом