Найти тему
Люди Севера

Страна, которой не было? Где на самом деле существовала Гиперборея

Оглавление

Люди с древних времен мечтали о землях, жизнь в которых была бы полна счастья и благоденствия: Шамбала, Атлантида, Эльдорадо, Китеж – и, разумеется, Гиперборея. Мифическая страна прекрасного и сильного народа, находящаяся далеко на севере, притягивала светлые (и не очень) умы на протяжении многих веков, сегодня вдруг став полем битвы ящеров и русов. Как так вышло?

Первые упоминания и предположения

Название «Гиперборея» с древнегреческого можно перевести так – «за северным ветром». А вот где на самом деле находилась эта страна и находилась ли она вообще хоть где-то — вопрос до сих пор для многих открытый.

Самое раннее упоминание об этой далекой стране встречается у Геродота, который сам ссылается на Гесиода и Гомера – их тексты о гиперборейцах, правда, до нас уже не дошли. В четвертой книге своей «Истории» древний собиратель сказаний повествует о народе, что безбедно живет у моря на северной окраине мира, никем не тревожимый и почти ни с кем не вступающий в контакт. Исключением, как пишет Геродот, являются лишь жители острова Делос, у которых якобы имеются столь тесные отношения с гиперборейцами, что те через скифов и иные народы отправляют им дары. Зачем?

Геродот пересказывает то, что утверждают делосцы: когда-то семеро гиперборейцев (две девушки и пять мужчин) не вернулись из путешествия со своей родины на их остров, то ли оставшись там жить, то ли погибнув. В любом случае северяне решили задобрить жителей Делоса, чтобы те если и не вернули пропавших странников, то хотя бы гарантировали безопасность всем остальным. А потому они продолжили «до сих пор» — то есть до дней жизни Геродота — якобы посылать островитянам подарки. На самом же Делосе в подтверждение связей со страной, что «за северным ветром», остались лишь могилы, будто бы принадлежащие гиперборейским девушкам – Гиперохе и Лаодике.

-2

При этом делосцы почитали собственную связь с далеким народом севера за священную: некоторые мифы говорят, что Лето, мать Аполлона и Артемиды, прибыла на остров именно из Гипербореи, родив своих божественных детей в теплой земле эллинов.

Кроме того, в Гиперборее, согласно иным историям, бывал Геракл, который попал туда, преследуя керинейскую лань. Родом оттуда якобы был также и Олен, легендарный греческий поэт, который – что примечательно – тоже жил на Делосе.

Проблема с существованием Гипербореи, впрочем, была актуальна и для зачастую неаккуратного с историческим фактами Геродота.  Никто из тех, о ком слышал Геродот, никогда лично не встречал ни одного гиперборейца. А все рассказываемое о них было столь сомнительным, что принять это на веру было сложно.

-3

Это, впрочем, не останавливало иных античных авторов. Они продолжили строить гипотезы о местоположении Гипербореи и характере ее жителей. Так, греческий поэт V в. до н. э. Пиндар описывал гиперборейцев как совершенных существ — идеал, недостижимый даже для эллинов (не говоря уж о варварах). А другой античный писатель, Гекатей Абдерский, составил о прекрасных северянах и их стране целый трактат, в котором поместил Гиперборею на остров у берегов Кельтики — современных территорий Франции и Западной Германии.

При чем тут русы?

В Средние века, когда Русь возникла в Европе в качестве самостоятельного государства, история о Гиперборее уже успела состариться на столетия, за которые представление о ее жителях как о высших существах изменилось на противоположное. Теперь они считались варварами, которым чужды как истинная вера, так и мудрость древних.

Для византийцев такими варварами как раз и были русские, которые в 860 году устроили набег на окрестности Константинополя. По крайней мере, риторика тех лет уже не видела ничего противоречивого в отождествлении северных варваров и некогда благородных, совершенных, почти божественных гиперборейцев.

-4

Впрочем, если для византийцев это сравнение могло быть лишь фигурой речи, то иные европейцы начиная с XIII в. всерьез полагали, что если Гиперборея и не является Русью, то расположена где-то совсем поблизости. Так, английский философ Роджер Бэкон полагал, что легендарная страна находится где-то за Русью, на север от Гиперборейских гор (больше известных нам как Уральские), а итальянский путешественник Юлий Помпоний Лет, совершивший в конце XV в. путешествие по Южной Руси, утверждал, что Гиперборея – это остров далеко на севере, где день не сменяется ночью в течение полугода. Возможно, до него дошли слухи о Новой Земле, которую голландцы откроют только в следующем веке.

Представления о связи Руси и Гипербореи легко объясняются несовершенством географических представлений у древних греков и возникновением русского народа там, где действительно, согласно античным представлениям, должна находиться легендарная страна – севернее скифов, то есть севернее Великой степи, и у моря, то есть у берегов Северного Ледовитого океана.

-5

В начале XVII века югославянский священник Мавро Орбини написал и издал по-итальянски книгу «Славянское царство». В ней он поместил Гиперборею на территории Скандинавии, назвав ее прародиной всех славян, а их самих – предками всякого европейского народа. Католическая церковь такого панславизма не оценила и вскоре запретила труд Орбини, признав его еретическим.

Но славяне — далеко не единственные, кто использовал образ Гипербореи как представление о своей великой прародине. Тем же самым пытались заниматься и германцы.

Торжество правды?

В начале XVI века польский ученый Матвей из Мехова запустил целую череду исследований, опровергающих существование Гипербореи и истинность некоторых прочих античных представлений (например, заблуждение Аристотеля, согласно которому реки могут начинаться только в горах).

После публикации его «Трактата о двух Сарматиях», в котором он описал географию Восточной Европы, к мнению Матвея присоединились и нидерландский писатель Альберт Кампенский, и итальянский ученый Павел Йовий, и немецкий космограф Себастьян Мюнстер. Все они утверждали, что Гиперборея – это не более чем плод греческой фантазии, а потому не земле нет ни этой страны, ни гор, ее от мира отделяющих.

-6

Впрочем, вскоре император Священной Римской империи Максимилиан I отправил своего дипломата Франческо да Колло в Россию с тем, чтобы он наконец точно нанес их на карту. И да, он их отыскал – все-таки это наш очень реальный Урал.

Так впервые в истории было описано наиболее вероятное положение Гипербореи: ее все-таки не существовало. Из чего, впрочем, не следует, что не существует также и всего, с нею связанного. Уральские горы, например, как и скифы, – точно не выдумка.

Дмитрий Канавин